В октябре нынешнего года Владимир Путин переполошил западный политический истеблишмент и СМИ, выступив с инициативой создания Евразийского союза России, Белоруссии и Казахстана. Вскоре после этого был подписан договор о свободной торговле в рамках СНГ. Свою подпись под этим договором поставил и украинский премьер Николай Азаров.
Одновременно украинские политики продолжали вести переговоры об ассоциации и Зоне свободной торговле с ЕС. Фоном для этих переговоров стал самый серьезный со времен Второй мировой войны европейский кризис. В ноябре глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу назвал этот кризис системным, а главы европейских государств заговорили о том, что «слабые» страны могут покинуть зону евро.
На момент написания этого материала еще не было известно, чем закончится саммит Украина-ЕС, запланированный на 19 декабря, и будет ли на нем парафировано соглашение о ЗСТ с Евросоюзом. Однако, вне зависимости от результатов саммита, очевидно, что роль «ласкового теля», которую, судя по всему, все еще надеется играть «многовекторная» Украина, уже не устраивает ни Россию, ни Европу. Пора определяться.
Космос или табак?
Укрепление экономических связей с Россией всегда было центральным пунктом программы «Русского Единства». Лидеры партии отдают себе отчет, что Евросоюзу Украина нужна только как рынок сбыта своих товаров, зачастую далеко не лучшего качества (наша страна, кстати, уже сейчас превратилась в «свалку» европейского неликвида), и как источник дешевой рабочей силы. Список украинских товаров, которые могут быть конкурентособны на европейском рынке, до неприличия короток:
металл, некоторые виды продукции химической промышленности и сельского хозяйства. Вот, пожалуй, и все. Без самой тесной кооперации с Россией у нас не будет ни космической, ни авиационной промышленности, ни машиностроения, ни кораблестроения, ни других передовых и наукоемких отраслей. Западные инвестиции за 20 лет независимости пришли в основном в добычу сырья, табачную промышленность, финансовый сектор — это факт, который не требует комментариев.
Первый шаг к интеграции
Зато выгоды, которые Украина получит от создания Зоны свободной торговли в рамках СНГ, очевидны. Сейчас суммарный взаимный оборот внутри СНГ превышает 134 миллиарда долларов. Только за 2011 год он вырос почти на 50 процентов. Когда ЗСТ заработает в полную силу, эти показатели возрастут многократно. А это – развитие производства, приток инвестиций, в первую очередь, российских, создание новых рабочих мест, повышение благосостояния наших граждан. То есть, присоединение к ЗСТ в рамках СНГ – как глоток свежего воздуха для украинской экономики, переживающей тяжелые времена. По многим группам товаров будут отменены все экспортные и импортные пошлины, страны Содружества начнут расширять свои рынки. Это означает, что товары и услуги, производимые в СНГ, будут реализовываться у партнеров по более низким ценам. В результате будут созданы условия для восстановления утраченных кооперационных связей и производств. Таким образом, каждая из стран повысит свою конкурентоспособность на мировом рынке.
Однако создание ЗСТ должно стать только первым шагом на пути дальнейшей интеграции Украины с Россией и другими странами СНГ. Будет логично, если следующим шагом станет присоединение к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.
Цифры говорят
Крым близок к России не только в духовном и культурном смысле. У этого «родства» есть прочный экономический «фундамент». Вот всего несколько цифр, которые говорят сами за себя.. По данным Главного управления статистики в АРК, за 9 месяцев нынешнего года объем экспорта товаров, произведенных в автономии в Европу (а это более 40 стран) составил 33 миллиона 425,2 тысячи долларов. В США – немногим больше 5 миллионов. А в одну только Россию – 122 миллиона 512 тысяч долларов. Основный экспортный партнер АРК – Россия, на которую приходится почти 30 процентов всех поставок. В то же время, львиная доля импорта приходится на страны ЕС. Эти цифры лишний раз подтверждают, что Европе не нужны наши товары и наши производства, ей нужен рынок сбыта для своих собственных товаров. Зато крымская продукция востребована в России и других странах СНГ. Зачем же уничтожать уже существующий рынок, добивая отечественного производителя, в угоду призрачным обещаниям Запада?
Курс – на Россию!
Справедливости ради заметим, что число договоров о сотрудничестве, которые крымские власти подписали с регионами России за 20 лет независимости, исчисляется десятками. Но подавляющее большинство из них не работает. А ведь каждый из этих документов – если, конечно, наполнить их реальным содержанием, – может приносить реальную пользу крымчанам. К сожалению, пока такие вопросы никто системно не решает. А депутатов от «Русского Единства» в парламенте автономии пока еще недостаточно, чтобы они могли совместными усилиями сдвинуть проблему с мертвой точки. А ведь Крым, как «флагман» Русского мира на Украине должен играть особую роль в сближении двух братских народов. Генеральный консул РФ в Симферополе Владимир Андреев неоднократно подчеркивал, что «Русское Единство» является главной политической силой, в которой Россия видит своего стратегического партнера.
К слову
В качестве одного из препятствий для присоединения к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана называют членство Украины во Всемирной торговой организации. Однако это надуманное возражение.
Во-первых, в мире, кроме ТС России, Белоруссии и Казахстана существует еще шесть таможенных союзов, в которые входят страны-члены ВТО. Один из примеров – МЕРКОСУР – второй по экономическому потенциалу (после ЕС) таможенный союз. «Ядро» этого союза составляют Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла – все члены ВТО с 1995 года.
Во-вторых, вступление в ВТО не принесло Украине ни экономического роста, ни повышения уровня жизни, а, наоборот, стало губительным для ряда отраслей, привело к росту импорта и вытеснению с рынка отечественных производителей.
Вообще, надо понимать, что прямой связи между вступлением во Всемирную торговую организацию и благосостоянием ее членов, нет. В ВТО состоят и бедные постсоветские страны, такие как Киргизия и Молдавия, и коммунистическая Куба. А еще к этой «престижной международной организации» принадлежит, к примеру, Нигер – страна, занявшая предпоследнее, 186-е место по индексу человеческого развития ООН. Состоят в ВТО и еще несколько антилидеров упомянутого списка — Чад (№ 183) Центрально-африканская республика (№ 179), Мали (№ 175). ВТО не помогла им стать богаче, да и не может помочь – ведь это не благотворительный клуб, а коммерческая организация. Богатым везде хорошо, а бедным везде плохо. А вот присоединение к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана действительно сделает Украину богаче и сильнее.
Белорусский опыт
Белоруссия, в отличие от Украины, не стала бездумно открещиваться от общего прошлого и не ринулась очертя голову в объятия западных «друзей». Результат налицо: в стране сохранен промышленный потенциал и сельское хозяйство; цена российского газа для наших соседей в первом квартале 2012 года составит 164 доллара. Средняя пенсия в Белоруссии (данные газеты «2000») даже сегодня, после кризиса составляет от двух до 2, 5 миллионов местных рублей (или 2-2,5 тысячи гривен), что вдвое больше, чем на Украине. Средняя зарплата – от трех до четырех миллионов рублей (3-4 тысячи гривен). При этом коммунальные платежи в Минске за однокомнатную квартиру — около 60 тысяч рублей (60 гривен, включая свет, телефон, отопление). Килограмм картошки в Минске – 2.2 гривны в переводе на наши деньги, бензин А95 – около 5 гривен, одежда, обувь, бытовая техника белорусского производства в полтора-два раза дешевле, чем в наших супермаркетах.
Александр Юрьев