Без рубрики        06 декабря 2008        701         0

Михаил Ненашев с крымского берега передал привет американцам и не только

В Крыму высадился десант — так журналисты иногда любят пугать своих читателей, рассказывая о каком-нибудь мирном событии. Не будем и мы отступать от традиций: слово «десант», вбирающее в себя многослойность происходящего, лучше всего характеризует приезд на полуостров небольшой делегации россиян. Небольшой, но зато какой! В ее составе — вдова известнейшего русского писателя Валентина Пикуля Антонина Ильинична Пикуль и депутат Госдумы Российской Федерации Михаил Ненашев. И приехали они на так называемые «Пикулевские дни». Миссия их распалась на несколько составляющих: если можно так сказать, культурологическую, гуманитарную и политическую.

Но вначале эта делегация посетила славный город Киев, с которым писателя Валентина Пикуля связывало кровное родство. Приехали не просто так, а привезли несколько тысяч книг писателя для украинских библиотек. Повстречались с читателями, до сих пор помнящих и любящих пикулевских «Фаворита», «Моонзунд», «Три возраста Окини-сан» и многое другое, им написанное. То же самое повторилось и в Крыму — Севастополе и Симферополе.

В столице автономии делегация возложила венок к памятнику-танку в сквере Победы, цветы — к Долгоруковскому обелиску, встретилась с коллективом Таврического национального университета. В Русском доме Антонину Ильиничну ждала беседа с членами Союза русских, украинских и белорусских писателей Крыма, а Михаил Петрович в это время был на записи в студии на телеканале ИТВ.

На обещанную пресс-конференцию Ненашев прибыл с опозданием — телевизионщики, видимо, не хотели его отпускать. Но ожидание было вознаграждено: российский депутат сказал много чего интересного. Ведь он еще и лидер Движения в поддержку флота, а в Госдуме является членом председателя Комитета по обороне.

Для «разогрева» он сразу расставил точки над «i»: нынешний приезд — это знак особого внимания России к Украине, к Крыму. «Мы не можем допустить, чтобы унижалась русская культура, — сказал депутат. — Интерес к Украине никогда не ослабеет, потому что Украина и Россия — это один народ». И рассказал, что в Госдуме он представляет Мурманскую область, в которой, как известно, живет много этнических украинцев. Так вот, каждый раз после очередного демарша украинских властей (а Ненашев несколько раз подчеркивал: не Украины, не украинского народа, а украинских властей) типа присвоения звания Героя Украины фашистам к нему подходят украинцы и извиняются.

Не берите во внимание никакие слухи, циркулирующие вокруг Черноморского флота в Севастополе, продолжил депутат: «Мы будем его укреплять, а не сокращать!» Мало того, сейчас ведутся переговоры насчет недостроенного крейсера в Николаеве — возможно, его выкупят россияне как раз для ЧФ.

А вот про «карту русского», про которую спросила «Крымская правда», насколько журналисты поняли, депутат Ненашев знает мало. Поскольку смог сказать общие слова насчет того, что «любые попытки, способствующие общению, мы приветствуем».

Вопрос журналистов ОРТ:

Накануне вашего приезда информагентства сообщили, что корабли Шестого флота США проходят сейчас процедуру страхования рисков, связанных с их возможным пребыванием в Черном море в следующем году. Это связано с Грузией или с определенной позицией украинских властей?

— Военным кораблям США, как и другим кораблям стран нечерноморского бассейна, в Черном море делать нечего, кроме как по приглашению стран Черного моря и то только по согласованию с соседями. Не говорю уже о том, что есть международные конвенции. Американские эсминцы и фрегаты уже попробовали в августе и сентябре привозить в Грузию памперсы и сникерсы — сейчас, как вы знаете, именно в эти минуты, корабли российского флота, в том числе атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» находятся у берегов Латинской Америки, это Карибское море. Я не говорю, что это случайно, но наличие наших кораблей и авиации в Латинской Америке вызвало очень активный подъем, как раньше говорили, национального самосознания в этих странах.

Вряд ли американцы хотят и дальше дестабилизировать ситуацию возле своих границ —вы знаете, недавно Дмитрий Медведев заезжал на Кубу и у него состоялся очень хороший разговор с Фиделем Кастро. К тому же у США сейчас на многие десятилетия вперед много своих проблем, поэтому думаю, все эти прогнозы скорее всего и останутся прогнозами.

Я знаю, что и в Турции не особо жалуют наличие американских кораблей и других кораблей стран НАТО в черном и других морях, которые близки к нашим берегам.

Мы не готовы к каким-то симметричным ответам — мы хотели бы и с США, и с любыми другими центрами силы в мире находить взаимоприемлемые решения. Например, уже на протяжении мы не можем года остановить вал пиратства в районе Аденского залива и всей Африки, особенно у берегов Сомали, хотя его побережье всего лишь четыре тысячи километров. Там за год захвачено уже около сотни кораблей.

Не думаю, что американцы готовы дальше усугублять отношения с Россией. Мой прогноз такой: они будут себя вести сдержаннее. Мы американцев предупреждаем нормальным языком: не надо нагнетать агрессивность как в этом регионе, так и в других.

Три вопроса депутату поставило «Крымское Эхо»:

После августа заговорили о том, что есть угроза и для Крыма, и для Украины со стороны России, написали уже огромное количество страшных сценариев, некоторые из них приписывают именно Российской Федерации. Что вы по этому поводу можете сказать?

— Угроза украинской государственности исходит изнутри самого украинского государства. Если Украина продолжит недружественную политику, какую она ведет по отношению к русскому языку, русской культуре, Черноморскому флоту, то мы все активнее будем ставить вопрос о выходе из так называемого Большого договора. Мы помним, что статья первая этого Договора говорит о том, что мы признаем границы Украины. Если мы выйдем из этого Договора, встанет вопрос о границах Украины, о Крыме и других территориях Украины. Вы знаете, как это в мире делается: никакой агрессии, никаких угроз, а — путем референдума, путем самовыражения людей.

Никаких агрессивных планов у России нет — я, во всяком случае, о таких не знаю. У всех нормальных людей, живущих в России, к украинцам более чем дружеское отношение.

Украине отказали от ПДЧ — какова была роль России в том, что этот отказ состоялся?

— Это та же проблема. Западу мы говорим: не втягивайте Украину в НАТО! Можно посмотреть на примере, скажем, Латвии: никаких преимуществ при членстве в НАТО нет — вот, спросите Антонину Ильиничну (вдова Валентина Пикуля сегодня живет в Риге, где никак не хотят помнить о писателе — Н.Г). Или что Польша получила, вступив в НАТО? Никакой демократии!

Россия ничего специально не делала для того, чтобы Украину или Грузию не приняли в НАТО, Евросоюз или еще куда. Вступление в НАТО ничего не дает Украине и в целом безопасности в Европе. Вообще, может, наоборот, надо впустить Украину в НАТО, чтобы она там «усилила» этот союз до таких размеров, чтобы он сам рассыпался? С вашей «политической стабильностью», «предсказуемостью» только вас блоку НАТО не хватало…

Учитывая, что вы курируете вопросы вооружений, скажите, с российской стороны окончательно вопрос выяснили о том, поставляла ли Украина оружие в Грузию? Чем этот вопрос закончился?

— Для нас этот вопрос, участие властей Украины на стороне Саакашвили (не могу сказать «Грузии» — вы знаете, что там есть силы, которые называют агрессию непоправимой ошибкой) очень чувствителен. Поэтому тема агрессии Грузии против Южно Осетии до сих пор в центре внимания в политике России. И снабжение со стороны украинских властей оружием и личным составом грузинского агрессора — уже доказанный факт, нами установленный. Мы имели прямые доказательства. Кстати, военные, с которыми мы общались, рассказывали: как только грузинские военные увидели русских солдат, побросали танки, все комплексы, даже автоматы, чтобы было легче бежать с позиций. А ах пять лет натаскивали американские инструкторы, у них великолепные комплексы, великолепная связь…

Вопрос «Нового региона»:

Вы сказали о том, что нужно усиливать Черноморский флот. Где он будет базироваться после 2017 года? Ведь Украина ставит вопрос ребром и требует уже сейчас разработать план вывода Черноморского флота.

— Мы будем всеми законными и международными правовыми средствами способствовать тому, чтобы и после 2017 года Россия осталась в Севастополе и в других местах Крыма. Как будем наравне с крымской территорией развивать и инфраструктуру базирования Черноморского флота в Краснодарском крае и Ростовской области. Корабли, как и личный состав, до 2017 года в соответствии с имеющимися соглашениями будут поступать на флот установленным порядком.

Да, были заявления со стороны вашего министра иностранных дел, но потом они были дезавуированы председателем вашего же правительства и самим президентом: до 2017 года никто никаких планов и предложений требовать не будет. А если будут нарушения — мы поставим вопрос по расторжению Договора о дружбе и сотрудничестве, который откроет вопрос о нынешних границах Украины. Мы знаем, как Крым входил в состав Украины, мы знаем, как он сейчас там оказался, — точно так же мы знаем и про другие территории Украины, как они оказались в современной Украине. Политика уступок закончилась, в остальном будем разговаривать языком права и языком экономики, других средств, которые в цивилизованном обществе являются нормальными.

Наталья Гаврилёва

«Крымское эхо»

http://www.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=1833

Декабрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031