Сергей Цеков в представлении не нуждается. Он не только первый заместитель Председателя Верхового Совета Крыма, но и руководитель наиболее влиятельной и авторитетной организации российских соотечественников на полуострове – Русской общины Крыма, член Всемирного координационного совета российских соотечественников, заместитель Председателя Международного совета российских соотечественников. Кроме того, Цеков входит в президиум Политсовета самой мощной и многочисленной политической силы автономии – КРО Партии регионов.
В декабре прошлого года Сергей Цеков принимал участие в представительном международном форуме «Евросоюз и Россия: новые вызовы». В этом форуме участвовали как депутаты Европарламента, так и влиятельные международные эксперты из разных стран.
В своем докладе Цеков постарался донести до европейцев правду о политике этноцида, которую нынешняя украинская власть проводит в отношении русскокультурного населения Крыма. Этот доклад вызвал оживленную и весьма неоднозначную реакцию. Подчеркнем: речь шла не только об этнических русских, но именно о русскокультурном населении, поскольку многие украинцы во всех регионах страны считают русскую культуру родной и тоже весьма болезненно реагируют на русофобскую политику оранжевой власти.
— Сергей Павлович, понимают ли в Европе суть наших проблем? По-моему, там вспомнили о Крыме только после конфликта в Южной Осетии и признания Россией независимости двух бывших грузинских автономий.
— Действительно, после конфликта в Южной Осетии, который развязала Грузия, в ЕС стали проявлять повышенное внимание к Крыму. Тогда у нас побывали и журналисты из европейских стран, США, Канады, и представители многих международных организаций. Они постоянно пытались провести параллели между Крымом, Южной Осетией и Абхазией. Та же картина наблюдалась и на брюссельском форуме. И в своем выступлении, и в кулуарных беседах в европарламенте я призвал посмотреть на события на Кавказе под другим углом. И увидеть параллели между политикой Грузии и Украины, проводимой по отношению к своим автономиям. Ведь на самом деле это очень похожая политика, это политика постоянного унижения, нарушения элементарных прав человека, которую Тбилиси на протяжении многих лет проводил в Южной Осетии и Абхазии, а Киев продолжает проводить в Крыму. Мы, крымчане, все это видим и чувствуем: насильственная украинизация в самых безобразных ее формах, тотальное искажение отечественной истории, в которой Россия представляется извечным врагом Украины, желание втянуть страну в НАТО вопреки желанию подавляющего большинства жителей полуострова, унижение канонической Православной церкви. Можно сказать, что русофобия стала сутью политики нынешней украинской власти. Всё это и порождает рост антиукраинских и сепаратистских настроений в Крыму. Это не я говорю, это показывают социологические исследования, в частности, проведенные недавно Центром Разумкова. Так что пресловутый «крымский сепаратизм» не есть результат деятельности Русской общины Крыма или Партии регионов, и «рука Москвы» здесь тоже ни при чем. Это прямой результат той политики, которую проводит власть в Киеве по отношению к Крыму и крымчанам. А антиукраинские настроения – лишь защитная реакция, ответ на нарушение законных прав человека, о которых так любят поговорить и в Киеве, и в Европе. Соблюдайте, уважайте эти права – и никакого сепаратизма не будет. Поэтому я и сказал в Брюсселе: не надо рассматривать под микроскопом то, что происходит в Крыму, лучше посмотрите на то, что делается в Киеве.
— И какова была реакция на ваше выступление? Европейцев интересует тема защиты прав русских? По-моему, они предпочитают вообще не замечать эту проблему.
— Реакции были разными. К сожалению, в Европе все еще силен стереотип о России как о враге, которого надо ослабить любыми средствами. Иногда и дискуссии никакой не получалось: как только начинаешь говорить о нарушении прав русскокультурного населения, оппоненты просто наклеивают ярлык — мол, это «агент КГБ».
Да, политика европейского сообщества по отношению к РФ до сих во многом строится на двойных стандартах. Хотя определенные положительные изменения, безусловно, есть. В девяностых годах прошлого века на подобных форумах вообще невозможно было услышать что-то положительное о внешней и внутренней политике России. Все укладывалось в формулу об «империи зла». Сейчас многие европарламентарии выступали в защиту России. Мне запомнилось выступление депутата Европарламента от Венгрии Чаба Табайди. Он провел очень серьезный анализ национальной политики в России и пришел к выводу, что, по большому счету, Европе стоило бы поучиться у РФ соблюдению прав национальных меньшинств. Ведь Россия смогла сохранить более ста этносов, проживающих на ее территории. Сохранились национальные территориальные образования, сохраняются и развиваются национальные языки и культуры. Создаются хорошие возможности для карьерного и политического роста представителей национальных меньшинств – достаточно посмотреть на руководящий состав органов власти РФ. Кстати, венгерский депутат говорил и о том, что Европа очень мало внимания уделяет нарушению прав русскокультурных граждан.
— Вы являетесь членом Всемирного координационного совета российских соотечественников, заместителем Председателя Международного совета российских соотечественников. Как вы оцениваете эффективность их работы? Ведь в адрес России довольно часто звучат упреки в недостаточном внимании к нуждам соотечественников в бывших советских республиках.
— Россия имеет очень небольшой исторический опыт объединения соотечественников, проживающих за ее пределами. Фактически этот опыт ограничивается 17 – 18 годами, прошедшими с момента распада СССР. И, надо признать, что мы (я имею в виду людей, относящих себя к русской культуре) не были готовы к защите своих законных прав и интересов. Мы были щедрыми, благодушными, мы привыкли заботиться о представителях других национальностей (часто в ущерб себе). Безусловно, все это сказалось на нашей способности к объединению. В Крыму нас 80 процентов, но говорить, что мы действуем очень эффективно, к сожалению, не приходится. Но положительные подвижки есть. И процесс консолидации соотечественников в последние три-четыре года идет очень активно. Достаточно сказать, что еще несколько лет назад в Правительстве России вообще не было отдельной структуры, которая занималась бы делами соотечественников. Около трех лет назад в составе МИД РФ создали департамент по работе соотечественниками. Наконец-то эффективно начала работать Правительственная комиссия по делам соотечественников, проживающих за рубежом. Появились специальные программы, появился реальный бюджет (кстати, Правительство Москвы идет в этом смысле на шаг вперед, вы сами это знаете). Наращивается объем финансирования, помощь соотечественникам осуществляется более системно. Конечно, есть недостатки, но поддержка соотечественников осуществляется уже не на словах, а на деле. И это радует. Президент РФ раз в год, в День народного единства 4 ноября проводит приемы, и на эти приемы обязательно приглашают представителей российских соотечественников. В том числе, и крымчан.
— Насколько эффективно, на ваш взгляд, объединение Русской общины Крыма и КРО Партии регионов в рамках блока «За Януковича»? Насколько совпадают программные цели двух организаций? Ведь не секрет, что в последнее время регионалов обвиняли в недостаточной активности при отстаивании прав русскокультурного населения.
— То, что объединение состоялось, – это, безусловно, положительный для Крыма момент. Ведь у нас общая идеологическая платформа, которую разделяет большинство крымчан. Я имею в виду понимание важности сохранения и развития русского языка, наших культурных и духовных ценностей, важности добрососедских отношений с Россией. И, на мой взгляд, это очень хорошо, когда одна политическая сила (в данном случае Партия регионов) действует осмотрительно и осторожно, а другая, то есть, Русская община Крыма и Русский блок – настроены более радикально. В итоге нам удается принимать взвешенные решения, которые однозначно полезны для Крыма и крымчан. Или наоборот, не принимать каких-то решений, что иногда тоже очень важно. К примеру, какое-то время Верховный Совет Крыма не принимал радикальных решений, а просто контролировал соблюдение принципа свободы выбора языка обучения, которые гарантируют конституции Крыма и Украины. И этот принцип неукоснительно выполнялся. Именно благодаря этому нам удалось сохранить практически все школы с русским языком обучения (за исключением одной, в Феодосии, с которой мы еще будем разбираться). И, наоборот, когда появились скандально известные указы министра Вакарчука об украинизации образовательного процесса в школах и письма министра здравоохранения Князевича об украинизации преподавания в Крымском медуниверситете, Верховный Совет принял ряд жестких решений. Благодаря этим решениям указы Вакарчука и письмо Князевича не подлежат исполнению на территории Крыма, поскольку они нарушают права человека и действующее законодательство Украины. Все это стало возможным благодаря объединению наших политических сил в единый блок.
Теперь мы намереваемся заняться спецификой преподавания истории в школах и вузах по киевским учебникам, насквозь пропитанным русофобией. В ближайшие месяцы мы намерены создать независимый экспертный совет, который займется анализом того, что предлагается детям под видом изучения истории и выработкой соответствующих рекомендаций.
Кроме того, Верховный Совет Крыма принял ряд поправок к действующим законам Украины, в том числе, к уголовно-процессуальному и административному кодексу Украины, которые были направлены на то, чтобы русский язык стал обязательным для использования в судопроизводстве на территории Крыма. К сожалению, наши инициативы Киев оставил без ответа. Но мы намерены эту работу продолжать. И у нас есть конкретные планы и наработки.
— Как вы относитесь к намерению США открыть в Крыму свое консульство?
— Это не консульство, а пункт присутствия. Мы будем противодействовать этим попыткам. В ближайшее время в Верховный Совет Крыма будет внесен проект обращения о недопустимости открытия подобного пункта на территории нашего полуострова. Мы прекрасно знаем, что вмешательство США всегда порождает конфликты. А нам в Крыму конфликты не нужны.
И. Ларионов,
«Регион-Крым»