Валерий Плотников
Минули бурные события января – марта 2014 года. События, которые прокатились по Крыму и по всей Украине внезапно вздыбившимся бешеным валом. Могучий вал смыл со своего пути всё суетное, сделав незначительным то, что раньше казалось нам главным. Это время запомнится каждому жителю Крыма как время истинно народного настоящего единства. Мы все увидели, какой силой обладает наше единство. Благодаря ему мы победили. Наши биографии становились историей, и история становилась нашей биографией.
Мы навсегда запомним ликующие лица участников крымской делегации в Москве, при подписании договора о воссоединении Крыма c Россией. В нашей памяти навсегда останутся и с трудом сдерживающиеся от бури чувств, перехватывающих горло, суровые, не привыкшие плакать мужчины, сжавшие кулаки и склонившие голову, чтобы скрыть слёзы радости. Этот день Победы мы приближали как могли!
Но и сегодня, когда жизнь входит в мирное русло, успокаиваться не время. Настрой нынешней эпохи набатом звучит в строках великого русского поэта Александра Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится». Именно сейчас каждое решение правительства и парламента республики, сельских и городских советов, основывает наше будущее и будущее наших детей.
Республика Крым стала сияющей звездой надежды не только для крымчан, но и для жителей всей России, так горячо поддержавших нас в трудное время. Мы слышим сегодня от депутатов и членов правительства России слова о том, что Крым должен стать территорией опережающего развития федерации, что республика должна работать в режиме специальной экономической зоны.
Это означает, что россияне на нас надеются и доверяют нам прокладывать дорогу к региональной экономической эффективности, к повышению уровня жизни граждан. Нам многое сейчас будет даваться, но и спрос будет большим.
Удаваться наши дела будут тогда, когда будут созданы все необходимые условия для устойчивого развития городов и сёл, предприятий и предпринимателей. Условия, при которых труд каждого на своём месте будет результативным и достойно оплачиваемым.
Такие условия могут создаваться только разумными законами. Ясно, что законы и конституция республики должны соответствовать законодательству Российской Федерации, но в этом правовом поле есть достаточно пространства для рационального законотворчества. Об этом и пойдёт наш разговор, в этом и будет наша надежда.
После неудачного союза Крымской автономии с Украиной у многих из нас, в том числе и у государственных мужей сложилось устойчивое представление о том, что какие бы законы не были приняты, они мало что меняют. Решает предприимчивость, «умение вертеться» и так далее. Строгость законов компенсируется их невыполнением. Каждый закон требует отдельного толкования. Ловкий расторопный юрист всегда найдёт в любом законе лазейку. Вот с такими представлениями мы точно ни к чему хорошему не придём.
Закон, принятый в государстве, не должен требовать дополнительного толкования, как не требует этого закон Архимеда или теорема Пифагора. Если закон в обществе не выполняется, то это не есть закон. В этом заключается главный смысл права.
Таким образом, ключевым вопросом в такой ситуации становится вопрос организации процесса законотворчества. Законотворчество должно быть особо строго регламентировано. Дополнительно к существующей процедуре принятия законов, будет регулироваться правилами и требованиями, которым должны отвечать законы.
Закон есть основа государства. Устойчив закон – устойчиво государство. Поэтому принципы формирования объективных законов обязательно должны быть внесены в конституцию республики. Гарантией исполнения законов будет справедливость, нравственная основа выстраиваемых законов.
Другой гарантией исполнения законов станет введение в конституцию принципов законообразования, которые предписывают обязательные основные правила законотворчества, необходимые для создания устойчиво и позитивно работающих на благо общества и не во вред природе законов. Кратко рассмотрим эти принципы.
Принцип первичности интересов человека, а не государства.
Принцип направленности на обеспечение комфортных условий жзни человека.
Принцип объективности, отсутствия личной, групповой, клановой, классовой, национальной и (или) ведомственной заинтересованности создателей закона.
Принцип создания условий, а не директивности.
Принцип системности, иерархичности выстраивания законов.
Принцип учета многоуровневого действия закона.
Принцип соответствия права законам природы.
Принцип соблюдения морально-этической основы формирования законов.
Принцип учета причинно-следственных связей при действии законов.
Принцип положительной установки закона на созидание, развитие, а не ограничение, разрушение и наказание.
Принцип статичности закона, закон не должен постоянно меняться.
Принцип снижения уровня неопределённости правового пространства государства после выхода закона.
Таким образом, в республике будут созданы условия, при которых правит закон, а соответствующие государственные органы, лишь создают законы, исполняют законы и контролируют исполнение законов.
При законотворчестве также необходимо учитывать и основные требования к форме, в которую укладывается содержание законов:
Ясность, однозначность и краткость определений и формулировок закона.
Непротиворечивость в содержании, как самого закона, так и по отношению к другим законам.
Обоснованность формы закона, основанная на расчётах, моделировании и имеющемся опыте.
Исключить неопределённость содержания закона в системе законообразования с оценкой действия закона на основании алгоритма соответствия усреднённым психофизическим характеристикам личности.
Любой закон, включая и конституцию, не может быть декларативным. Если закон не выполняется, то он не имеет право на существование. Если закон не выполняется, то причина его невыполнения находится в содержании закона. Закон не выполняется – следовательно, в законе не предусмотрены действенные механизмы его исполнения.
Писать в конституции статьи о правах граждан, которые не выполняются и не имеют базы для их выполнения, безнравственно и преступно. Верю, что парламентарии Крыма не наступят на эти так популярные в мире грабли.
Будет замечательно, если процесс создания конституции республики станет максимально открытым, с предоставлением возможности участия в нём каждого жителя Крыма. Такая организация станет новым этапом общественного сплочения крымчан и становления республики.
Прошу считать эту статью обращением к депутатам Государственного Совета и правительства Республики Крым с предложениями по формированию новой конституции.
Валерий Плотников,
г. Керчь