Сергей Аксенов
Крым не раз становился местом рождения новых геополитических реалий. В феврале 1945 года в Ялте были заключены договоренности, в рамках которых весь мир жил полвека. Поэтому было бы символично, если бы старт мощным реинтеграционным процессам, теперь уже в масштабах Большого постсоветского пространства, был дан именно в Крыму. Мы, крымчане, как никто заинтересованы в таком развитии событий, поскольку, помимо наших идейно-политических приоритетов, это совпадает с нашими экономическими интересами.
Сейчас, когда прежняя украинская власть роет себе политические схроны, и на повестке дня — улучшение, поступательное развитие российско-украинских отношений, Крым вправе ожидать внимания со стороны российских, да и украинских материковых инвесторов. Возможно, тех и других подтолкнёт к решительным действиям тот факт, что в последнее время к Крыму вполне реальный интерес проявляет Европейский Союз. Никакие посулы и подачки не смогут нас, русских Крыма, оторвать от нашей Родины — России, но если за сотрудничество с нами начнётся мирная конкуренция между Западом и Востоком, мы против не будем.
Хотелось бы высказать несколько принципиальных соображений относительно новой стратегии развития Крыма, которой движение «Русское единство» занимается в последнее время.
Наше движение — это проект, в рамках которого предпринята попытка добиться качественно нового объединения русских людей, живущих в Крыму, всех тех, кто не забыл и готов защищать свой родной русский язык, кому дороги идеалы великой русской культуры, кто никогда и ни при каких обстоятельствах не откажется от своей исторической Родины — России.
Но мы — не этнографический кружок и не воскресная школа. Мы намерены развиться в самую массовую и влиятельную политическую силу полуострова. А для этого нам нужна полноценная политическая программа. На сегодняшний день она не может быть полной и современной, если не отвечает на вопросы из области экономики. Именно поэтому акцент в нашей деятельности делается не только на гуманитарном фланге, где мы ведем стратегическую оборону по защите русского лингвистического и культурного пространства, но также — на разработке и поэтапном осуществлении социально-экономической программы «Подъем Крыма!». На этом фланге мы намерены наступать. Экономическая самодостаточность Крымской автономии — прямой путь к расширению её экономической самостоятельности. А там и до расширения политических полномочий Республики Крым недалеко.
Итак, в первую очередь нам следует серьезно поработать над преодолением конфликтного имиджа Крыма в информационном пространстве, созданного усилиями прошлой власти. Без решения этой задачи сложно говорить о притоке в республику инвестиций. И эта задача, без сомнения, будет решена. Ситуация после поражения оранжевых, после Харьковских договоренностей президентов России и Украины, после ряда шагов наших стран навстречу друг другу, меняется стремительно.
Меня очень порадовало заявление президентов о Черноморской безопасности и поддержке международных военно-морских и экологических проектов на Черном море. В XXI веке нужна новая черноморская политика, новая черноморская доктрина, если хотите, — новая система коллективной безопасности в Черноморском регионе, которая бы кардинально уменьшила внешнеполитические риски для бизнеса в этом регионе мира. Крым — географический центр Черного моря, и он в этом объективно заинтересован. Возможно, миссия нашего полуострова в XXI веке в том и состоит, чтобы стать центром сотрудничества всего Черноморского региона, связать надежным мостом его берега, дать новую перспективу совместного процветания для стран региона.
В этой связи было бы совершенно логично сделать Крым местом размещения офисов международных структур и организаций, которые бы стали операторами черноморского сотрудничества и черноморской безопасности. Примерами таких новых структур могли бы стать Черноморский международный кредитный банк экологических технологий, занимающийся проектным финансированием на территории всего региона, или постоянно действующая ЭКСПО-Черное море.
Широкие возможности для развития Крыма связаны также с устойчивым спросом на здоровье и долголетие, который определяется глобальными и долгосрочными демографическими процессами в развитых странах. Крымские климатологи давно обосновали, что Крым в течение всего года является оптимальным местом не только для отдыха, но и для лечения и реабилитации после целого ряда заболеваний. Вспомним, что и Чехов, и Толстой, и Романовы в Крыму были не туристами, а лечились климатом… Поэтому нам нужно делать акцент не только на развитии сети санаториев, большая часть которых простаивает в межсезонье, но и на создании полноценных медицинских клиник и реабилитационных центров международного уровня, идя в этом смысле по пути Индии и Турции.
Также мы бы считали естественным создать в Крыму крупный центр технологий «жизни без мусора». Сейчас проблема утилизации отходов — настоящий бич крымских коммунальщиков. Решить эту проблему, выйти на новый уровень культуры потребления — одна из важнейших задач развития Крыма.
Однако было бы неправильно делать ставку только на использование курортно-климатических особенностей нашего полуострова. По нашему мнению, Крым — это место, где можно и нужно развивать новое приборостроение, ориентированное на производство широкого спектра оборудования для экологической энергетики — от ветрогенераторов и солнечных батарей до различных «умных домов», «умных офисов» и т.п. Такое оборудование можно разрабатывать и производить на сохранившейся у нас от советских времен научно-производственой базе, тестировать и испытывать на созданных самой природой крымских полигонах. Такое оборудование было бы востребовано на рынках всех стран Черноморского региона.
Наконец, тесная кооперация с Россией помогла бы нам вдохнуть новую жизнь в ряд крупных крымских предприятий, таких, как феодосийский завод «Море», керченский завод «Залив», Севастопольский морской завод и ряд других.
Сегодняшний день требует и от бизнеса, и от государственных органов нового уровня регионального мышления и, как следствие — нового уровня инвестиционных проектов в Крыму.
Конечно, успеху наших замыслов в значительной степени могло бы способствовать создание единого экономического пространства, нанизанного на ось «Астана — Москва — Киев — Минск». Экономические перспективы такого объединения настолько масштабны, что дух захватывает! И — что выгодно отличает это объединение от того же ЕС — в нём будут представлены страны, жители которых говорят на одном языке, одинаково думают, страны, имеющие сходные хозяйственно-экономические проблемы.
«Русское единство» сегодня представлено во власти крымской автономии. Мы входим в правящую коалицию наряду с Партией регионов — партией власти в общеукраинском масштабе. Мы позиционируем себя как политическая сила, представляющая интересы подавляющего большинства крымчан, как партия, отстаивающая крымские региональные интересы. И мы не позволим Украине геополитических вольностей, на которые падка «оранжевая» часть ее политической элиты — отстраненная сейчас от власти, но вынашивающая планы реванша. Наша крымская историческая миссия — удерживать Украину в составе Русского мира.
Крым должен стать сильнее. Поэтому успех нашей программы «Подъём Крыма» мы считаем общей задачей всех русских патриотов, проживающих во всех государствах Большого постсоветского пространства.
Сергей Аксенов,
сопредседатель Всекрымского движения «Русское единство»