Александр Шевцов
Школа не мыслима без учителя. От учителя зависят успехи детей, будущее государства и народа. Не случайно, французский революционер Жорж Дантон говорил: «После хлеба для народа важней всего школа».
Формально учителям воздают почести, вручают букеты цветов, говорят яркие речи и обещают всяческую поддержку в их нелегком труде. Сочувствие дело хорошее, если оно приводит к реализации обещанной поддержки. На деле, жизнь учителя остается, мягко говоря, не сладкой.
Законодательно рабочая неделя учителя ограничена 36 часами, да и отпуск 56 дней. Лукавые цифры. На деле, как показывают исследования, рабочая неделя выходит за эти рамки и составляет от 40 до 66,5 ч. Рабочее время педагога в разы превышает недельную нагрузку. Количество дней отдыха, если брать «годовой круг», на неделю меньше, чем у остальных трудящихся.
Многие аспекты педагогического труда никоим образом не учитываются, но они необходимы. Например, самообразование. В.А. Сухомлинский в своё время указывал, что учитель должен каждый месяц покупать и прочитывать как минимум три книги: по предмету, который преподает, по педагогике или психологии и художественную. Почему это необходимо? Только эрудированный, знающий учитель способен чему-либо научить. Яркий, образный, увлекательный рассказ учителя, правильно поставленный вопрос, побуждающий ребенка к размышлению и поиску ответа, могут вызвать любовь к предмету, который трудно дается.
Школа должна помочь ребенку определиться найти себя. Чем раньше юный человек определится и обретёт смысл жизни, тем успешней он будет в жизни. Известно, что причиной наркомании и алкоголизма на 100% является отсутствие или утрата этого смысла. Психологи утверждают, что невозможно в готовом виде дать «смысл жизни». Но хорошо подготовленный, талантливый учитель может подвести к правильному решению, если он яркая и сильная личность, если авторитет для ученика.
Учителю, как воздух необходимо общение с интересными людьми, посещения театра или концерта, постоянное духовное обогащение. Но где взять столь необходимое время? Учитель задавлен мероприятиями, неподъёмной отчетностью, совещаниями. Экономить время? Это трудно осуществимая вещь. Время не веревочка, которую можно намотать на катушку и потом, отрывать, восполняя временной дефицит. Жизнь учителя, за рамками собственно уроков, достаточно аритмична, и её трудно планировать. Тем более что в педагогических ВУЗах этому не учат.
Через пятнадцать лет стажа у большинства преподавателей появляются педагогические кризы. Профессия учителя стоит на первом месте по своей вредности — так оценили ученые. Проблема со здоровьем преподавателей очень актуальная тема, потому что учителя — это лица, ответственные за обучение будущего поколения. И успешность обучения зависит еще и от самочувствия преподавателя. Учителям нужно беречь свое здоровье и помнить, что они входят в группу риска профессиональных болезней.
Каким отрицательным профессиональным воздействиям подвергаются учителя? Повышенные физические нагрузки (ненормированный график, общественные нагрузки, работа на несколько ставок); напряжение зрения (проверка тетрадей); перегрузки эмоционального характера; шум; инфекционная агрессия (микробы и инфекции); отрицательное воздействие электромагнитных волн (работа с компьютерами). Самые частые заболевания, характерные для преподавателей, — снижение зрения, которое связано с различными заболеваниями глаз, сердечнососудистая патология, проблемы желудочно-кишечного тракта и т.д. Поэтому многие стараются выйти на досрочную пенсию раньше времени.
Можно было бы ожидать, что этот тяжелый труд хорошо вознаграждается. Не смотря на оптимистичные отчеты статистики, проверки, которые проводили в различных регионах России активисты ОНФ, говорят об обратном. Зарплаты учителей, на фоне роста цен на товары и услуги, ощутимо сокращаются. А пресловутые «стимулирующие» выплаты, вместо стимулирования, становятся предметом раздражения и недовольства. На деньги, получаемые сегодня учителем невозможно говорить о самообразовании и сохранении здоровья. Сделать бы коммунальные платежи, купить еду и что-то отложить на черный день, если осталось, что откладывать. Происходит отток квалифицированных кадров из школы. И куда податься бедному учителю? Уйти в бизнес? Циничный совет. Для этого нужен первоначальный капитал, которого у учителя, естественно, нет. Так что регулярная покупка нужной литературы, посещение театра, поездки по стране, приобретение жилья отодвинуты далеко в туманный мир несбыточной мечты.
Реформа образования, на которую возлагали надежды, буксует. За всеми нововведениями ЕГЭ, ФГОС, ГИА, ЕНТ, ГБОУ СОШ, ГБОУ ООШ, ПНПО (кстати, все ли могут расшифровать эти аббревиатуры?), личность учителя оказалась на заднем плане. А может ли быть по иному, если учитель сегодня оказывает «образовательные услуги», если его не спрашивают о том, какой должна быть Школа, с большой буквы? Часто ли на телеэкранах мы видим выдающихся педагогов? Предоставляют ли им возможность поделиться проблемами, не безразличными для всех нас? В.В. Путин встречается с учителями, выслушивает их, отдает распоряжения, но они вязнут в болоте бюрократических согласований, уточнений, и, в конечном итоге, усыхают так, что концов не найти. Узнав, что учителя вынуждены готовить в течение года до трехсот разного рода отчетов, президент потребовал прекратить это безобразие. Но, похоже, даже увольнение министра, мало, что изменило в этой сфере.
Если уходит в небытие эстрадная «звезда», не важно от наркотического «передоза» или алкогольного отравления, в СМИ это освещается как вселенская трагедия. Но вот ушел из жизни выдающийся педагог, академик и директор школы В.А. Караковский-Волгин, кроме некролога в профессиональных изданиях — никаких рыданий. Да и остальные авторы «педагогики сотрудничества» живы ли, Бог весть!
Некоторые высокопоставленные чиновники, в ответ на жалобы и сетования, недовольно фыркают: «Мало работают, бездельники». Как больно слышать подобные слова!
Представьте себе роскошную иномарку, у которой вместо двигателя ржавый металлолом. Грош ей цена. Так и школа, без талантливого учителя только вывеска, не более. Пора обратиться к личности учителя. Поддержать его. Понятно, что с деньгами трудно. Но может быть награждение правительственными орденами и медалями, в какой-то степени компенсирует учительское самолюбие? Когда-то было намерение производить награждения учителей систематически. В феврале 1948 года был установлен порядок награждения педагогов. Отработал 15 лет, получи медаль «За трудовую доблесть», прошло 20 лет – орден «Знак почета». Через 30, нет замечаний, есть успехи, получите орден «Трудового Красного Знамени», а то и более высокую награду. Потом, об этом благополучно забыли.
Вспомнив об этом, почему бы не реализовать это сейчас? Учитель должен быть украшен! В Крыму есть орден «Родительская доблесть». Чем учитель хуже? Что мешает пополнить наградную систему орденом «Учительская слава»? Думается, что это не подорвёт бюджет, но позволит отблагодарить учительство достойным образом. В праздничный день, выйдя к детям, под тонкий звон наград, учитель вызовет у них восхищение и, возможно, побудит желание, последовать его примеру, сеять вечное, доброе.
А.А. Шевцов,
депутат Государственного Совета Республики Крым,
Заслуженный работник образования Республики Крым
Заслуженный работник образования Республики Крым