Без рубрики        03 мая 2010        641         0

Красный, синий, голубой…

Размышления над цветами флагов славянских государств и не только
 
Если посмотреть цвета флагов славянских государств, то обнаружится интересный момент: в них доминируют три цвета – белый, синий и красный. Не буду вдаваться в предысторию этого, скажу только, что Украина на сегодня является почти уникальным исключением.
В свое время Верховная Рада Украины под давлением наглых «национально свидомых» из Галичины (бывшей 600 лет в составе Польши, о людях которой Пантелеймон Кулиш, один из первых идеологов украинства, в своей «Крашанке русинам и полякам» сказал, что галичане неспособны «подняться до самоосуждения, будучи народом систематически подавленным убожеством, народом последним в цивилизации между славянскими народами») временно, до всенародного референдума ввела жовто-блакытный прапор. Тогдашний президент Кравчук обещал, что флаг утвердит сам народ Украины, который и определит национальную символику: флаг и герб.
Поговорим о цветах флагов, бытовавших на территории Руси. Начиная с первых упоминаний и до сегодняшних дней, доминировали эти же три цвета: красный (малиновый, багряный, червонный, алый), синий и белый, то есть цвета славянских государств сегодня.
Многие по незнанию думают, что триколор ввел Петр I, подражая флагу Голландии. [Первый флаг Голландии, горизонтальный оранжево-бело-синий триколор, появился в 1574 г., в дни борьбы за независимость. Оранжевый – геральдический цвет Вильгельма Оранского, возглавившего народное восстание против испанской короны. В 1581 Голландия стала независимой республикой. В 1630 г. официально принятый в 1599 г. флаг был частично изменён: монархическую оранжевую полосу заменили революционной красной. ( Мне хотелось бы посмотреть на того историка, который докажет, что Романовы стали вводить не монархические эмблемы, а республиканские. – Авт.)].
В действительности первое упоминание о таком флаге имеется в описании парусника «Орел», построенного еще его отцом, Алексеем Михайловичем, для плавания в Каспийском море. Для корабля указом от 24 апреля 1669 года был введен военно-морской флаг: «Кораблю, который в селе Дединово сделан, вновь название сделать «Орел» и поставить на носу и корме по орлу, и на знамени и на яловичках нашивать орлы же». Кормовой корабельный флаг представлял прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: белая сверху, красная в середине, голубая внизу. Именно такой флаг описан в книге «Странствия Яна Стрюйса» 1681 года, служившего корабельным плотником на этом корабле, ему вторит его же современник и земляк К. Алярд, описавший такой же флаг в 1695 году.
Сохранилось повеление Алексея Михайловича: для флага «прислать из меновых товаров 310 аршин киндяков, да 150 аршин тафт черешчатых (т.е. красных), белых и лазоревых (т.е. голубых) корабельному делу на знамена и яловички (флаг – вымпелы) к корабельному строению киндяки и тафту (сорт материи) черевчатую, белую и лазоревую».
Царь не просто приказал поставить именно такой флаг, ещё в 1667 году для него приготовили «Писание о значении знак и знамен, и прапоров», в котором содержались цветные рисунки и описание военно-морских флагов европейских государств, существовавших на тот период времени.
Какими же цветами пользовались древние русичи до XVII века, когда впервые были упомянуты семь цветов радуги…сколько их было?
В летописи 1073 года, написанной в Киеве цвета радуги ограничиваются всего четырьмя: «В радуге свойства суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное».
В «Слове о полку Игореве» цвета довольно странны, на наш взгляд: черный ворон, черные тучи, черная земля, черная паполома…синий Дон, синие молнии, синее вино, синяя мгла…красная часть спектра представлена довольно обширно: черленые щиты, черлен стяг, черлена челка (бунчук)…слово красный указывает не на цвет, а на качество: красный Роман, красные девицы. А вот слово кровавый указывает и на качество и на цвет: кровавые зори и на кровавой траве, т.е траве, залитой кровью.
Ахроматический белый цвет только дважды упоминается в «Слове о полку Игореве», в остальных случаях его просто заменяют словом – светлый. Светлым, и даже тресветлым называется солнце.
В летописи XIII века, в качестве горестного предзнаменования татарского нашествия летописец приводит такую примету: «Явились на оба пол (на обе половины) солнца столпы – черлены и желты, зелены, голубы, сини, черны».
Говоря о цветовой символике XIV века на Руси, нужно отметить слова летописца о том, что Дмитрий Донской носил «царьску багряницу» — алый плащ. Это замечание может помочь решить спор о том, каким было великокняжеское знамя Дмитрия Донского на Куликовом поле. Дело в том, что «Летописный свод» в пяти дошедших до нас списках XVI века говорит о черном знамени князя Дмитрия. Некоторые ученые сомневаются в том, что стяг был действительно черным. Было высказано предположение, что знамя было «чермным», то есть темно-красным, а при переписывании надстрочное «м» выпало.
Определенное доказательство этому предположению мы найдем в другом свидетельстве русского летописца. Когда царь Иоанн IV в 1552 году брал Казань, у него было красное знамя с вышитым образом Спасителя, но, кроме того, летопись сообщает, что Грозный царь повелел вынести стяг его прадеда Дмитрия Донского, с которым он одолел на Дону «безбожных агарян». Зная уважение царя к традициям своих царственных предков, можно предположить, что и свое казанское знамя он сделал по подобию стяга князя Дмитрия.
Из многих знамен, сделанных во время царствования Иоанна IV, нам важен «великий стяг» царя 1560 года. Стяг площадью около 12 квадратных метров представлял собой лазоревое полотнище с алой каймой и темно-синим кругом в середине, в котором был изображен Спаситель на белом коне.
Именно с этого года можно отсчитывать появление бело-сине-красных цветов в качестве государственной символики в России.
Знамен с желтым цветом на территории Восточной Европы мне не удалось найти ни в одном источнике. Вообще желтый цвет использовался крайне редко, потому, что это цвет скорби. В сказках славян – язычников тридевятое царство, царство мертвых, является желтым и змей, охраняющий вход в него, тоже желтый. В древних иллюстрациях летописей его и рисовали желтым.
В Европе его тоже не очень любили и считали цветом предательства, ревности, трусости и лжи.
Во Франции это был цвет рогоносцев, кое-где в средневековой Европе до XVI века двери домов уголовных преступников и предателей измазывали желтой краской; в церковном искусстве Каин и Иуда Искариот обычно изображались с желтыми бородами, Еретики, осужденные испанской инквизицией, сжигались облаченными в желтые одежды. Трусов в некоторых странах называли «желтопузыми» или «с желтой печенкой»…в Мексике это цвет траура, в Восточной Азии этот цвет связывают с банкротством…в Китае «желтой литературой» и «желтыми фильмами» называется порнографическая продукция.
В германском триколоре желтый цвет официально заменен на золотой.
Как же появился столь одиозный цвет на украинском флаге? Нельзя же всерьез поверить, что кто-нибудь из русских князей вел своих воинов под цветом нечистой силы. Да это никогда и никем не было зафиксировано.
«Свидомые» ссылаются на флаг Львова – желтый лев на синем поле. Под ним якобы сражались воины Галиции. Но, простите, это польская эмблематика, и признание ее государственной на Украине автоматически дает право последней считать, что Украина есть польская территория со всеми вытекающими последствиями. Тем более, что Львов был польским городом, а не украинским (см. Историю Украины О. Субтельного).
Есть две версии: первое его появление связано с казаками предателя-гетмана Мазепы. Когда они, чтобы их отличали шведы от казаков Петра I, сделали флажки цветов шведского флага (желтый крест на синем поле), который был на поясных ремнях шведских артиллеристов. Вторая указывает на восстание венгров против Австрийской империи.
Габсбургская монархия создала из русинов Галиции полк, численностью 1410 человек, который и участвовал в подавлении революции в 1849 году. Этому, вновь сформированному полку, названному «первым украинским куренем» губернатор Галиции Стадион фон Вартгавзен вручил желто-синий (если смотреть сверху вниз) флаг, пояснив, что его цвета подобны австрийскому государственному флагу (черно-желтому), а ленту к этому флагу лично вышила мать императора Франца-Иосифа. Этот флаг отличался как от польского бело – красного, так и от общеславянского красно-бело-синего, принятого на общеславянском съезде в Праге в 1848 году ….в 1913 году под таким же жовто-блакытном флагом воевали против своих братьев-славян украинские сечевые стрельцы (интересно, что на Западной Украине сечевиков отродясь не бывало) и прочие формирования галичан. Попавшие в плен «сечевые стрельцы» (усусы) активно участвовали в грабежах и гражданской войне на землях коренной Украины (Надднепрянщина) и Новороссии (Слободжанщина).
Во времена гетманата Скоропадского [который о национально свидомых из Галиции заметил: «Узкое украинство, исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру каковой целиком пересаживать нам не имеет никакого смысла: никаких данных на успех нет и является просто преступлением, так как там, собственно и культуры нет»] флаг был перевернут и стал сине-желтым.
В ноябре 1918 г. в Галиции начала формироваться Украинская Галицкая Армия (УГА), которая переняла у УСС жовто-блакытный флаг.
Затем под этим «прапором» выступили ОУНовские каратели из батальонов «Нахтигаль», «Роланд», 14 гренадерская дивизия СС в 1944 году переименованная в дивизию СС «Галиция» за участие в подавлении Словацкого национального восстания против гитлеровской оккупации, а в дальнейшем УПА, которых народ не очень выбирая выражения обозвал «бандеровцами».
Нынешний флаг напоминает только об одном: о былых связях и чужеземном подданстве украинцев Галиции и нацистских приспешниках.
Процитирую Дм. Табачника: «Галичане практически не имеют ничего общего с народом Великой Украины ни в ментальном, ни в конфессиональном, ни в лингвистическом, ни в политическом плане. У нас разные враги и разные союзники. Более того, наши союзники и даже братья – их враги, а их «герои» (Бандера, Шухевич) для нас – убийцы, предатели и пособники гитлеровских палачей.
Таким образом, присоединение Галичины к УССР объединило в одном административном, а затем и государственном формировании два различных народа – цивилизационных оппонентов. При этом, если народы Великой Украины всегда толерантно относились к галичанам, не вмешиваясь в их жизнь и не навязывая свои ценности, то сами галичане при первой же возможности крайне агрессивно, не останавливаясь перед насилием и массовыми убийствами, пытались причесать Украину под свою гребенку».
Поэтому пора отказаться от этого бандеровского жовто-блакытного прапора, навязанного нам и вернуться к исконным цветам славянства, хотя бы к красно-синему флагу УССР.
 
Евгений Попов

Май 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31