Начав вероломное вторжение в пределы Советского Союза, гитлеровские стратеги планировали покончить с нашей страной за каких-нибудь 6-8 недель. Однако уже в первые дни войны нацистская машина начала давать сбои. Оборона наших войск под Ленинградом, под Киевом, под Одессой, наконец, Смоленская битва, в ходе которой вражеские войска потерпели явную неудачу и были остановлены, вынудили немецкое командование пересмотреть свои планы. 30 сентября 1941 года враг начал операцию «Тайфун», целью которой стало окружение и уничтожение сердца нашей Родины – Москвы. На западном направлении враг сосредоточил огромные силы под командованием прославленных военачальников вермахта. Ему удалось достичь определённого успеха. Окружив под Вязьмой и Брянском советские войска. Однако на этом удача отвернулась от гитлеровских разбойников. Конечная цель – Москва, оставалась недостижимой.
В середине ноября, проведя перегруппировку своих войск, нацисты предприняли очередное наступление на столицу. Ценой огромных потерь, израсходовав все резервы, им удалось выйти на её ближние подступы. 27 километров отделяли вражеский авангард от Кремля, который так рьяно пытался разглядеть в бинокль командующий группы армий «Центр» фельдмаршал фон Бок. Но дальше немцам не удалось продвинуться ни на метр. К началу декабря наступление врага выдохлось совершенно. Но Гитлер и слышать не хотел о переходе к обороне. Огромные потери в живой силе и технике, неподготовленность к русской зиме, чересчур растянутая линия фронта, невозможность создать сколь либо надёжную систему обороны – всё это создавало катастрофические условия для штурмовавших Москву немецких армий. Но главная для них опасность заключалась в другом. Нацисты наивно предполагали, что и у советского командования нет резервов, и до последнего верили, что под Москвой им по-прежнему противостоят лишь 7 обескровленных армий. Они глубоко заблуждались. Советским полководцам удалось скрытно перебросить к фронту значительные подкрепления, среди которых главная роль была предназначена кадровым, закалённым в боях дивизиям, прибывшим с Дальнего Востока. Были сформированы три новые армии. Они то и решили исход дела.
5 декабря 1941 года советские войска контратаковали не успевшего закрепиться противника. Вскоре отдельные контрудары переросли во всеобщее наступление по всему фронту. Враг в беспорядке отступал, бросая оружие и технику. Сотни, тысячи его солдат сдавались в плен. В это же время в наступление перешли и другие советские фронты. На севере был освобождён важнейший транспортный узел Тихвин, на юге – Ростов-на-Дону, Керчь, Феодосия… Становилось очевидным, что германское командование зимнюю кампанию в России безнадёжно проиграло. Из этого следовал вывод, что и хвастливый тевтонский план молниеносной войны «Барбаросса» потерпел полный крах. Военная Победа советских войск стала и моральной Победой всего нашего народа. Резко активизировалось партизанское движение, действия подпольщиков. Труженики тыла всё более наращивали выпуск военной продукции, так необходимой фронту. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой вдохнул новые силы в движение cопротивления в оккупированных немцами европейских странах, да и в самой Германии. Более того, зверские преступления гитлеровцев против человечества на освобождённых от них территориях, стали достоянием общественности и каждый прогрессивный человек понял, что нацизм должен быть повержен любой ценой.
К сожалению, Победа под Москвой не была использована в полной мере. К лету, собравшись с силами, немцы и их сателлиты устремились в новый поход на восток. Им удалось выйти к Волге. Но это был их последний успех в войне, это было начало конца всего «тысячелетнего рейха». Сталинградская, а затем и Курская битва, сломали хребет всей гитлеровской военной машине, окончательно похороненной в Берлине и Праге в мае 1945 года. Но до этого было ещё далеко. Однако мы должны помнить, что именно героическое сражение под Москвой стало зарёй Победы над гитлеризмом.
Алексей Краевский