Без рубрики        01 сентября 2008        502         0

Чтобы делать открытия в истории, надо её хорошо знать

Через две с небольшим «хвостиком» недели нагрянет к нам сентябрь – предвестник перемен в погоде и в ритме жизни, и в первый его день по давней традиции начнется новый учебный год, который всегда ждут не только с нетерпением, но и с тревогой, потому как многострадальную школу то и дело реформируют. Если не доходят у чиновников руки до переделки ее программы, тогда они «перелицовывают» предметы, подстраивая их к идеологической конъюнктуре и переменчивой политике, в том числе и естествознание. Но больше всего, конечно, достается гуманитарным дисциплинам. На эту острую тему наш корреспондент сегодня беседует с депутатом Верховной Рады АРК, преподавателем Крымского республиканского института последипломного педагогического образования, есаулом Крымского казачьего союза Александром ШЕВЦОВЫМ.

— По образованию и по роду деятельности вы – историк. Я по образованию тоже историк, но не «практикующий», а лишь наблюдающий, как на перепутье, на котором мы сейчас оказались, в этой отрасли знаний совершаются такие «открытия», какие даже фантастам в голову не приходят. Ни для кого, конечно, не новость, что история в любые времена была политизирована, подгонялась под господствующую идеологию, но то, что происходит с ней сегодня, полагаю, явный перебор. Иной раз просто заходишься от «восторга»: надо же, как закручено. Вы такие эмоции тоже испытываете? Или уже попривыкли и, придя через полмесяца в аудиторию, будете излагать свой предмет привычно обтекаемо и бесстрастно?

— Действительно, сегодня некоторые так называемые историки совершают такие «открытия», что даже фантасты кусают себе локти от зависти. Совершенно очевидно, что фантазеры от науки выполняют заказы определенных политических и финансовых групп, которым в своих целях нужно убедить людей, в первую очередь молодежь, в исключительности украинцев как нации и, соответственно, в том, что у Украины своя особая история, свой особый путь развития, пролегающий обособленно из незапамятных времен. Технология, которой пользуются «новооткрыватели», достаточно отработана. Известно, как один зарубежный историк с целью развенчать такую практику 17 раз прокомментировал один и тот же факт, давая ему в каждом варианте совершенно новую оценку. Издать перелицованную по такой «методике» историю в условиях рыночных отношений не составляет никакого труда, и этой литературой нынче заставлены полки книжных магазинов и библиотек.

Разумеется, мне тоже трудно сдержать эмоции, читая высосанные из пальца «открытия» и ни из чего не вытекающие выводы о выдающейся роли южных славян в истории человечества. Но я освобождаюсь от них перед тем, как отправиться на занятия. Аудитории я излагаю, прежде всего, свою точку зрения на исторические события, но и не отвергаю иные взгляды на них. Для меня важнее всего, чтобы мои слушатели сами, самостоятельно или в процессе дискуссии, давали им свою оценку. Я стараюсь привить им навык накапливать факты, систематизировать их и, только взвесив каждый, делать выводы, объективные, но, тем не менее, не окончательные.

— Особо, насколько я знаю, вас интересует история казачества и, в ее контексте, история своего казачьего рода. Не расскажете ли о своих находках?

— Я действительно отношусь к потомственным донским казакам. Отец мой родом из станицы Краснокутской, а мать – из станицы Митякинской. О многих своих предках я знаю достаточно хорошо и горжусь ими. Мой дед по матери Никита Петрович Косоротов был старшим урядником 10-го Донского имени генерала Луковкина полка, которым одно время командовал весьма известный генерал Белой армии Петр Николаевич Краснов.

О моем двоюродном деде Илье Агафангеловиче Швечикове, духовным наследником которого я был назначен на семейном совете, я с детства знал, что он живет где-то во Франции. Но этим сведения о нем и ограничивались. Я задался целью узнать о нем как можно больше, и после многолетних поисков мне теперь известно, что он участвовал в Первой мировой войне, а в гражданскую – воевал в чине подъесаула 45-го Донского казачьего полка. В 1920 году дед оказался в Крыму в составе 5-го Донского имени генерала Платова казачьего полка. В эмиграцию он отплыл, скорее всего, из Керчи. Некоторое время пребывал на острове Лемнос, где верховный главнокомандующий Белой армией барон Врангель вручил ему за особое отличие орден Святителя Николая-Чудотворца, которым, как я установил, награждены чуть более 300 человек. Умер дед во Франции в 60-е годы. Узнал я и то, что благодаря ему наша семья уцелела в 1933 году, когда население СССР выкашивал лютый голод. Дед ежемесячно посылал своим родным некоторое количество золотых франков. Эти деньги нашему семейству на руки, конечно, не выдавали, но оно получало на эту сумму муку и крупу, благодаря чему выжили не только мои родственники, но и те, кто жил рядом с ними.

Мой дед по отцу был почтмейстером-телеграфистом, о котором все отзывались как об очень порядочном, честном чиновнике, хорошем семьянине. За отказ передать телеграмму белому командованию его до смерти забили шомполами.

Словом, история моего рода отражает всю трагедию гражданской войны и казачества, пронзительно точно переданную в эпопее «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова. Ну, а тот, кто знает историю своего рода, я уверен, сделает все, что в его силах для сохранения мира и спокойствия.

— Ловлю вас на слове. Вы говорите, что ваш дед был чиновником, но одновременно вы причисляете его к казакам. В этой связи было бы нелишне уточнить, а кто такие собственно казаки – народность или сословие?

— Ответить на этот вопрос однозначно до сих пор мало кто отважится. Над огромной территорией, где жили и проживают ныне казаки, лавина за лавиной пролетали грозовые годы, в пламени пожарищ безвозвратно сгорели многие свидетельства, свитки и связки документов, без которых ныне не восстановить древнюю историю казачества. Более того, до сих пор не прояснена семантика самого этнонима «казак» («козак»). В справочнике «Казачьи войска России», изданного в Петербурге в 1912 году, приводятся восемь толкований этого термина. По одной версии, он происходит от названия скифских племен: «ко сак», которое переводится как «белый олень», «белый гусь». В другом толковании «ко сак» переводят как «страж, воин Солнца». Половцы называли «казаками» неженатых, легковооруженных воинов, охраняющих пограничные рубежи или выполняющих отдельные оперативные поручения. Соотносят этот термин с наименованиями хазар и кавказских касогов. Возможно, кое-что прояснить помогут углубленное изучение казачьего фольклора и ведущиеся сейчас на Дону археологические раскопки.

О древности же казачьего рода мы можем судить по переписке властителей Московии, Блистательной Порты, Речи Посполитей. В ней, в частности, упоминается, что в первой половине 15 века в Рязани «городовые казаки» несли охрану рубежей города и наблюдали за порядком. Возможно, поэтому впоследствии стражей порядка в России стали именовать «городовыми».

Ну, а теперь по сути заданного вопроса. До революции казаки считались сословием, несмотря на то, что они в свою очередь делились на три сословия: казаки-дворяне, казачье купечество и рядовые казаки. Советская власть все сословия отменила, как утверждалось, навсегда. В том числе было упразднено и понятие «казак». Прошло время, и в 1936 году казачество было восстановлено и, надо понимать, не в качестве сословия, поскольку оные были отменены, а, следовательно, как этнос, народность. Скачущие на конях казаки, обретшие счастье в коллективных хозяйствах, замелькали на экранах кинотеатров. Но все это не внесло ясности в определении принадлежности казаков. Хотя многое в укладе жизни, обычаях имеет все признаки этнической обособленности, но их как бы перечеркивает многонациональность самого казачества, в которое влились представители разных народов. Противоречивость суждений на этот счет, по-видимому, долго не позволят ученым придти к единому мнению. Но не исключено, что будут расти ряды сторонников точки зрения ряда зарубежных специалистов, которые считают казаков «четвертой ветвью восточных славян – славяно-тюркского происхождения».

Сами же казаки себя считают «казачьим народом». Осознание себя таковыми у нас проявилось еще в 1918 году, когда возник так называемый «казачий сепаратизм».

— Казаки, как известно, всегда гордились своими традициями, обрядами, своим укладом. Мы о них осведомлены, в первую очередь, по произведениям великих писателей Льва Толстого, Михаила Шолохова, а также других популярных авторов. Сейчас потомки казаков как бы восстанавливают образ жизни и обычаи предков, но почему-то делают это вразнобой, каждая община по-своему, с какими-то, как кажется со стороны, своими целями. Невольно возникает вопрос: а все ли нынешние казаки – действительно казаки? Кое-кто удивляется: а разве в Крыму было казачество? А если было, то неужели такое же «пестрое», как сейчас?

— Казачье движение сейчас действительно ожило. Люди интересуются историей казачества, его обычаями, нравами, его системой воспитания «слуг Отечества». Казачьи войсковые формирования существовали только на землях нынешних России и Украины, поэтому ничего подобного не наблюдалось более нигде. Так что использовать чей-то иной опыт для возрождения традиций не приходиться – надо опираться только на свой. Но он всегда передавался только посредством семейного воспитания, в котором опора делалась на почитание старших, беспрекословное повиновение им, подражание их умению и навыкам. Этой традиции был тоже нанесен непоправимый урон, когда в 1918 году казаки подверглись геноциду. В результате, например, на Дону численность казаков с 4 миллионов сократилась до 2 миллионов. Подобное наблюдалось и в десяти других регионах, где дислоцировались казачьи войска. При всех страшных потерях, у живущих в станицах и на хуторах все-таки сохранились возможности вернуться к прежним нормам бытия, что, собственно, и происходит на том же Дону, на Кубани, Урале…

Но многие потомки казаков сейчас проживают вдали от родины предков и, как бы следуя словам, сказанным однажды Львом Николаевичем Толстым: «Народ казаками хочет слыть, народ казаками хочет быть», они тоже объединяются в казачьи формирования. В Крыму сейчас насчитывается более 30 таких объединений, из которых наиболее авторитетен Крымский казачий союз, возглавляемый депутатом Верховной Рады АРК Владимиром Черкашиным. (К слову, казачество представлено в крымском парламенте пятью своими представителями). Надо надеяться, что рано или поздно все эти организации объединятся.

Если же говорить об истории Крыма, то она так или иначе связана с казачеством. Казаки неоднократно вторгались на его территорию в ответ на нападения на их земли войск крымских ханов. Казачьи формирования постоянно присутствовали на полуострове со времени его присоединения к России. Известно, что при основании Севастополя казачий отряд обратил в бегство высадившийся турецкий десант. Казаки обороняли Севастополь и в годы Крымской войны. Не менее, чем легендарный матрос Кошка, известен донской казак Осип Иванович Зубов, который в свои 55 лет участвовал в вылазках в тыл врага и добывал там «языков». Казаки обороняли Крым в гражданскую войну и участвовали в его освобождении от фашистских оккупантов.

Многие вступают в казачьи объединения из уважения к истории нашего народа, желания приобщиться к его традициям, обычаям. Так было всегда. С давних пор существует обычай показаченья, обязывающий принимать в наши ряды всякого достойного человека. В соответствии с ним в свое время запорожцы приняли в казаки Грицко Нечеса, более известного как светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический.

— Некоторые политики упорно утверждают, что казачьи формирования созданы для противостояния иным этносам многонационального Крыма. Их протесты хоть чем-то обоснованы?

— Само по себе является вымыслом утверждение о противостоянии «иным этносам». Выдумывают это те, кто не имеет представление о казачестве и его истории. В составе казачьих войск всегда были представители многих народов, в том числе и тюркских. Один из французских исследователей насчитал в среде запорожцев людей 17 национальностей. В состав Войска Донского входили подразделения калмыков. Императрица Екатерина II своим указом предоставила крымским татарам право сформировать от двух до пяти дивизионов по казачьему образцу. Крымские татары проходили службу в Собственно Его Императорского Величества конвое.

Следовало бы также знать, что памятках для молодых казаков указывалось уважительно относиться к людям других национальностей. В составе современных крымских казачьих объединений много профессиональных военных, побывавших в горячих точках и хорошо знающих, чем может обернуться любой межэтнический конфликт. Поэтому в уставах наших организаций одной из основных их задач названо недопущение такого рода конфликтов.

— В истории казачества мы, как будто, отчасти разобрались. А в общей истории Украины скоро ли будет объективно отражено ее прошлое и настоящее? На ваш взгляд, это произойдет в ближайшем или все-таки в отдаленном будущем?

— Историей сегодня манипулируют в чисто политических интересах. Но фальсификация событий и их оценок не есть сама история. Людей, как известно, можно на время ввести в заблуждение, но постоянно обманывать себя они не позволят.

Борьба вокруг истории, безусловно, будет продолжаться, но ведь история – это наука, а в науке ложь просто недопустима. Я оптимистично прогнозирую исход этой борьбы именно потому, что истинную научную историю Украины представляют такие ученые, как академик Петр Петрович Толочко. Они уже много сделали для утверждения научных взглядов на наше историческое прошлое, многое для этого делают сегодня и, думаю, преуспеют в этом деле в будущем.

Беседовал Лев РЯБЧИКОВ, лауреат Международной премии имени М.А. Шолохова,

«Крымские известия»

Сентябрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930