Без рубрики        12 сентября 2011        954         0

Сергей Цеков: Русские Крыма будут всегда вместе с Россией

(часть 1)
 
В рамках единого Русского мира, который простирается далеко за пределы современной России и является местом проживания многомиллионной российской диаспоры, Крым занимает особое место. О современном положении русских в Крыму, политике России в сфере поддержки соотечественников и деятельности крупнейшей организации российских соотечественников полуострова – Русской общины Крыма и её стратегического партнёра – политической партии «Русское Единство», рассказывает председатель Русской общины Крыма, сопредседатель Всекрымского движения «Русское Единство» Сергей Цеков.
 
 – Сергей Павлович, русских Крыма часто называют не диаспорой, а русским социокультурным анклавом, «анклавными русскими». Действительно ли это так?
 
– В этой оценке есть смысл. Русские Крыма не считают себя диаспорой. Диаспора – это часть этноса проживающего за пределами исторической Родины, а для нас Крым – это Родина, так же, как и Россия. Крым – это единственный регион с элементами государственности (автономная республика) за пределами современной России, где этнические русские составляют большинство. По данным Всеукраинской переписи 2001 года, этнические русские составили свыше 58 процентов от общей численности населения Автономной Республики Крым, а это – более 1 миллиона 180 тысяч человек. Число жителей автономии, назвавших русский язык родным для себя языком, приближается к 80 процентам. Поэтому, русские Крыма – это не диаспора, а составная часть русского народа, проживающая в регионе, который является частью исторической России.
И если говорить в целом об Украине, то и здесь русские расселены столь компактно и составляют столь значительную часть населения, что не являются национальным меньшинством, как именуют нас официальные власти. Русские – один из двух  государствообразующих народов Украины. Мы произошли от одного корня и являемся потомками одного народа – русичей. Наши предки вышли из одного государства и говорили на одном, древнерусском языке.
 
– Русские Крыма и русские Украины – это одно целое?
– Мы – одно целое, как представители русского народа. Мы говорим на одном языке, у нас общее самосознание, общие интересы. Но Крым – это особый регион, проживая в котором, сильнее чувствуешь свою «русскость», свою связь с Россией.
 
– Чем это обусловлено?
 
– Во-первых, русские Крыма прекрасно помнят 1954 год, когда Крымская область  была одним «росчерком пера» передана из состава РСФСР в состав УССР. Я, например, родился в 1953 году, когда Крым еще находился в составе РСФСР. И с детства помню, как воспринимали крымчане решение о передаче Крыма в состав Украины. В частности – у моих родителей никто не спросил, согласны ли они с передачей Крыма в состав УССР, или хотели остаться в Российской советской республике. Пока мы жили в составе Советского Союза, несправедливость решения, принятого Никитой Хрущевым, ещё не так остро ощущалась. После распада Советского Союза ситуация изменилась. 
Однако, не смотря ни на что, русские крымчане продолжают воспринимать полуостров, как маленькую Россию. Русские Крыма будут всегда вместе с Россией. Ведь Крым – это место, где крестился святой равноапостольный князь Владимир, здесь – наши памятники истории и архитектуры, в Крыму жили и творили великие сыны и дочери России, защищая Крым, погибли миллионы русских людей. В Крыму было две героических обороны русского города Севастополя, в Крыму – два города-героя – Севастополь и Керчь, в Крыму базируется российский Черноморский флот. Крым – это сплав русской крови, русского духа и русских геополитических интересов. Этого трудно не чувствовать и с этим трудно не считаться. Хотя, украинские власти на протяжении всех 20 лет независимости Украины старались этого не замечать.
 
– Как бы вы оценили современное положение русских Крыма?
 
– Оно тесно связано с общей тенденцией, о которой я уже говорил – в 1991 году, после распада Советского Союза, русские стали разделённым народом. Дошло до того, что Крым для России – это заграница. Мы отделены друг от друга пограничными столбами, контрольно-следовыми полосами, таможнями и другими искусственными преградами. 
Я бы отметил еще одну общую закономерность, определяющую положение русских и всех, кто считает русский язык и русскую культуру родными, не только в Крыму и на Украине, а во всём мире. Она заключается в том, что на протяжении столетий, и особенно – в советский период, русских не учили объединяться для защиты своих законных прав и интересов. С необходимостью защиты наших прав мы столкнулись после развала Советского Союза. До этого мы были сильными, старшими братьями, мы всех опекали, всех защищали, всем помогали. И очень успешно проводили именно такую политику. Показателем этого является многонациональная Российская Федерация, если учесть, сколько народностей мы сохранили на территории России (особенно если сравнить ситуацию в России с ситуацией в США, где десятки народов были уничтожены, ассимилированы, или загнаны в резервации). 
Когда в начале 90-х годов возникла необходимость защиты наших законных прав и интересов, мы оказались к этому не готовы, не знали, как это делать. Поэтому, русским, российским соотечественникам было очень сложно объединяться в организации для защиты своих прав, сложно было и России. Органы власти России не имели опыта работы с организациями российских соотечественников. Всё приходилось начинать с нуля.
 
– Какие права русских и русскокультурных крымчан, на ваш взгляд, больше всего нуждаются в защите?
 
– По моему мнению, в защите больше всего нуждается право на русский язык. А это – комплекс прав: право на получение воспитания, образования на русском языке (в том числе – высшего образования); возможность заниматься наукой на русском языке, защищать на русском языке диссертации; право на получение полновесной, разносторонней информации на русском языке (включая газеты, радио, телевидение); право общения на русском языке со всеми официальными органами Крыму, в том числе – с судебными органами, решения которых должны выходить на русском языке. Право на русский язык – это существование русского языка во всех сферах нашей жизни, а именно: русский язык в названиях населенных пунктов, русский язык в рекламе, в лекарственных аннотациях, русские имена в русской (а не в украинской) транскрипции в паспортах и так далее. Именно право русских и русскокультурных крымчан на русский язык сейчас больше всего ущемляется. 
Думаю, что и русская культура в плане государственной поддержки находится в Крыму и в целом на Украине в несколько неравноправном состоянии по отношению к другим культурам. До недавнего времени внимание уделялось и находились дополнительные источники финансирования, в основном, для двух культур – крымскотатарской и украинской. Для русской – нет. И только в 2009 году, по инициативе представителей Русской общины Крыма в Верховном Совете автономии, на крымском, республиканском уровне был принят комплексный план ежегодных мероприятий по развитию русской культуры, использованию русского языка, содержанию объектов и учреждений русской образовательной и культурно-исторической направленности в Автономной Республике Крым на 2009-2015 годы. На общегосударственном уровне целевая поддержка русского языка и русской культуры в Крыму не осуществляется. 
Ущемляются также права русских граждан, проживающих в Крыму, на объективную, достоверную историю: историю Крыма, историю Украины, историю России. В том, что преподается сегодня в школах, и в высших учебных заведениях, Россия нередко рисуется как извечный враг Украины, постоянно угнетавший ее. А история России в школах практически не преподается. До недавнего времени в учебниках истории замалчивался термин «Великая Отечественная война», а говорилось только о Второй мировой войне. Показательны решения ряда местных советов Западной Украины, пытавшихся запретить празднование Дня Победы. Есть много других моментов, связанных с русским национальным самосознанием, которое ущемляется все 20 лет независимости Украины.
 
– А как обстоят дела с реализацией других прав, например, – политических, экономических?
 
– С одной стороны, о реализации политических и, тем более, – экономических прав принято говорить в общегражданском контексте. Но такой подход неприменим, например, к Эстонии, где значительная часть российских соотечественников лишена гражданства этой страны. На Украине, слава Богу, до этого не дошло, но тоже есть целый ряд негативных тенденций. Они связаны с попытками утвердить язык «титульной нации» во всех сферах общественной жизни, и в целом – с заявлениями о необходимости построения «Украины для украинцев», игнорированием волеизъявления граждан о проведении референдумов о статусе русского языка, о недопустимости вступления Украины в НАТО, попытками разделить проживающие в Крыму народы на коренные и некоренные и др. 
Если говорить о праве на референдум, то это – одно из базовых прав граждан в правовом, демократическом государстве. Однако, на Украине миллионы подписей граждан, собранных поддержку проведения референдума о статусе русского языка (и по другим актуальным вопросам) власти всегда цинично игнорировали. Только в 2006 году инициативной группой, куда входили представители Русской общины Крыма, на территории автономии было собрано 306 тысяч подписей за проведение консультативного референдума о государственном статусе русского языка. Центризбирком их тщательно проверил, подтвердил их подлинность, однако решение Верховного Совета Крыма о проведении консультативного референдума так и не было реализовано. А сколько миллионов подписей собрано за все эти годы! Только за проведение референдума о вступлении / невступлении Украины в НАТО было собрано почти 4,5 миллиона подписей, которые Центральная избирательная комиссия признала действительными. И где он, этот референдум? 
Вопрос об экономических правах касается не только российских соотечественников. Экономика – это важнейший фактор, определяющий национальное развитие русских, украинцев, крымских татар и представителей других национальностей, проживающих в Крыму. Проблемы безработицы, социальной защиты, развития села и многие другие – это «болевые точки» всего общества. Многие экономические проблемы Крыма возникли после распада Советского Союза. Ведь наш полуостров был интегрирован в общесоюзную экономику, здесь работали десятки заводов, продукция которых оказалась невостребованной. Это касается не только Крыма, а и большинства других регионов современной Украины. 
Для русских Крыма сегодня актуальна проблема обеспеченности земельными участками, значительная часть которых находится под самозахватами, осуществлёнными, в основном, представителями крымских татар. Точнее – этническими рейдерскими группировками, чья деятельность вдохновляется т.н. меджлисом – нелегальной этнократической структурой, претендующей на роль национального парламента в Крыму.
 
– Как развиваются межнациональные отношения на территории полуострова?
 
– Крым – многонациональный регион. Он был многонациональным исторически и остаётся таковым. Поэтому межнациональные отношения в Крыму – это особая тема. В конце 80-х – 90-х годах на полуостров вернулось более 200 тысяч крымских татар и представителей других национальностей, подвергшихся спецпереселению из Крыма в 1944 году. Если говорить о крымских татарах, то они на сегодняшний день возвратились в Крым и полностью восстановлены в гражданских правах, их уровень материальный, образовательный и т.д. соответствует уровню всего населения Крыма, а по многим показателям даже выше. 
Русские организации Крыма не противодействовали политике властей Украины и Крыма, связанной с решением проблем обустройства вернувшихся в Крым репатриантов, их интеграцией в крымское многонациональное сообщество. Но мы всегда выступали против того, чтобы делить проживающие в Крыму народы на коренные и некоренные, выступали против наделения представителей какого-то одного народа правами «титульной нации». Речь идёт о претензиях т.н. «меджлиса крымскотатарского народа» на создание в Крыму крымскотатарского национального государства. Как бы не вуалировали эту цель представители нелегальной (не зарегистрированной в соответствии с законодательством Украины) этнократической структуры «меджлис», она является для них стратегической. Тактические цели на пути к её достижению – требования трансформации Автономной Республики Крым в крымскотатарскую национальную автономию и закрепления за татарами Крыма статуса коренного народа, имеющего особые права и привилегии. Такая постановка вопроса для русских, русскокультурных крымчан является неприемлемой. Мы считаем, что коренным крымчанином является любой человек, который родился и вырос в Крыму. Я, например, являюсь коренным русским крымчанином во многих поколениях.  
 
– А как власти Украины относятся к курсу меджлиса на создание «государства в государстве»?
 
– Власти Украины традиционно использовали крымскотатарский фактор, как своеобразный противовес против Русского движения в Крыму. Лозунг о создании «государства в государстве» они, конечно, не поддерживают, но меджлис традиционно пользовался покровительством украинских властей. Даже, не смотря на то, что эта структура действует за рамками правового поля Украины. Власти согласуют с меджлисом назначение председателя Республиканского комитета АР Крым по делам межнациональных отношений и депортированных граждан, «резервируют» для его представителей ряд других должностей во властных структурах автономии, постоянно пролонгируют программу возвращения и обустройства депортированных, хотя этот процесс давно уже завершился, не реагируют на массовые самозахваты земель в Крыму и многое другое. Речь, по сути, идёт о неком привилегированном социальном статусе, конкурентном преимуществе крымских татар (об армянах, болгарах, греках, немцах вспоминают все реже). Он связан с понятием «депортированные граждане». Это касается различных сфер – сферы земельных отношений, жилищного строительства, развития социальной инфраструктуры, создания новых рабочих мест, оплаты учёбы в вузах и многого другого. На программу обустройства депортированных продолжают ежегодно перечислять значительные средства.  
Земельные участки в Крыму выделяются в первую очередь крымским татарам. Они уже обеспечены земельными участками под индивидуальное жилищное строительство на несколько порядков лучше, чем славяне. В Алуште, например, на семью крымских татар приходится выделенных земельных участков в 10 раз больше, чем на славянскую семью. Почему так произошло? Прежде всего, – из-за политики двойных стандартов и поддержки крымских татар со стороны центральной киевской власти, которая с первых дней независимости руководствовалась принципом: крымские татары – друзья независимости Украины, а русские (славяне) – враги. Отсюда – ощущение вседозволенности, которое есть у татар. Отсюда – массовые самозахваты, под которыми оказалась большая часть земель запаса и часть пахотных земель в Симферополе, Симферопольском районе и во многих других городах и районах Крыма.
Государственная этнополитика Украины выстроена таким образом, словно русских и русскокультурных граждан на её территории не существует. В Крыму, где русские составляют большинство населения, а подавляющее большинство крымчан разговаривает на русском языке, нет регионального русского телеканала. У крымских татар такой телеканал есть, он финансируется из бюджета Украины.
Аналогичную политику двойных стандартов проводят ОБСЕ, Совет Европы и другие международные организации, призванные следить за соблюдением прав национальных меньшинств (парадокс – русские, которые формировались как этнос на территории современной Украины и составляющие большинство населения Крыма, согласно законодательству Украины являются национальным меньшинством). Приезжая в Крым, чиновники из ОБСЕ проводят регулярные встречи с руководством меджлиса, а Русскую общину Крыма и другие русские организации предпочитают не замечать. 
 
Интервью подготовил Андрей Якименко
 
Источник: сайт «Помни Россию»

Сентябрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930