Без рубрики        08 июля 2010        690         0

Сергей Цеков: Верховный Совет Украины должен согласовывать законы, касающиеся Крыма, с Конституцией автономии

Стенограмма выступления первого заместителя Председателя Верховного Совета АР Крым, сопредседателя Всекрымского движения «Русское единство» Цекова С.П. на заседании Центра законодательных инициатив в Верховном Совете АР Крым

В Верховном Совете Крыма состоялось заседание Центра законодательных инициатив, на котором обсуждались вопросы, связанные с принятием законов Украины, касающихся Автономной Республики Крым. На заседании выступил первый вице-спикер крымского парламента, сопредседатель Всекрымского движения «Русское единство» Сергей Цеков. Своё выступление он посвятил анализу наиболее болезненных вопросов, связанных с нарушением прав и полномочий крымской автономии. Речь идёт о т.н. «поправке Зайца» в Конституции автономии и о рассогласовании принимаемых украинским парламентом законов с правами и полномочиями Автономной Республики Крым. Это касается, в частности, готовящегося к принятию Закона Украины о Совете министров Крыма и ряда других законов, проекты которых, как правило, разрабатываются без учёта положений Конституции АРК. Приводим текст выступления Сергея Цекова на заседании Центра законодательных инициатив.


Пресс-служба Русской общины Крыма
 
Цеков С.П.: Собственно говоря, ситуация вокруг Крыма разворачивается довольно интересная. Думаю, все отслеживают, знают заявления, которые делаются по Крыму. Очень много в последнее время говорится о том, что Крыму — особое внимание, что нужно принять особые законы по Крыму. Новое правительство Крыма инициирует принятие закона о Совете министров Крыма. С одной стороны, это вроде-бы хорошо по заявлениям, а, с другой стороны, лично меня, товарищей моих по Верховному Совету, эта ситуация очень беспокоит. Почему беспокоит? Потому что в Конституции Автономной Республики Крым прописана следующая норма принятия Конституции автономии и внесения поправок, изменений в неё — Верховный Совет Крыма вносит поправки и эти поправки или изменения утверждаются Верховным Советом Украины. А что касается законов, которые могут быть приняты по Крыму Верховным Советом Украины, то в данном случае никакого согласия фактически от нас не требуется. То есть, кто-то вносит закон в Верховный Совет Украины, в этот закон, кроме всего прочего, вносятся поправки, и в результате этих поправок или в целом закона полномочия Автономной Республики Крым могут быть существенно ограничены. Я не хочу сказать, что кто-то там специально это делает. Ну, собственно говоря, есть благие пожелания, может быть, действительно сделать для Крыма нечто большее и так далее. Но если такой порядок будет, то это может быть сделано в силу того, что недосмотрели, недоглядели. Такой расклад политических сил сегодня в Верховном Совете Украины… Я к чему это все говорю? Я считаю, что одним из главных нормативно-правовых актов или одним из главных законов, который должен представить наш Центр законодательных инициатив, должен быть закон о порядке принятия законов Украины, касающихся Автономной Республики Крым, касающихся полномочий Автономной Республики Крым. То есть, если это закон о Крыме, как, допустим, закон о Совете министров Крыма, то формула его принятия должна быть такой, как принятие Конституции Автономной Республики Крым. То есть, мы обсуждаем в Верховном Совете Крыма, принимаем его в целом, он вносится в Верховный Совет Украины и, если Верховный Совет Украины с чем-то не согласен, он должен проект изменений обязательно с нами согласовать. То есть, здесь должна быть процедура обоюдного согласия. То же самое касается и закона, который будет разработан Кабинетом Министров Украины, например — закона о приоритетном развитии Крыма. Этот закон также обязательно должен поступить в Верховный Совет Крыма, точно так же мы должны его обсудить, и либо принять без поправок, либо внести поправки, а потом отправить в Верховный Совет Украины, и Верховный Совет Украины может принять его в целом; либо, если с чем-то не согласен, вносит предложение, мы опять-таки, соглашаемся или не соглашаемся с этими изменениями и дополнениями. Я вообще считаю, что практически все законы Украины, которые в той или иной степени касаются полномочий Автономной Республики Крым, заложенных в Конституции Автономной Республики Крым, должны согласовываться с нами. Вот последняя ситуация: принятие закона о выборах в местные органы власти. Ведь этот закон совершенно не учитывает специфику Крыма! Ведь нас не спросили даже о том — надо, не надо, а может быть, для Крыма должна быть полностью мажоритарная избирательная система, или, допустим, пропорциональная избирательная система, а может быть, в Крыму можно разрешить блоки и т.д. Я для чего это говорю? Понимаете, в Конституции Украины очень много записано хорошего. Очень много записано и в других законах, которые принимались Верховным Советом Украины — законе о национальных меньшинствах или в декларации о национальных меньшинствах — где давались гарантии, что права меньшинств будут соблюдаться… я не одни раз заявлял, что, как русский человек, я не считаю, что русские являются национальным меньшинством на Украине, мы — государствообразующая нация, говорили об этом и будем говорить, в результате оно так и будет со временем, сегодня мы просто период такой переживаем. Но, тем не менее, скажите, — а какие гарантии для русских и русскокультурных крымчан есть в этом законе о выборах? Какие гарантии есть для крымских татар? Возникает вопрос: а как они будут представлены в Верховном Совете Крыма и в местных органах власти? Вы подумайте над тем, что принимается формула о том, что избирательная комиссия формируется на основе тех партий, которые представлены в Верховном Совете Украины. Почему в Верховном Совете Украины, а не в Верховном Совете Крыма? Ведь в Верховном Совете Крыма совсем иной расклад. Я понимаю, что здесь ряд политических сил могут говорить: нет, все нормально, нас это устраивает… По большому счету, мы не должны исходить из того, что устраивает нас, потому что в данный момент мы имеем возможности. Но сегодня эти возможности есть, а завтра всё может измениться, и тогда этот закон по нам же и ударит. Поэтому, на мой взгляд (закончу свое выступление тем, с чего начал), самое главное для нас — это закон о порядке принятия законов Верховного Совета Украины по Крыму и касающихся Крыма. То есть, мы должны предложить, а вот что из этого выйдет — посмотрим… Я скажу, не могу полностью согласиться с тем, что говорят: есть мощная сила, которая может нас поддержать. Дай Бог… В принципе, в это верить хочется, но я хочу заметить, что при обсуждении поправки Зайца так называемой, которую, считаю, однозначно нужно отменять (она перечеркивает очень многое, хотя, понятно, есть соответствующие нормы, заложенные в Конституции Украины, но не такие, как поправка Зайца), так мы главными оппонентами получили кого? Мы получили своих коллег и своих товарищей… Вот Вадим Васильевич Колесниченко, которого я считаю своим товарищем, и дальше будем дружить… но я категорически не согласен с его заявлением, которое он сделал по поправке Зайца. Он заявил о том, что ее не надо отменять. Видите ли, в этом случае произойдут какие-то там конфликты, а Украина — унитарное государство. Украина — унитарное государство, но в этом унитарном государстве есть Автономная Республика Крым. И наша задача, задача Центра законодательных инициатив, — безусловно в своей работе учитывать именно это: мы — автономная республика, у нас есть права, есть Конституция, мы обязаны ее соблюдать. В частности, я хочу заметить, что в Конституции Украины нормативно-правовые акты должны соответствовать только Конституции Украины и законам Украины, и фактически не упоминается Конституция Автономной Республики Крым. Хотя Конституция Автономной Республики Крым утверждена законом, можно ссылаться на это. Спасибо.
 
г. Симферополь, 7.07.2010

Июль 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031