Без рубрики        05 февраля 2011        836         0

Победа или полумера

Николай Орлов

После недавнего визита министра образования и науки Украины Дмитрия Табачника в Крым, спешившего обрадовать крымчан рядом инициатив своего министерства, среди которых наиболее резонансная – право сдачи при внешнем независимом оценивании (ВНО) теста по русскому языку, остался целый ряд нерешённых вопросов…
Да, 29 января в Симферополе в ходе «Собора гражданского согласия» на тему: «Культурно-языковое многообразие Украины – фактор стабильности и опережающего развития» Дмитрий Владимирович говорил понятные крымчанам вещи, например, о том, что высшие учебные заведения должны сами определять язык обучения, и что нужно максимально четко реагировать на запросы регионов, общественности (http://kianews.com.ua). Однако, русскоязычных граждан страны так часто обманывали и предавали киевские чиновники, что словам они уже просто не верят. Нельзя сказать, что Табачника в Крыму приняли «в штыки», ведь именно здесь одними из первых на Украине в трудную минуту вступились за новоназначенного министра (http://www.rus.in.ua/news/2842.html). Тем не менее, в этих «уступках» русскоязычному населению обнаружились явные нестыковки.
Некоторые уже заявили, что предоставленным правом в этом году воспользуются немногие. Так, председатель организации "Украинский мировой союз профессиональных учителей" Наталья Мацко высказала мнение, что введение теста по русскому языку во ВНО является преждевременным и необдуманным. "Этот предмет выберут очень немногие выпускники, поскольку язык невозможно выучить досконально за один час в неделю. Перспектива сдавать русский язык на ВНО принесет только дополнительный стресс ученикам и их родителям".. (http://ukranews.com/ru/news/ukraine/2010/11/02/30423)… Даже если высказать предположение, что Н. Мацко имеет националистические взгляды и она против равноправия языков на Украине, то в данном случае её слова не лишены логики. Действительно, сейчас в украинских школах русский язык в 5-9-х классах изучают два часа в неделю, а в 10-11-х классах – один. Получается, чтобы подготовиться и нормально пройти это испытание придётся либо нанимать репетитора, либо самостоятельно штудировать кипу дидактического материала. Кроме того, если ВНО по русскому языку, истории Украины, математике, биологии, географии, физике, химии, английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам – будут на выбор, то тесты по украинскому языку и литературе будут обязательными (!)  А теперь давайте заглянем в правила приёма в главные ВУЗы Украины и Крыма. Например, на филологический факультет Киевского университета им. Шевченко. 

Выходит, что при приёме на любой из факультетов главного ВУЗа страны украинский язык и литература являются обязательными предметами, даже при поступлении на специальность «русский язык и литература» (!). Теперь читаем внимательно выписку из правил приёма в Таврический Национальный университет (Симферополь).

Получается, что только при наличии педагогических кадров (которых, судя по всему, может и не оказаться) и при отсутствии аттестации по украинскому языку и литературе, ВНО по которым обязательно (!) (см. выше), приёмная комиссия может вам разрешить сдавать экзамен по русскому языку (и это в главном крымском ВУЗе!)
(Вот спасибо, вот облагодетельствовали!)…
А теперь вопрос: Какой даже самый патриотичный русский школьник захочет подвергать себя дополнительным затратам времени и сил, а также нервов, чтобы подготовиться и сдать экзамен по русскому языку, если ВНО по украинскому языку при этом остаётся обязательным!? Ну, за кого «киевские дядьки» (в том числе и уважаемый мной Дмитрий Владимирович) нас держат?!..
Я до сих пор помню свой выпускной экзамен по русскому языку, когда все наши будущие медалисты, сжав волю в кулак, шли на это испытание, и ни у кого не было 100-процентной уверенности, что какая-нибудь нелепая ошибка не внесёт свои коррективы в итоговый результат…
Вот и получается, что ВНО по предмету «Русский язык» в таких условиях станет уделом будущих студентов филологов, выбравших соответствующую специальность, или абитуриентов, поступающих в Севастопольский филиал МГУ, а также патриотичных молодых людей, понимающих важность знания русского языка и соответствующей отметки в документе.
Поэтому, никакие подобные полумеры не будут иметь сколько-нибудь значимого эффекта для улучшения жизни русскоязычного населения. А, кроме того, если в последний день подачи заявок 28 февраля желающих пройти ВНО по русскому языку окажется мало, то это только даст лишний повод украинским националистам позлорадствовать, что, мол, и в Крыму «никому не нужен» русский язык. (Они и так сегодня рады новым инициативам только уже российского министра Фурсенко, предложившего сделать в России русский язык необязательным предметом http://www.amic.ru/news/141463/)… Поэтому, только полное равенство языков на всех этапах обучения позволит установить реальный паритет в этом вопросе. Если ВНО обязательное, то по обоим языкам! Если на выбор, то оба предмета (и русский и украинский)! Также и при приёме в ВУЗы!..
Ещё более важным вопросом, стала вынесенная на всеобщее обсуждение Концепция языкового образования (Концепції мовної освіти), замечания по которой можно было отсылать до 20.01.2011 (Пропозиції та зауваження просимо надіслати до 20 січня 2011 р. за електронними адресами: k_tkachuk@mon.gov.ua та n_beskova@mon.gov.ua). http://www.mon.gov.ua/gr/obg/2010/proekt_271210.doc
Что в ней бросилось в глаза. Ну, во-первых, безапелляционное заявление:
«….Для більшості населення України рідною є українська мова. У ній акумульовано ментальність, знання і життєвий досвід предків, невичерпні скарби культури, народної думи й пісні, шляхетні, сповнені глибокої людяності правила співжиття, національні й загальнолюдські ідеали…».
То есть, без референдума по русскому языку (незаконно повисшему «в воздухе») делается далеко идущий вывод, какой из языков является родным для большинства населения страны. А что если этим языком на Украине является русский!?.. Правда, далее по тексту милостиво замечают:
«Для значної кількості громадян України рідною є російська мова, якою вільно володіє більшість мешканців нашої країни. Це мова міжнаціонального спілкування, одна із поширених міжнародних мов, близькоспоріднена з українською…»
Следующим интересным тезисом является утверждение, что:
«…Володіння державною мовою сприяє консолідації громадян у розбудові й зміцненні Української держави…».
Хотелось бы в это поверить, если бы не знать, что даже украиноязычные граждане этой страны разделены водоразделом веры, идеологии, взглядом на свою историю…
Что касается русскоязычных граждан, то для многих из них чрезмерное и постоянное навязывание украинского языка наоборот является дополнительным разделяющим фактором, а сама «Українська держава» подобна злой мачехе, у которой есть «свои» и «чужие», любимые и нелюбимые «домочадцы»…
И ещё одно благое пожелание:  
«…Вільний вибір мови навчання є важливою характеристикою демократичного суспільства та концепції мовної освіти в Україні…».
Как говорится, «свежо предание…» Неужели и в Киевских ВУЗах сегодня можно свободно выбрать язык обучения? Не говоря уже про Львов или Тернополь.
И последнее:
«…Результатом навчання мов повинна стати особистісна багатомовність, яка передбачає усвідомлене розмежування мовних систем і відносно вільний перехід з однієї мови на іншу залежно від зміни ситуації та життєвих потреб…».
С последней цитатой не поспоришь, кто ж не захочет знать несколько языков, но и это зависит от индивидуальных способностей каждого человека… 
И ещё, Дмитрий Владимирович, как историк, не должен забывать, что русские на Украине – это государство образующий, коренной (на землях исторической Руси), разделённый границами народ. В отличие от жителей Червонной Руси мы не забыли, кто мы и не отреклись от своего русского имени. Как в начале ХХ века подкарпатские русины подвергались геноциду и гонениям со стороны «украинствующих» и австрияк (http://ukrstor.com/talergof/),
так сегодня русское население восточной Украины и Крыма подвергается языковому этноциду, теперь уже со стороны украинского государства. Но мы не хотим, чтобы наши крымские дети стали «расходным материалом» «у розбудові й зміцненні Української держави...». Если у властьимущих есть желание, чтобы проект «Украина» был состоятельным и протянул хотя бы столько, сколько Литовское княжество (официальным языком которого был русский!), сделайте русский язык государственным и на Украине. А если, как в 1939 году говорил русский диссидент В.В.Шульгин, «украинствующие» уверены, что придания государственного статуса русскому языку хотят меньше половины населения страны, тогда давайте без лишних споров проведём референдум и покончим с этим вопросом раз и навсегда. Тем более что для его проведения есть все законные основания, и ПР и СДПУ(о) в своё время принимали в этом (сбор подписей) непосредственное участие…
http://www.angelfire.com/nt/oboguev/images/shulgin1.htm
Только равноправие и свободная конкуренция языков покажет их реальную состоятельность. Это касается всех сфер жизни: образования, вещания ТВ и радиоканалов, дорожных знаков, аннотаций к лекарствам, инструкций к бытовой технике, делопроизводства и т.д.  Украинский и, тем более, русский языки — не инвалиды, и в поддержке не нуждаются, им просто нужно дать возможность свободно развиваться. А молодое поколение страны должно иметь возможность изучать оба языка и на равных условиях, в Крыму и в Львове. А наш народ как-нибудь сам решит, какой язык ему удобней для общения с властью, и в быту…

Николай Орлов, г. Ялта

Февраль 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28