Без рубрики        04 января 2014        624         0

Русской общине Крыма – 20 лет

Владимир Терехов  

Смута, связанная с разделом Советского Союза, заставила русских крымчан вспомнить, казалось бы, уже забытое, но столь важное для наших предков слово «община». Русская община Крыма зародилась в рамках Республиканского движения Крыма (РДК). К 1993 году национальные общины были уже у большинства этносов Крыма. Как тут не объединиться русским и не заявить о своем существовании, не озвучить своих – русских проблем?
При все при том, сразу заявить в лоб о том, что русские создают этническую организацию – заявительницу проблем этноса, организацию – правозащитницу, нам долго не позволяла гражданская скромность, а вернее неопытность гражданская. Поэтому сначала появилась идея славянской общины. Автор этих строк помнит, как в перестройку его пригласили в старое здание обкома на дискуссию об общественных организациях. Он предложил в противовес украинскому и другим национализмам создать Славянскую общину.
Услышал: а против кого объединяться будем – то?
Ответил: Не против кого, а за кого!
Но тогда его не поняли. Интересно, что в связи с созданием других общин таких вопросов не звучало. Это потом, уже перед разделом СССР, идея создания, например,  «Союза русских, украинских и белорусских писателей» получила поддержку.
В 1993 году на передний план вышла идея объединения русского населения Крыма. И вот, была собрана конференция заинтересованных граждан. Она состоялась 23 октября 1993 года, в Доме профсоюзов в Симферополе. Участники этой конференции долго думали, как назвать создаваемую организацию – Русской, или Российской общиной Крыма. Причем, первоначально была учреждена именно Российская община Крыма. Но, по прошествии некоторого времени, в течение которого нам стали известны права и возможности этнических и гражданских общин в международном юридическом пространстве, мы стали понимать, что в плане предполагаемой деятельности, юридической защищенности и задуманного сотрудничества с другими организациями статус этнических общин гораздо предпочтительнее. Так наша Община стала называться Русской общиной Крыма.
Созданию Русской общины Крыма способствовало осознание необходимости решения целого ряда проблем, стоящих перед крымско-русским населением. Среди них наиболее острыми были проблемы сохранения русской культуры в Крыму и сохранения связей Крыма с Россией, частью которой мы все себя ощущали. Эти проблемы объединяли очень разных людей. На учредительной конференции присутствовали директора симферопольских заводов (Симферопольский машиностроительный, завод пищевого машиностроения, КрымАвтоГАЗ), работники Симферопольского аэропорта, преподаватели Симферопольского госуниверситета, депутаты Верховного Совета Крыма, активисты и руководители Русского движения в Крыму. Учредительная конференция выбрала председателем Русской общины Крыма депутата Верховного Совета Украины от Крыма, писателя В. Терехова.
Во время подготовки, проведения конференции и юридического оформления Общины активно и конструктивно работали многие члены РДК, вступившие в Общину: В. Струкова, В. Мордашов, С. Моргунов и другие. Следует отметить, что в 1994 году лидер РДК Ю. Мешков был избран президентом Республики Крым, а депутат Верховного Совета Украины от Крыма С. Цеков – председателем Верховного Совета Крыма. Тем не менее, несмотря на занятость, С. Цеков помогал Общине и активно участвовал в её работе.
Собиралась Русская община Крыма: в кабинетах Верховного Совета Крыма, в помещении горноспасательной службы, в залах ДОСААФ, в помещениях «Фонда Мира», в помещении Союза русских, украинских и белорусских писателей Крыма, на скамеечках у входа в Русский академический театр. Пока за личные средства С. Цекова не было куплено помещение для Общины в Симферополе, по ул. Карла Либкнехта (ныне ул. Долгоруковская).
По сути, мы начинали работать с нуля. У нас не было никакого опыта и знаний о строительстве этнических организаций. Помогло желание и интуиция. Работали и учились. Не обходилось и без ошибок. Но в основном мы все делали правильно.
Четко определяли, кого объединяет Община и чьи интересы и права отстаивает, а именно: всех, кто считает себя русским или русскую культуру, русский язык, русскую историю родными, а Россию – Родиной (Отечеством). Это было правильно.
Учреждена газета Русской общины Крыма «Русский мир».
С годами Община расширялась и крепла. О ней узнали в Крыму, на Украине, в России и за пределами СНГ. Представителей Общины приглашали на мероприятия в Киев, Одессу, Харьков, Донецк, Москву, Новгород, Петербург, в страны Западной Европы и т.д.
Община проводила все больше мероприятий. К основным задачам деятельности Русской общины Крыма мы относили:
— противодействие разобщению русских, белорусов и украинцев. Содействие интеграционным процессам между Россией, Белоруссией, Украиной.
— в условиях провозглашенной в начале 90-х годов и нарастающей дальнейшей принудительной украинизации населения Украины и Крыма особенно – русскокультурного, вытеснения русской культуры, особенно – русского языка, самих русских, изоляции их от Русского Мира отстаивать права крымско-русского населения во всех сферах жизни общества и в первую очередь – в области культуры, образования, духовности, социального обеспечения, отстаивать принцип равноправия всех этносов, населяющих Крым.
При всем при том, что Русская община Крыма быстро росла и становилась явлением, к которому потянулись прорусски настроенные крымчане, отношения членов Общины между собой складывались неровно – сказывался пресловутый человеческий фактор. Не все приходили в Общину служить делу, было немало тех, кто смотрел на Общину, как на клуб по интересам. Были и такие, кто ценил не дело, не Общину в себе, а себя в Общине. Их донимали собственные амбиции: почему не ему, а другому доверили роль руководителя того или иного ранга?
В этом плане показательны действия А. Мельникова, который, будучи членом Общины с первых дней, делал немало конструктивного, но при этом не забывал о своих интересах. В 2003 году на Соборе Общины, уже после того, как В. Тереховым на пост председателя был рекомендован С. Цеков, А. Мельников в качестве альтернативной кандидатуры на этот пост предложил себя. Что в ряду с иными его поступками подтолкнуло и толкает к мысли о сугубом прагматизме его амбиций. Я бы не вспомнил об этом, если бы не нынешние заявления и действия А. Мельникова.
Были и те, кто, не имел способностей работать в команде, кто чуть ли не по каждому обсуждаемому вопросу вели борьбу за свое особое мнение, чья собственная индивидуальность заслоняла существование общего принципа. Вспоминаю, как одна из наших ранних активисток давала отповедь молодому человеку, имевшему украинскую фамилию, но считавшему себя русским: «Ты с такой фамилией быть членом Русской общины Крыма не имеешь права»!
Были и те, кто не соглашался с действиями Общины, кто не выполнял решения ее руководящих органов. Кто позволяли себе публично, мало того – в оскорбительном тоне выступать против Русской общины Крыма, против других русских, пророссийских организаций, тем самым нарушая Устав Общины. Таких выводили из руководящих органов, таких исключали, или они сами уходили из Общины. Теперь понимаем – происходило самоочищение.
Случались попытки «переворотов» – в обход Устава собирались группой, объявляли эти сборы «Собором» (высшим руководящим органом Общины), «смещали» руководство – выбирали руководителями себя… Подобные манипуляции проводились и против Терехова, и против Цекова.
Но конструктивное начало в жизни Общины преобладало, интеграционная работа, процессы консолидации брали верх, приносили плоды. Конечно, можно было рассказ об Общине начать с перечисления этих плодов, этих достижений. Но не хотелось делать вид, что они нам доставались просто. Не просто было работать. Не просто приходится и теперь. До сих появляются люди, которые из горячих сторонников превращаются в недоброжелателей, нанося вред не только Русской общине Крыма, но всему движению российских соотечественников.
Тем не менее, вопреки действиям недоброжелателей, Община стала силой, оказывающей существенное влияние на политическую и культурную жизнь в Крыму. Стали более тесными связи Общины с Россией.
С. Цеков, который был избран председателем Общины в 2003 году, помог продвинуть Общину не только в организационном, но и в политическом плане. Огромный вклад в развитие Русской общины Крыма внесли люди, которые ежедневной, системной работой доказывали свою верность русскому делу, верность идеалам Общины и её первоначальной сущности, не выпячивая свое «я» и избегая разного рода расколов. Это А. Жилин, А. Шевцов, Н. Лантух, Л. Чулкова, С. Матвеев, В. Ильичев и многие другие.
Наш вес заметно увеличивало сотрудничество с политическими партиями – с Республиканской партией Крыма и другими политическими силами. Сегодня политическим союзником, или, как принято говорить, «политическим крылом» Русской общины Крыма является партия «Русское Единство». Таким образом, Община получала возможность проводить в органы власти своих представителей и осуществлять там свою программу.
На фоне активной украинизации всех сфер жизни на Украине депутаты Верховного Совета Крыма – члены Русской общины Крыма инициировали основное число решений, обеспечивших официальную возможность функционирования русского языка в Автономной Республике Крым. В частности, – добились проведения опросов среди родителей школьников об использовании в крымских школах русского языка. Благодаря этим решениям русский язык, – язык абсолютного большинства крымчан, – сохранился как язык обучения в школах и вузах Республики Крым. Целый ряд принятых решений был направлен на противодействие приказам министра образования Украины Ивана Вакарчука, который пытался уничтожить систему русскоязычного образования на юго-востоке страны и, прежде всего, – в Крыму.
Благодаря настойчивой работе Общины, в Крыму установилась традиция чествования праздничных и памятных дат, связанных с русской культурой и русской историей. Например, – 6-е июня (день рождения А.С. Пушкина) Община стала отмечать как День защиты русского языка и русской культуры. Именно в этот день с 2007 года ежегодно открывается Международный фестиваль «Великое русское слово». Сегодня, во многом благодаря инициативе Общины, 6 июня в России и в мире отмечается, как День русского языка.
На фоне сознательного искажения в «незалежной» Украине истории нашего Отечества, Русская община Крыма совместно с другими патриотическими организациями ежегодно отмечает День воссоединения Руси (День Переяславской Рады).
С 1996 года Община отмечает День вхождения Крыма в состав Российской империи.
Представители Русской общины Крыма добиваются воссоздания в Симферополе памятника императрице Екатерине Великой. Мы не должны забывать, что принятие Крыма под державу Российскую – её заслуга. Екатерина Великая основала Симферополь, Севастополь, Черноморский флот, освободила Тавриду и Северное Причерноморье от османского ига. Поэтому восстановление памяти об императрице – наш долг.
По инициативе Общины в Крыму стал официально отмечаться День памяти воинов Русской армии, павших при обороне Севастополя, в Крымской войне 1853-56 годов.
Община добилась приведения в порядок старинных, порой совершенно заброшенных памятников и кладбищ в Симферополе, Белогорске, Бахчисарае, на Перекопе и в других местах, где покоятся русские воины – защитники Крыма в 1855 – 1856 годах.
Община добилась возвращения дореволюционных названий улицам Симферополя, неоправданно получившим имена в честь революционеров и событий, не имевших к Крыму никакого отношения.
С 2007 года в Крыму проводится ежегодный молодежный патриотический лагерь «Донузлав». Он начинался с сопротивления молодежи Русской общины Крыма попытке НАТОвцев проводить в Крыму военные учения.
В 2008 году по инициативе представителей Общины Верховный Совет Крыма принял постановление об увековечивании памяти великого русского философа Н.Я. Данилевского.
Расширяется круг сотрудничества Русской общины Крыма с другими патриотическими организациями. Вот уже несколько лет как Община работает вместе с партией «Русское Единство». Члены этой партии в большом числе состоят в Русской общине Крыма, а члены Общины вступают в партию «Русское Единство». Необходимость такого процесса продиктована самой жизнью. Ибо освежение и омоложение «личного состава» Общины стало естественной неизбежностью. Кроме того, «Русское Единство» – это русская партия Украины. О ее создании говорилось давно и в 2010 году русские организации Крыма перешли от слов к делу.
Усилиями депутатов от партии «Русское Единство» – членов Русской общины Крыма принято много идеологических решений.
В частности, принято решение о мемориализации деревни «Лаки», уничтоженной в годы Великой Отечественной войны фашистами и их пособниками за помощь партизанам.
Началась работа по обустройству мемориала на месте находившегося под Симферополем в годы оккупации фашистского концентрационного лагеря в совхозе «Красный».
Русская община Крыма выступила с требованием, чтобы крымскотатарский «меджлис» осудил деятельность крымскотатарских коллаборационистов, сотрудничавших с фашистскими оккупантами в 1941 – 1944 годах.
В 2010 году, по инициативе представителей партии «Русское Единство» и Русской общины Крыма, принято постановление Верховного Совета Крыма о праздновании в Крыму годовщин Переяславской Рады (Дня воссоединения Руси) на официальном уровне.
Крым имеет самое прямое отношение к освоению космоса человеком. В Крыму испытывался «Луноход», в Крыму размещались и размещаются центры космической связи, в Крыму испытывались системы приземления и приводнения. Трое российских космонавтов родом из Крыма. Русская община Крыма отмечает годовщины важных событий в истории освоения космоса советским человеком.
Партия «Русское Единство» и Русская община Крыма учредили и вот уже много лет проводят в честь Дня Победы автопробеги по Крыму, Украине, России.
Кому-то этот список может показаться не очень солидным. Тем более, что он далеко не полный. Сюда же можно добавить помощь Русской общины Крыма и «Русского Единства» владельцам земельных участков в защите от посягательств на них со стороны самозахватчиков, противодействие проведению в Крыму провокационных мероприятий украинских националистов, антиНАТОвские протестные акции, акции в защиту крымских школ от украинизации, многое другое.
Хочу отметить, что без усилий Русской общины Крыма и «Русского Единства», без правильного поведения их руководителей и, конкретно, – нынешнего председателя Общины С.П. Цекова, – человека деловитого, активного, честного, известного и в Крыму, и за его пределами, пользующегося уважением в политических и культурных кругах, ничего этого, о чем сказано, достигнуто не было бы.
Будем помнить, что «политика есть искусство возможного». А возможное часто зависит от силы, от численности, от сплоченности ведущей организации. Исторический пример – борьба Индийского национального конгресса с британским колонизаторами.
Кто-то задаст вопрос: а что сделала Община в деле повышения материального состояния крымчан? Но это уже вопрос не к этнической общественной организации, а к тем, в чьих руках финансовые и политические рычаги. В чьих же руках будут эти рычаги – зависит от голосующих на избирательных участках.
Люди денежные, даже русские из них, в отличие от представителей иных этносов, свою этническую благотворительность проявлять не спешат.
Община в меру своих скромных возможностей участвует в благотворительных акциях, связанных с поддержкой ветеранов, школ, библиотек, направлением молодых крымчан на учебу в России, другими полезными и нужными делами.
Забота Русской общины Крыма – помочь русскокультурному населению полуострова не потерять этническое и гражданское самосознание и добиться этнического единения.
Со временем у Общины появились недоброжелатели, поведение которых только природной сварливостью и эгоистической обидчивостью, только стремлением столкнуть Общину с мерещащейся им финансовой дорожки, не объяснить. Слишком уж напористы они, слишком профессионально бесстыдны, наглы, неизобретательны и бездарны.
Возникает впечатление, что эти личности отрабатывают некий заказ. Отрабатывают грубо и злобно. Отрабатывают во что бы то ни стало. Даже если нет ни повода, ни зацепки.
Кто стоит за спиной этих политических поденщиков? Наверное, те, кому Русская община Крыма, ее дела, как кость в горле. Это надо понимать.
Но, вопреки действиям недоброжелателей, вопреки всем трудностям, Община живет, работает, Община защищает права русских и русскокультурных крымчан. Русская община Крыма вступила в период зрелости. Очень радует то обстоятельство, что в Русскую общину Крыма приходит молодёжь. Это значит, что у Русского движения в Крыму есть будущее.
 
Владимир Терехов, первый председатель Русской общины Крыма, председатель Союза русских, украинских и белорусских писателей Автономной Республики Крым
 

Январь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031