О необходимости превращения Крыма в курорт европейского уровня говорят уже больше 19 лет. Тем не менее даже бывшие фанаты отдыха в Крыму из постсоветских стран все чаще предпочитают соседнюю Турцию, где уровень сервиса выше, а цены — ниже. Европейский турист представлен у нас разве что отдельными экстремалами.
Почему же полуостров с богатейшим рекреационным потенциалом так и не стал курортной Меккой европейского уровня? На вопросы о проблемах и перспективах развития курортной отрасли отвечает председатель партии «Русское единство» Сергей Аксенов.
— Сергей Валерьевич, раз уж нам столько лет обещают превратить Крым в европейский курортный рай, давайте для начала попробуем сравнить нынешнее состояние отрасли «у них» и у нас.
— На долю курортной отрасли, по оценкам экспертов, приходятся около 12% мирового валового продукта и треть объема услуг мировой торговли. Каждый десятый работающий в мире трудится в индустрии туризма. В США, например, в этой сфере создано 15 миллионов рабочих мест. В Украине же в санаторно-курортном и туристическом бизнесе задействовано лишь около 0,1% активного населения. В Крыму из 1 миллиона 200 тысяч трудоспособного населения в этой сфере занято только около 40 тысяч. Как видите, сравнение явно не в нашу пользу.
Далее. В соседней Турции за последнюю четверть века создана курортная индустрия на уровне мировых стандартов. У нас — почти 20 лет пустых разговоров. В одной только Анталии 50 пятизвездочных отелей. В Крыму нет ни одного. Уровень сервиса привлекает на турецкие курорты миллионы приезжих. Наш — отталкивает даже соотечественников. По данным Посольства Турции в Украине, украинские граждане, отдыхающие на турецких курортах, занимают по численности третье место после немцев и россиян.
— В этом сезоне много говорилось о проблемах пляжей: их доступности и уровне комфортности. Сколько же пляжей в Крыму отвечают европейским стандартам?
— Два. Один — в Евпатории, другой — в Ялте. Дело в том, что в рамках европейской программы «Голубой флаг» пляжи сертифицируются по 27 категориям. В соседней Турции их около полутора сотен. Но о каких европейских стандартах можно говорить, если почти половина берегоукрепительных сооружений и пляжей Крыма в аварийном состоянии? Например, в районе Евпатории море размывает 2-3 метра берега в год. Под угрозой затопления пляжи в Николаевке Симферопольского района, некоторые другие.
Много говорилось и о бесплатном доступе к морю, но кардинальных изменений не произошло. Бесплатных пляжей в этом сезоне было только 96, или каждый десятый.
— Что мешает развитию отрасли?
— Прежде всего — несовершенство законодательства. В Украине приняты законы «О туризме» и «О курортах», но они нуждаются в срочной переработке и изменениях. Многие положения устарели, некоторые статьи не отвечают современным реалиям. Необходим закон о малых гостиницах и пансионатах. Из-за проблем с налогообложением, патентованием услуг по размещению неорганизованных туристов в частном секторе бюджет автономии теряет ежегодно десятки миллионов. Замечу, что 70—80 процентов услуг, оказанных отдыхающим, приходится на малый и средний бизнес.
Законодательство слабо регулирует право собственников на землю, плохо прописаны трудовые отношения в этой отрасли, создание и деятельность туристических концессий. Также следует четко обозначить правовые нормы работы экскурсионных организаций. Мы безнадежно отстаем от северного соседа. В России уже трижды разрабатывались и ужесточались стандарты оказания рекреационных услуг.
Зарубежные инвесторы опасаются приходить в Украину со своими капиталами, вкладывать их в развитие рекреационной сферы.
— Насколько я помню, несколько лет назад принята Государственная программа развития курортной отрасли и туризма. Какова ее судьба?
— Эта программа принята восемь лет назад. В текущем году срок ее действия истекает. Кто помнит о ней и что сделано для ее реализации на уровне государства и регионов? Во всяком случае, коренных изменений не произошло. Крым — яркий тому пример. Государственная программа «Морской берег» финансово не подкреплялась и стала очередной предвыборной пиар-акцией. Та же судьба постигла другие программы, связанные с развитием баз отдыха, инфраструктуры курортных регионов Крыма.
—Тем не менее минувший курортный сезон называют успешным…
— В текущем году мы приняли 5,5 миллиона туристов — почти на 15% больше, чем в прошлом. Однако только 935 тысяч были организованными отдыхающими. А коэффициент заполняемости здравниц составил около 65%. Почти половина туристов приехала на автомобилях, в основном из стран ближнего зарубежья. Большинство из них жили в палатках, на так называемых «диких» пляжах, питались привезенными продуктами, максимально ограничивая свои расходы. Польза для крымского бюджета от таких отдыхающих невелика.
— Как вы оцениваете государственную политику в курортной сфере?
— Еще лет 7—8 назад Верховная Рада Украины намеревалась рассмотреть вопрос о развитии санаторно-курортного комплекса Крыма, но все так и осталось благим пожеланием. Идет систематическое недофинансирование отрасли из государственного и республиканского бюджетов. В этом году выделено почти на миллион гривен меньше, чем запланировано. Крым теряет статус круглогодичной здравницы, в отличие от курортов Западной Украины, где отдыхающих привлекают в санатории круглый год. А ведь мы обладаем значительным ресурсом целебных грязей и минеральных вод, но они используются очень скупо. Отсутствуют даже нормативные документы, которые бы позволяли оценивать лечебное минеральное сырье. Пожалуй, кроме сакских грязей, да еще попытки сделать Евпаторию «питьевым курортом», Крыму похвастаться нечем. Кроме того, слишком медленно осваиваются новые территории для баз отдыха, особенно в Сакском, Раздольненском, Черноморском районах.
Перебои с водоснабжением, низкий уровень сервиса и плохое качество услуг не прибавляют популярности нашим курортам. О Крыме отдыхающие говорят: у вас дорого и грязно. Правда, уже появились курортные отели по системе «все включено», которые пользуются большим спросом, но их мало.
— Экологические проблемы курортных регионов тоже вносят свою лепту в создание негативного имиджа…
— Одна из таких проблем — утилизация мусора. Она уже во весь рост встала перед Большой Ялтой и Алуштой, на очереди — Евпатория. Зимой в Евпатории вывозится до 400 кубометров твердых бытовых отходов, в пик сезона — в четыре раза больше. Инвесторы и строительные компании Австрии, Испании, Германии и других государств предлагали свои услуги по строительству мусороперерабатывающих заводов, но пока проблема не решается. Идет хаотичная застройка прибрежных зон, разбазариваются земли, отсутствуют генеральные планы курортных регионов.
— У вас есть свое видение будущего курортной отрасли Крыма?
— Конечно. Для начала надо на государственном уровне определиться с ее перспективами, разработкой генеральных планов курортных поселков и городов, что значительно упростит работу с потенциальными инвесторами. Следует увеличить объем финансирования отрасли на всех уровнях, упростить процедуры согласования инвестиционных проектов. Необходимы привлечение отечественных инвесторов и создание для них более благоприятных условий, а также упрощение визового режима для зарубежных туристов. И, конечно, нельзя забывать о развитии массового внутреннего и социального туризма (детского, молодежного, социального).
В заключение хочу напомнить девиз Всемирной торговой организации: «Где развивается туризм, там отступает бедность». Туризм способствует развитию всех видов транспорта, созданию инфраструктуры, строительству культурно-оздоровительных и спортивных сооружений, решает проблему безработицы. По прогнозам ВТО, в ближайшие годы международные путешествия будут совершать более миллиарда человек в год, так что перспективы для стран и регионов, принимающих туристов, — блестящие. Крым не должен упустить свой шанс.
Интервью вел Геннадий Петров