Валерий Плотников
В Керченской организации Русской общины Крыма мы постоянно сталкиваемся с необходимостью сказывать помощь в решении самых разных вопросов. Это и городские проблемы, и проблемы отдельных керчан. Появилась у нас для этого и организационная структура в виде 15 комиссий по разным направлениям, в том числе: по правам человека, по народному контролю, по экологии, по перспективному планированию и инновациям и т.п.
В Керченской организации Русской общины Крыма мы постоянно сталкиваемся с необходимостью сказывать помощь в решении самых разных вопросов. Это и городские проблемы, и проблемы отдельных керчан. Появилась у нас для этого и организационная структура в виде 15 комиссий по разным направлениям, в том числе: по правам человека, по народному контролю, по экологии, по перспективному планированию и инновациям и т.п.
Так вот, «опыт, сын ошибок трудных», показал, что когда мы обращаемся к конкретному чиновнику, нужно не убеждать, не слезу выжимать, не брать на испуг и пр. Нужно руководствоваться очень простым правилом – ищи законные основания для выполнения просьб и требований, причём конкретные, со ссылкой на статьи законов. Шансы на решение вопроса резко возрастают.
Добросовестному чиновнику такой подход подсказывает основания для решения, а чиновнику, имеющему свои интересы или бездельнику, демонстрируется возможность неприятностей в случае невыполнения закона. Однако, к сожалению, не всё так просто.
— Первая проблема – это многозначность, неполная определённость, многотолкуемость ряда законов. Простор для услужливых юристов.
— Вторая проблема, связанная с первой, – это возможность написать «отписку», тянуть «резину», или «кота за хвост». Ответ обязан дать – нате вам ответ, хотя это и не ответ вовсе.
— Третья проблема, опять же, связанная с первой, – простор и манящая безнаказанность, которые часто обусловлены сложностью обжалования бездействия чиновника (или тех или иных его действий, которые можно приравнять к бездействию).
Наставление Н. Макиавелли для некоторых политиков пока актуально: «Долгое время не говорил я того, во что верю, никогда не верю я в то, что говорю и если, иногда случается так, что я, в самом деле, говорю правду, то я окутываю её такой ложью, что её трудно обнаружить».
В общем, по поводу роли закона в обществе существует два мнения. Одно проиллюстрируем цитатой из замечательной книги Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе».
« – А кто такие эти полицейские? – спросила Селедочка.
… – По-настоящему, обязанность полицейских – защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!».
Другое мнение состоит в том, что в государстве должна быть лишь одна власть – власть закона. Вольно процитирую Платона – счастливо то государство, которое живёт по закону. И напротив, государство, которое управляется человеком, даже самым замечательным, обречено на всевозможные бедствия.
Формальные утверждения о необходимости существования трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной порождает только одну власть — власть чиновников, чиновников и чиновников. Чиновники в этом случае сами определяют, как нужно толковать закон, создают инструкции по его применению и сами решают, нужно ли руководствоваться законом или можно найти лазейку-оправдание и не выполнять закон, приспособить его под свои интересы.
Повторимся: в государстве должна быть единая и единственная власть – власть ЗАКОНА. Парламент, правительство, суды и прокуратура могут быть лишь его исполнителями.
Парламентарии – разрабатывают и издают законы (но и они делают это не произвольно, а лишь на основе законов о регламентации законотворчества).
Правительство – организует исполнение законов (но на основе законов, регламентирующих его деятельность).
Судам и прокуратуре, во многих случаях отводится ключевая роль – контролировать исполнение законов в государстве всеми гражданами, предприятиями, организациями и, конечно, в первую очередь лицами, состоящими на государственной службе (но, опять же, строго на основе законов о суде и прокуратуре).
Таким образом, правит закон, а соответствующие государственные органы, лишь создают законы, исполняют законы и контролируют исполнение законов.
Надеемся, что мы пойдём таким путём!
Валерий Плотников,
председатель Керченской организации Русской общины Крыма