Без рубрики        22 сентября 2011        562         0

Европа по-прежнему проводит политику двойных стандартов

Наталья Гаврилева
 
«Мы приезжаем, чтобы помогать, а не критиковать», — заявили на итоговой пресс-конференции в Симферополе содокладчики Комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по вопросам соблюдения обязательств государствами-членами Совета Европы (Мониторинговый комитет) Мариетта де Пурбе-Лундин и Маилиса Репс. За несколько дней пребывания в Крыму они увидели многое. Точнее, побеседовали со многими — и в Верховном Совете Крыма, и в Совмине. И в меджлисе. Отдельно от всех. А перед пресс-конференцией встретились еще с представителями сразу 34 национальных обществ и организаций.
Зачем они к нам ездят? Чтобы проверять, правильно ли мы себя ведем. Сегодня приехали в Крым — потом будут поездки и по другим регионам. И как им наш Крым? Ну, если говорить в целом, на Украине «многое еще в процессе работы, а многое еще нужно разрешить». А если говорить о Крыме, то тут есть две большие проблемы, на взгляд высоких (не по росту, а по должности) дам: 1) региональное развитие и местное самоуправление, которое страдает, и 2) — проблема национальных меньшинств и межнациональных отношений.
Вот, встречались с представителями национальных меньшинств — они не удовлетворены тем, что нет рамочных законодательных актов, нет закона о депортированных, «говорили о необходимости жесткого реагирования на дискриминационные акты». И здесь, считают дамы, «правоохранительные органы должны сыграть свою роль — в любом случае должно быть уважительное отношение к национальным меньшинствам.
Это коротко то, что было во вступительном слове и Мариетты де Пурбе-Лундин, и Маилисы Репс.
Странным образом интереса сия пресс-конференция у местных журналистов не вызвала — в зале было пять-шесть акул пера и всего одна камера, и та из пресс-службы парламента. Посему высоким гостям было задано всего два вопроса: от «Интерфакс-Украина» — о несчастной Юлии Тимошенко, томящейся в тюрьме, узнице «политического беспредела», и от «Крымского Эха». Как вы понимаете, газовая принцесса нас интересует меньше всего: власть загнала себя в угол, пусть сама и выпутывается. А нас интересовала политика двойных стандартов, которую не устает насаждать Европа на Украине.
Наш вопрос звучал так: представители Мониторингового комитета Совета Европы приезжают в Крым, встречаются с нелегальной структурой, незарегистрированной ни одним официальным органом страны, существование которой не прописано ни в одном законе Украины, с параллельной властью — с меджлисом. Мониторинговый комитет, Совет Европы принимает меджлис за серьезную структуру, ведет с ней какие-то переговоры. Вместе с тем Мониторинговый комитет не замечает, что ущемляются права людей, для которых русский язык является родным, основным. Мониторинговый комитет не хочет знать о том, что крымскотатарское население имеет намного больше земли, чем ее приходится на душу остального населения, и об этом не раз писалось в крымской прессе. Вопрос «простой»: когда закончатся эти двойные стандарты?
Вы не устали читать мой вопрос? Зато устанете читать ответ. Но я тупо попробую изложить его близко к диктофонной записи. Итак, отвечает Маилиса Репс (кстати, она из Эстонии. Отвечает на английском, переводчик произносит ее ответ на русском): «Позвольте прежде всего заверить вас в том, что Мониторинговый комитет является тем органом Совета Европы, который никогда не применяет двойные стандарты. Даже по очень деликатным вопросам, включая разгоревшиеся конфликты. И даже в тех обстоятельствах, когда нарушаются права человека. И Мониторинговый комитет всегда вмешивался, когда считал это необходимым. И, кстати, по этой причине все встречи, которые проводятся членами Мониторингового комитета, происходят за закрытыми дверями, без присутствия прессы. Для того, чтобы все, кого пригласили, могли высказать свое мнение и рассказать о наболевшем от своего имени.
Мы сегодня встречались с представителями 34 организаций различных национальных меньшинств, включая крымских татар. Включая, конечно, и русское меньшинство — там, по крайней мере, было четыре организации, которые представляли русских (насколько мы поняли, там был один Сергей Шувайников — ред.). И мы никого не спрашивали, как их избрали и кто их избирал, а исходили из того, что все они являются представителями своих общин. Я не знаю, что вы имели в виду, когда говорили об особом отношении между Советом Европы и крымскими татарами, но вопрос о выделении земель, очень актуальный вопрос для всех депортированных, поднимался не только крымскими татарами, но и болгарами, греками, армянами и немцами. Вопрос выделения земельных участков для строительства культовых сооружений поднимался не только в отношении мечети, но и католической церкви и синагоги.
Что же касается статуса русского языка, вчера на встречах в Севастополе нас убедили, что, по крайней мере, в Севастополе русский язык является основным языком. С другой стороны, на сегодняшней встрече с представителями национальных меньшинств представитель украинской общины говорил о том, что нужно оказывать поддержку украинскому языку и, в частности, обучению на украинском языке в крымских школах. И на тех встречах, которые мы провели, никто не говорил о какой-либо дискриминации русского языка».
В разговор вступает Мариетта де Пурбе-Лундин: «Мы не проводим ни с кем переговоры, мы приезжаем сюда для того, чтобы выслушивать. Мы открыты, у нас нет никаких предрассудков, мы выслушиваем всех тех, встречи с кем запланированы нашей программой. Я думаю, что, когда вы увидите наш доклад, вы убедитесь, что мы сегодня говорили вам правду».
Дальше повисла неловкая пауза, у моих коллег вопросов не было.
Добираюсь до интернета — и смотрю оперативный отчет пресс-службы меджлиса. Надо полагать, еще до встречи с теми 34-я организациями высокочтимые дамы побывали в том самом нелегальном меджлисе, на официальный статус которого Европа предпочитает закрывать глаза. Встретились отдельно, в офисе меджлиса. На встрече присутствовали только Рефат Чубаров, Али Хамзин и Заир Смедляев. Дамы благосклонно, не ограничивая строгим регламентом выступающих, выслушали плач национальных политиков о проблемах, уже хорошо известных крымчанам, и в той самой интерпретации, о которой мы тоже хорошо знаем. Видимо, втолковали доходчиво, потому что на пресс-конференции дамы почти слово в слово повторяли обороты речи, услышанной в здании на ул. Шмидта.
Например, — «…было особо отмечено, что за период независимости Украины так и не были приняты законы, которые необходимы для регулирования сложного процесса адаптации депортированного крымскотатарского народа в украинском обществе, ставшего жертвой в ХХ веке политики коммунистического режима СССР. В результате крымскотатарский народ находится в дискриминационном положении, которое усиливает в нем негативные процессы, связанные с ассимиляцией и потерей самоидентичности, что на современном этапе можно рассматривать как гуманитарную катастрофу».
Или вот еще: «Большой интерес у гостей меджлиса вызвала одна из наиболее актуальных сегодня проблем — земельные отношения в Крыму и наделение крымских татар земельными участками для строительства личного жилья. Предоставив вниманию содокладчиков комиссии ПАСЕ имеющиеся несправедливости в земельном законодательстве Украины, изначально заложенных перед массовым возвращением народа на свою землю, сегодня позволяют руководству автономии необъективно информировать международную общественность о якобы высоком проценте крымских татар, обеспеченных землей. По словам Джемилева, озвученные главой парламента АРК В.Константиновым 67 тыс. земельных участков, которые депортированные граждане получили за прошедшие 20 лет, являются в большинстве своем результатом личной инициативы крымских татар, самостоятельно и вопреки закону, вынужденных 20 лет назад занимать земли, так как не имели возможности получить её от госудатсва в рамках закона».
А жить меджлису по-прежнему мешают «пророссийские организации»: «…руководство меджлиса, приводя известные факты многолетних попыток «казачьих организаций» установить поклонные кресты при въезде в населенные пункты Крыма, участившиеся акты вандализма в отношении святынь крымских татар, указало на присутствие высокого уровня провокационно настроенных пророссийских организаций, использующих крымскотатарский вопрос как метод дестабилизации межнационального мира в Крыму».
Мы уже как-то обращали внимание читателя на то, как регулярно в меджлис, эту нелегальную, снова напомним, структуру, прямо как на работу, заявляются высокие европейские и заокеанские гости, начиная с послов и заканчивая спецпосланниками. Некоторые мои коллеги говорят: ну и что, молодцы меджлисовцы, «построили» Запад, заставили дуть в свою дудку.
И на самом деле здесь ничего не было бы «крамольного» (руководствуюсь таким принципом: если хотя бы одному крымчанину от всех этих визитов станет хорошо — значит, всему Крыму станет лучше!) в таком поведении европейцев и американцев, если бы тот же самый меджлис был введен в законодательные рамки страны, которая говорит, что очень хочет быть демократической. А приезжие при этом ее, Украину, этой самой демократичности учат! Разве это не двойной стандарт?!
И второе, что и содержалось в нашем вопросе: почему та же «демократическая» Европа «не замечает», как дискриминируется в своих природных правах русский (русскоязычный) человек?!
Когда заезжие европейцы сумеют честно ответить мне на эти вопросы, тогда я буду первой, кто станет агитировать своих читателей за вступление в хорошую Европу.
 
Наталья Гаврилева,
«Крымское эхо»
 
 

Сентябрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930