Выступление С.П. Цекова, Председателя Русской общины Крыма, первого заместителя Председателя Верховного Совета Крыма в Европарламенте,
на II форуме «Европейский Союз и Россия: новые вызовы»
Брюссель, 8 декабря 2008 г.
Уважаемые участники Форума!
Благодарю за приглашение и предоставленную возможность выступить.
Состояние сотрудничества Европейского Союза и России волнуют и нас, российских соотечественников, проживающих в Крыму, на Украине. А это не только русские по национальности, но и те, кто считает русский язык и русскую культуру родными. Таковых на Украине больше половины.
Здравый смысл указывает на необходимость развития сотрудничества. Это очевидно в условиях нынешнего экономического кризиса и мы приветствуем всё, что способствует улучшению взаимоотношений Европейского Союза и России.
К сожалению, эти отношения значительно ухудшились в период войны, развязанной Грузией против Южной Осетии в августе этого года. Вызывает сожаление и то, что в первые часы и дни практически все страны Евросоюза, не вникая в обстоятельства конфликта, поддержали Грузию и осудили действия России, которая, выполняя свой миротворческий долг, встала на защиту Южной Осетии. Показательна и реакция стран Европы и США после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Практически все они это решение России осудили, хотя годом раньше многие из них признали независимость Косово.
Но вспомним русскую пословицу: «Нет худа без добра». Война, развязанная Грузией против Южной Осетии, вновь и на более высоком уровне привлекла внимание мирового сообщества к проблемам территориальных образований в составе различных государств. В том числе – к Автономной Республике Крым в составе Украины.
В период августа — сентября Крым посетили десятки представителей различных международных организаций, журналисты из Европейских государств, США, Канады. Почти все проводили аналогию между Южной Осетией и Крымом, между действиями России по поддержке Абхазии, Осетии и возможной поддержкой, которую Россия может оказать Крыму.
Мы же проводим аналогию между действиями Грузии по отношению к Абхазии, Осетии и Украины по отношению к Крыму. И если в Абхазии и Южной Осетии нарастали антигрузинские и сепаратистские настроения, а в Крыму нарастают антиукраинские, то это результат той политики, которую проводили и проводят центральные органы власти Грузии и Украины по отношению к автономиям в их составе. Это политика полного игнорирования прав граждан проживающих в Автономиях. В отношении Крыма, который был передан из состава России в состав Украины в 1954 г в знак вечной дружбы русского и украинского народов и в котором сегодня проживает 60% русских по национальности и 80 % населения по языку и культуре, это выражается в постоянном насилии, прежде всего – в гуманитарной сфере. Осуществляется насильственный перевод школ с русским и крымско-татарским языками обучения на украинский, а также насильственная украинизация высших учебных заведений. Работа правоохранительных органов, судопроизводства полностью переведена на украинский язык. Унижаются национальные чувства русских и русскокультурных граждан. Это, в частности, выражается в переписывании истории, её мифологизации и фашизации. Государственная власть постоянно вмешивается в религиозную сферу, пытаясь отделить каноническую Украинскую православную церковь от Русской православной церкви.
В целом политику Украины в Крыму можно охарактеризовать как политику этноцида по отношению к русским и русскокультурным гражданам. Добавлю к этому ещё и постоянное провоцирование конфликтов между татарами и славянами, которое осуществляет Киев, неустанное стремление в НАТО, против которого выступает более 90 % жителей Крыма, стремление выдворить из Севастополя Черноморский Флот Российской Федерации, за сохранение которого выступает подавляющее большинство крымчан. Всё это и является основной причиной роста антиукраинских и сепаратистских настроений в Крыму.
Возникает вопрос: если государство осуществляет насилие над частью своей территории, если унижает достоинство и игнорирует общепризнанные права человека, интересы граждан, осуществляет политику этноцида на этой территории, то так ли плох сепаратизм? Сепаратизм, как защитная реакция, как ответ на насилие центра по отношению к региону. В конце концов, почему сепаратизм бывших республик Советского Союза (в котором никакого насилия над республиками не было) – это хорошо, а сепаратизм Абхазии и Южной Осетии в Грузии, которая развязала против автономий несколько войн, – это плохо. Почему Косово имеет право на независимость, а Крым, населенный на 3/4 русскими по национальности и русскими по языку и культуре, такого права не имеет? К сожалению, есть ответ, выработанный предыдущими веками мировой истории: право надо доказывать с оружием в руках.
Но мы живем не в средневековье, и даже не в 20-м веке. Современное общество выработало и другие принципы сосуществование наций – безусловное соблюдение прав человека. И именно это должно стать краеугольным камнем всей мировой политики. Не на словах, а на деле. Без политики двойных стандартов, без деления на своих и чужих. Уверен, что при таком подходе мировое сообщество обязано заставить Украину уважать права и интересы крымчан, да и жителей других русскокультурных регионов Украины. Только тогда исчезает почва для конфликтов на межнациональной основе, а также резко уменьшатся сепаратистские настроения. А право на самоопределение если и будет реализовываться, то исключительно мирным, цивилизованным путем.