Об этом сообщил Юрий Першиков, пресс-офицер Координационного совета казаков. После того, как общественный резонанс получило незаконное строительство мечети возле памятника погибшим в концлагере совхоза «Красный», интерес возник и к другим захоронениям, которым не оказывают должного уважения. Например, не так давно в Старом Крыму решили избавиться от памятника времен ВОВ. Местная администрация сослалась на то, что он якобы не состоял на учете. Более того, председатель постоянной комиссии по культуре, делам молодежи и спорту, руководитель КРО Партии «Русский блок» Олег Родивилов, посетивший Старый Крым специально, чтобы выяснить этот вопрос, был крайне удивлен отношением местных властей. По его словам, оказалось, что заместитель мэра Старого Крыма признался, что понятия не имеет, чему был посвящен этот памятник и как он назывался. И всё это произошло при детях и ветеранах.
Также интерес возник и к немецким могилам, находящимся недалеко от захоронений концлагеря в совхозе «Красный». Более того, этот интерес принял уже международные масштабы. На окраине поселка Мирное сегодня находятся захоронения немецких военнопленных, которые после окончания войны отстраивали симферопольский железнодорожный вокзал. Все они жили неподалеку в бараках, и большинство из них умерло здесь же. По предварительным оценкам экспертов, в братской могиле лежат несколько тысяч немецких военнопленных, среди них и был отец современного канцлера Австрии.
Слухи о том, что на этом захоронении строятся самозахваты, быстро распространились за пределы Крыма. Родственники похороненных здесь военнопленных из Германии, Австрии и Румынии весьма обеспокоены таким положением дел. Когда-то немецкая сторона уже приезжала в эти места, облагораживала могилы, но с тех пор многое изменилось. Видны следы мародеров, в нескольких местах захоронение раскопано, а в тридцати пяти шагах от него стоят всем крымчанам до боли знакомые домики из ракушечного камня.
15 апреля в окрестностях Мирного было проведено выездное совещание председателя постоянной комиссии по культуре, делам молодежи и спорту Олега Родивилова, первого заместителя председателя Совета министров Автономной Республики Крым Эдуарда Гривковского и члена крымской межведомственной комиссии по делам увековечения памяти жертв войн и политических репрессий Василия Рыбки. В ходе совещания ими были осмотрены места захоронений, и было сделано заключение, что и строящаяся мечеть, и самозахваты находятся в санитарной зоне.
Эдуард Гривковский отметил, что такое положение вещей является цинизмом в высшей степени: «На сегодняшний момент нам всё это нужно приводить в порядок. На нашем совещании присутствуют представители СЭС, комитета по охране культурного наследия, которые должны оградить санитарную зону в сто метров. Потому что сейчас мы можем наблюдать, как это кладбище разворовывается. Правительство Крыма в данном вопросе бездействовать не будет. По этому вопросу мы постоянно работаем. Эта работа не видна всем, потому что она не такая масштабная, но она идет. К тому же мы не разделяем разные захоронения. Приходит сигнал о захоронениях русских солдат, немецких – мы всеми ними занимаемся». Также Эдуард Гривковский сообщил, что визит немецкой делегации, возможно, состоится уже через месяц, и к этому времени уже очень хотелось бы принять какие-то решения.
Василий Рыбка, несмотря на то, что много лет занимается раскопками, эксгумацией и поиском захоронений, говорит, что не понимает людей, принявших решение строить дома почти на могилах: «Я лично, сколько лет имею дело с землей, не одну тысячу солдат нашел, но я не понимаю, как здесь можно жить, когда окна выходят на кладбище? Тем более, это кладбище подпадает под Женевскую конвенцию. Это значит, что пройдет сто, двести лет, а оно будет здесь, оно охраняется законом. Людям, которые хотят здесь строиться, нужно было сначала поинтересоваться, что это за место. Родственники похороненных переживают, интересуются этим вопросом. А это жители Германии, Австрии и Румынии. Поэтому наше правительство и меджлис должны найти точки соприкосновения и договориться. Я понимаю, что все хотят иметь землю, вы хотите, я хочу. Это нормальное человеческое желание. Но ведь нужно же выбирать для этого подходящие места. Потому что я как профессионал могу сказать, что та эксгумация, которую проводили после войны, была недостаточной. И даже под самой мечетью, скорее всего, еще лежат люди. Я очень надеюсь, что когда меджлис об этом узнает, они откажутся от этой земли».
Неизвестно, сбудутся ли надежды Василия Рыбки. Прогнозировать что-либо трудно. Но тот факт, что в ликвидации самозахватов заинтересованы и граждане других государств, не может не обнадеживать. Единственное, что беспокоит сегодня участников совещания – это вероятность того, что визит немцев получит большой резонанс, ситуацию с их захоронениями исправят, а вот о братской могиле погибших в концлагере совхоза «Красный» могут и забыть.
Татьяна БЕРЕГОВАЯ,
«Крымское эхо»
http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=2389