Без рубрики        06 сентября 2010        580         0

Сергей Аксёнов: Плохая экология – это следствие плохой политики

В конце восьмидесятых — начале девяностых годов мощное движение в защиту экологии Крыма пробудило политическую активность крымчан. Сейчас, спустя два с лишним десятилетия, страсти утихли – люди заняты вопросами элементарного выживания, и им не до состояния окружающей среды. Однако экологических проблем не стало меньше. Это хорошо понимают лидеры движения «Русское Единство».
Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает председатель «Русского Единства» Сергей Аксенов.
 
Давайте начнем разговор об экологии с воды. Точнее, с вопроса о ее качестве. Ведь Крым считается одним из самых сложных в этом смысле регионов Украины. Ваша оценка ситуации.
– В Крыму около тысячи населенных пунктов. И нет ни одного, где бы проблема водоснабжения была решена в комплексе, с учетом потребностей и в соответствии с международными стандартами качества воды. А ведь, по данным ВОЗ, 80 процентов хронических заболеваний связаны с плохим качеством питьевой воды и с нарушением водоснабжения. И то, и другое в Крыму присутствует. Замечу, что примерно 75 процентов потребляемой крымчанами воды – днепровская. Эксперты считают, что вода из Северо-Крымского канала опасно  загрязнена, в ней есть практически все элементы таблицы Менделеева.
Но крымчане на протяжении веков обходились местными водными запасами. Куда они делись?
– На нашем полуострове более 1600 малых и больших рек общей протяженностью около 6 тысяч километров. И они веками питали крымскую землю. Кроме того, у нас много больших водоемов, а также 23 крупных рукотворных водохранилища. Но из-за хищнической эксплуатации многие речки остались только в памяти старых людей и краеведов, превратившись в речки-вонючки. А водоемы не чистили со времен Советского Союза, в них интенсивно идут процессы заиливания. Напомню, что несколько лет назад по этой причине возникли серьезные проблемы с феодосийским водохранилищем. Город тогда мог лишиться гарантированной поставки воды. Еще хуже ситуация в Керчи. С советских времен считалось, что там самая плохая вода в Крыму.
Традиционный русский вопрос: что делать?
– Выход один – реанимировать водоемы. Местным властям необходимо вернуться к тем проектам, которые несколько лет назад были подготовлены «Крымгипроводхозом». Напомню: речь идет о проектировании и выносе в натуру защитных полос, о создании буферных зон около водоемов и осуществлении других «лечебных» мероприятий. Но, возможно, крымской власти сейчас не до этого – ведь все ушли на выборы.
Правительство Украины планирует ужесточить санитарные нормы контроля качества воды, доведя их до 64 параметров, в соответствии со стандартами Евросоюза. Это поможет решить проблему?
– Действующим стандартам почти 30 лет. В Крыму вода контролируется по 17-21 параметру. Обновленные госты предполагают увеличение количества параметров в три раза. Однако эксперты считают, что водоканалы, лаборатории, специалисты, не готовы к переходу на новые нормативы. Необходимы большие капитальные затраты и инвестиции. Особенно трудно решить эту проблему в сельской местности. Вода в большинстве артезианских скважин (а их у нас почти полторы тысячи) и колодцев сильно загрязнена. Еще хуже качество воды, которую развозят по сельским населенным пунктам. Между тем, переход на новые стандарты займет несколько лет. Увы – местные политики, строя заоблачные инвестиционные планы, не видят самых животрепещущих проблем. Я имею в виду обеспечение населения качественной водой в необходимых объемах. Нехватка воды уже сейчас сдерживает развитие крымских курортов. Если мы эту проблему не решим, никто к нам не поедет.
Возможен ли в Крыму водный кризис?
– Кризис уже разразился, особенно, в сельской местности. В некоторых селах подача воды населению сократилась в пять раз (!) в сравнении с советскими временами. Половина сельских населенных пунктов (около полутысячи) получают живительную влагу по графику, некоторые один-два раза в неделю. Есть села, где люди десятилетиями живут только на привозной воде. Более ста артезианских скважин имеют недопустимый уровень минерализации, что делает воду практически непригодной для питья. К слову, особенность Крыма заключаются еще и в том, что вода в отдельные села перегоняется на расстояние до 50 километров, а в Ленинском районе – на сто и более. Между тем, объекты водоснабжения передаются частникам, причем договоры зачастую несовершенны, в них не оговариваются тарифы, вопросы воспроизводства основных фондов, имущественных и других отношений. Информация о том, что в каком-то селе или в городском микрорайоне опять нет воды, стала будничной. А чиновники высокого ранга как будто не замечают этого.
Потери воды из-за изношенности сетей – еще одна беда, о которой все говорят, но никто ничего не делает.
– В некоторых микрорайонах трубы пенсионного возраста, они не менялись с конца тридцатых годов. О каком качестве воды можно говорить в таких условиях? Одна из причин режимного водоснабжения – ограничение мощности очистных сооружений. В Симферополе 20 лет назад было начато строительство коллектора глубокого заложения протяженностью 8 600 метров. На сегодняшний день проложено только около трети. Проект морально устарел, требуется его корректировка. Несколько лет работы вообще не ведутся: у города нет средств. На наш взгляд правительству Крыма также следует определить свою долю в реанимации этой стройки.
Почти тридцать лет назад (в 1984 году) была изготовлена техническая документация на увеличение в два раза мощности действующих очистных сооружений. За десятилетия работа на этом объекте также не завершена. Сегодня в Симферополе благами канализации пользуется только 71 процент населения. Не лучше обстоят дела и в других городах и населенных пунктах Крыма.
А в Киеве понимают остроту проблемы?
– Хотелось бы на это надеяться. Во всяком случае, президент Виктор Янукович поручил Кабмину и правительству автономии разработать и утвердить государственные программы «Вода Крыма» и «Экологически безопасный Крым» на период с 2011 по 2020 год.
Несколько слов о крымской минералке.
– В официальном справочнике ЮНЕСКО «Минеральные воды Украины» представлено 17 наименований крымских минеральных вод, рекомендованных для использования не только в условиях курорта, но и в лечебных учреждениях. К сожалению, этим богатством мы пользуемся не в полной мере. Часть буровых скважин когда-то популярных минеральных вод выведено из строя, другая часть в лучшем случае законсервирована. На буровых не обустроены зоны санитарной охраны. К слову, в торговой сети изобилие вод, произведенных за пределами Крыма, хотя наша вода уникальна по лечебным качествам, составу, и стоит она дешевле привозной. Одним словом, крымская минералка требует защиты на государственном уровне. Крымские власти должны поддерживать собственного производителя.
Что мешает модернизации системы водоснабжения и канализации? Отсутствие инвестиций?
– Не только. Необходимо совершенствовать управление этой сферой. Причем начинать надо с законодательной базы. На мой взгляд, следует внести изменения в Закон Украины «О питьевой воде и водоснабжении». Он во многом декларативен и не содержит необходимых положений, определяющих методику начисления тарифов, взаимоотношения хозяйственных субъектов, занятых предоставлением этой услуги населению. Отсутствие надлежащей правовой базы влияет и на принятие управленческих решений. Кроме этого, необходим более жесткий контроль за соблюдением водного законодательства.
Как вы оцениваете общую экологическую ситуацию в Крыму?
– Ситуация тревожная. В 2009 году общее количество выбросов вредных веществ в атмосферу Крыма достигло 111 тысяч тонн. По этому печальному показателю лидирует Симферополь, затем следуют Ялта, Керчь, Евпатория, Феодосия, Красногвардейский и Бахчисарайский районы. Министерство охраны окружающей и природной среды Украины считает, что самые «грязные» предприятия в Крыму – это химические гиганты Армянска и Красноперекопска, свалки Ялты и Судака, Симферопольское водопроводноканализационное предприятие. Крым стоит на пороге жесточайших экологических проблем. Загазованность транспортом, скученность строений в центре городов, уменьшение зеленых зон, отсутствие оборудованных ливневых стоков и отсталость канализационного хозяйства еще больше усугубляют ситуацию.
К этим бедам прибавились новые: свалки стали устрашающими монстрами. Полигоны твердых бытовых отходов переполнены и зачастую эксплуатируются без юридического оформления на землепользование. Эксперты считают, что в Крыму более тысячи мусорных полигонов. На них уже находятся около 72 миллионов кубометров отходов. Ежегодно это количество увеличивается на миллион кубометров. Только недавно было выявлено 42 новых несанкционированных свалки. Пробы грунтовых вод и почвы свидетельствуют о реальной экологической опасности. А если на свалке возникнет пожар? Тушить его намного сложнее, чем обычный из-за возможных выбросов ядовитых газов, считают специалисты.
О передовых технологиях переработки мусора у нас говорят давно, но на деле только увеличивают площади под свалки.
– Расширение площадей полигонов неэффективно. В промышленно развитых государствах переработка бытовых отходов давно стала доходной отраслью. Мусор перерабатывается в деньги. Наряду со сжиганием и захоронением отходов используется рециклирование – переработка в новый продукт. В Крыму уровень утилизации пока составляет лишь 4 процента, в то время как в Европе – 50 процентов. Мы отстаем в этих процессах на полвека. Инвестиционные проекты по строительству мусороперерабатывающих заводов разрабатывались не только в Симферополе и Симферопольском районе, но и в Феодосии, Алуште, Ялте, Бахчисарайском, Белогорском, Красногвардейском районах. Но только в Саках несколько лет назад смогли в основном за счет средств местного бюджета открыть линию по сортировке бытового мусора.
Что же касается Симферополя, то городская власть не раз подписывала различные протоколы с фирмами Австрии, Словакии, Швейцарии, Италии об инвестировании и строительстве современных объектов по промышленной переработке отходов. Но все проекты так и остались на уровне благих пожеланий.
В СМИ периодически появляются материалы о складах ядохимикатов в различных регионах Крыма, которые представляют серьезную экологическую опасность.
– В Крыму 96 складов, на которых хранится 1058 тонн ядохимикатов, пестицидов и удобрений, скопившихся за многие годы. Инвентаризация складов и их содержимого закончилась несколько лет назад. Но никто не может сказать, все ли склады поставлены на учет. В прессе недавно прошло сообщение о том, что жильцы двухэтажного дома в селе Чапаевка Советского района обнаружили в своем подвале четыре тонны химикатов. Говорят, что на Украине запасы химикатов, которые остались от колхозов и совхозов больше, чем во всех странах Африки вместе взятых.
Вообще, в каждом крымском регионе есть свои специфические проблемы. Учитывая особый статус полуострова, они должны решаться местной властью с помощью республики и государства. Это и ухудшение качества минеральных ресурсов, прежде всего, лечебных грязей, минеральной воды, солей (Сакский и Ленинский районы, Евпатория, Феодосия, озеро Сиваш), и загрязнение рек, родников, водохранилищ, и хищническая эксплуатация земли при разработке полезных ископаемых, и нарушение правил землепользования.
Власть рапортует об успехе курортного сезона. В то же время, состояние многих крымских пляжей, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
– В Крыму около 900 пляжей. В середине лета работали 692, остальные из-за отсутствия разрешительных документов были закрыты, по крайней мере, официально. В конце сезона алуштинская СЭС сообщила, что загрязнение морской воды в регионе превышает допустимую норму в 24 раза. Одна из главных причин беды – фекальные стоки. Между тем, в европейских странах многие годы действуют международные санитарно-гигиенические стандарты содержания пляжей. Условно эти нормы называются «Голубой флаг Европы». У нас этот флаг присужден только двум пляжам — одному в Евпатории и одному в Ялте. Более того: при попустительстве властей идет хищническая застройка прибрежной полосы элитными дачами и коттеджами. Их строят даже в пятидесятиметровой зоне, перекрывая подходы к пляжам. Так что Крыму не до голубых флагов.
Вы постоянно подчеркиваете связь экологических и политических проблем. Назовите основные положения экологической программы «Русского Единства».
– Плохая экология – это следствие плохой политики. Мы исходим из того, что власть должна прогнозировать и предотвращать экологические проблемы, а не устранять их последствия. К сожалению, у крымской  власти нет концепции и стратегии устойчивого развития и восстановления природных объектов. Прежде всего, это касается  поддержки уникальной рекреационной и заповедной зоны. Назову несколько положений экологической программы «Русского Единства», которую мы намерены предложить крымчанам.
Первое. Усиление роли экологических служб и общественности в проведении экспертной оценки влияния объектов хозяйственной деятельности на экологическую ситуацию. Это особенно актуально, так как в последнее время у всех на слуху крупномасштабные проекты вроде строительства новой дороги на ЮБК, тоннеля через Ай-Петри и ряд других.
Второе. Рациональное использование вторичного сырья, решение проблем бытовых отходов, а также инвестирование и поддержка современных производств с чистыми технологиями.
Третье. Строительство природоохранной инфраструктуры, прежде всего, очистных сооружений.
Четвертое. Население и предприниматели должны осознавать остроту экологических проблем и понимать, что сохранение природы выгодно всем крымчанам. А это невозможно без полноценного экологического образования.
 
Беседовал Геннадий Петров

Сентябрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930