Евгений Попов
Статью меня заставило написать вот такое сообщение: «Члены Совета Общественной палаты Крыма обсудили возможность использования исторических названий населенных пунктов в Крыму, передаёт пресс-служба Общественной палаты Крыма.
В расширенном заседании Совета приняли участие заместитель председателя Государственного Совета Республики Крым Ремзи Ильясов, заместитель председателя Совета министров Республики Крым Алла Пашкунова, председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по межнациональным отношениям Эдип Гафаров, заместитель министра образования, науки и молодежи Республики Крым Айдер Аблятипов, заместитель прокурора РК Сергей Булгаков, представители республиканских национально-культурных автономий, общественные деятели. Заседание провел председатель Общественной палаты Крыма Григорий Иоффе.
«В результате обсуждения было принято решение обратиться к главе Республики Крым с предложением рассмотреть возможность размещения перед въездом в каждый населенный пункт Крыма, в истории которого были факты переименования, историческую справку о его названиях на протяжении всего времени существования. Для реализации данного предложения комиссия ОП РК по вопросам культуры и межнациональных отношений с привлечением экспертов подготовит подробную информацию об истории переименования городов и других населенных пунктов республики» [1]
Я, честно говоря, опешил из-за исторического нахальства некоторых «особливо коренных» в этом вопросе: ведь уже само название Крым появилось только потому, что прежнее, дотатарское, население было выметено ветром войн кочевников против автохтонного населения с территории полуострова, до этого с гомеровских времён до XIII -XV века называвшегося Тавридой.
Получается, что сама смена старого названия есть признание захвата новыми на тот момент завоевателями с последующей ликвидацией старого. В качестве исторического примера приведу историю островного архипелага, лежащего на пересечении древних торговых путей, которые соединяли Европу, Азию и Африку. В VIII веке до Р.Х средиземноморские острова заселили финикийцы, потом греки. В античный период и в Раннем Средневековье Мальта много раз переходила от одного государства к другому и принадлежала Карфагену, Римской империи, Римской (Византийской) империи со столицей в Константинополе*, арабам, норманнам и испанцам.
В 1530 году главный остров стал принадлежать рыцарям-иоаннитам, которых с этого времени стали называть Мальтийским орденом. В конце XVIII века войска Наполеона, направляясь в Египет, вторглись на Мальту, в 1800 году в столице островного государства высадились англичане. Они подняли над Валлеттой британский флаг, Мальта стала английской колонией и до 1979 года выполняла роль военно-морской базы Великобритании.
Для чего я привёл этот пример? Чтобы показать, что как бы не изменялась принадлежность территории разноплеменным, совершенно разноязычным завоевателям, но если старое население сохранялось, то название сохраняется почти неизменным.
Финикийцы, которых нынешние мальтийцы называют своими предками, видимо, дали название острову Мальта – финикийское «малет» значит гавань, убежище. Другие версии происхождения названия острова: от латинского слова «мелит» – медовый или от арабского мальта – «непокрытая» мне представляются т.н. «народной энтимологией» (когда название стало непонятным, ему дают новое объяснение).
Вообще, в истории Европы я знаю только один случай, когда завоеватели старались не смешиваться с прошлым населением. «В отличие от прочих германских племён, расселившихся на территории Римской империи, лангобарды не только не смешивались с местным населением, но даже вели жёсткую (вплоть до физического уничтожения) политику по отношению к нему».[2]
Я не буду объяснять большую или меньшую жестокость тех или иных завоевателей их этногенезом, скорее для земледельцев важны люди, обрабатывающие землю, а для кочевника – безлюдные пастбища для скота. Просто приведу ещё один пример: «…после вступления на великоханский престол Угэдэя в 1229 г…предпринял шаги к упорядочению и усилению своей власти, используя китайский опыт администрирования в его чжурчжэньско-китайском преломлении.
В 1230 г. советник хана, кидань по происхождению и китайский сановник по духу Елюй Чуцай подал ставке проект организации системы управления в Северном Китае. Проект был направлен на создание отдельной от управления кочевниками администрации для оседлого населения по китайскому образцу…Определенная часть монгольской феодальной знати резко выступила против этого, считая, что можно и далее практиковать хищническую эксплуатацию завоеванных земель. Выдвигались даже предложения искоренить китайское население, а освободившиеся земли превратить в пастбища для скота. Перевесила, однако, более прагматическая «китайская» партия».[3]
Согласитесь, что психология кочевника в Азии мало чем отличается от психологии его европейского потомка и на этом закончим обсуждение данной темы, перейдя к истории некоторых (всех не получится из – за очень большого количества материала) городов современного Таврического полуострова.
Начнём с востока полуострова…кстати, если вы обратите внимание на карту (см. вверху, Карта Оттоманской империи в бассейне Чёрного моря, то увидите, что далеко не весь Таврический полуостров принадлежал татарам.
КЕРЧЬ
Греческие колонисты из Милета обосновались в этих краях в конце VII века до Р.Х. Они основали на этом месте Пантикапей, разместив его акрополь на самой высокой точке округи – нынешней горе Митридат.
Пантикапей стал столицей Боспорского царства, которое постепенно присоединило к себе обширные территории по обе стороны керченского пролива. Пантикапей вел обширную торговлю, находясь на перекрестке торговых путей и экспортировал пшеницу, соленую рыбу, рыбный соус и вино. Столица Боспоского царства даже чеканило собственные монеты, в том числе и золотые.
Боспорское царство в 60-х годах до Р.Х. перешло под власть Римской империи. В Тавриде был образован ряд древнехристианских епархий – ко времени I Вселенского собора в 325 году существовали Боспорская и Херсонесская (Корсунская) епархии. В III веке от Р.Х. Пантикапей, как и всё Боспорское царство, подвергся нападению остготов.
Окончательно Пантикапей как столица государства прекратил своё существование в 370-е годы от Р.Х. во время гуннского нашествия, на Боспор, вторглись кочевые племена гуннов. Первая волна прокатилась на запад, вторая обошла с востока Азовское море и с таманского берега ворвалась в Пантикапей.
Жители бросали свои жилища, имущество и спасались бегством. Историк Евнапий, описывая ужасы нашествия, говорит, что «жестокости гуннов не было предела». Как пишет современный историк (Д.Б. Шелов «Северное Причерноморье 2000 лет назад») «…гунны учинили здесь страшный разгром. Жители были либо перебиты, либо угнаны, жилища разрушены и сожжены».
С этого времени Боспорское государство прекратило свое существование. Экономика пришла в полный упадок, жизнь в разоренных гуннами городах едва-едва теплилась, сохранились лишь отдельные хижины уцелевших от погромов.
Здания, вероятно, большей частью сгорели, остальные, брошенные прежними жителями, постепенно превращались в руины. Жизнь на бывшем акрополе замерла. Она переместилась вниз, к гавани, туда, где находился христианский храм. Возле него стал разрастаться поселок, унаследовавший имя государства — Боспор. Под таким названием он упоминается у византийских авторов.В VI веке стала частью Византийской Империи. Император Юстиниан I приказал построить здесь крепость Боспор.
Вскоре после его смерти (565 г.) тюрки захватили и сожгли Боспор, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами следы пожаров в кварталах Керчи.
Есть предположение, что именно тогда на месте полиса Гермонассы завоевателями была построена Тмутаракань. В 580 году война продолжилась и кочевники Тюркского каганата даже попытались осадить Херсонес, однако, начало усобицы в восточной части их державы заставило немедленно отозвать войска. После их ухода из Тавриды в 590 году византийская власть была восстановлена и на Боспоре. Всё это время тюрки разгуливали по степям Тавриды, вероятно, не получая какого-либо серьезного сопротивления со стороны византийцев, гуннов и местного населения.
В VIII веке здесь правил Хазарский каганат, в X веку – славяне, называвшие город Корчевом. Корчев входил в русское Тмутараканское княжество, был морскими воротами Киевской Руси и не раз страдал от набегов половцев. В ХII веке он опять перешел под протекторат Византии. В ХIII веке стал одной из генуэзских колоний и управлялся черкесскими князьями.
В 1475 году эти территории отошли к Османской империи и стали её, довольно бедными задворкам. Османы, опасавшиеся России, построили здесь внушительную крепость Ени-Кале, но она не помогла удержать Крым.
В 1774 году, согласно Кучук-Кайнарджийскому договору город и большая часть Керченского полуострова, входящие в состав турецкого пашалыка, отошли Российской империи, практически на 10 лет раньше присоединения Крымского Юрта.
ФЕОДОСИЯ
История самой Феодосии началась в конце VI века до P.X, когда купцы из греческого города Милета основывают на берегу удобного залива небольшую торговую факторию. Поселение было названо Феодосия, что в переводе с греческого означает «Богом данная». Довольно быстро фактория превратилась в крупный полис.
В 355 году до Р.Х, Феодосию захватывает боспорский правитель Левкон I. Город стал центром одной из хлебных житниц Боспорского царства, а городской порт вторым по значимости после столичного – Пантикапея (современная Керчь). На протяжении 300 лет город процветал. Во времена упадка греческих колоний в Крыму на рубеже старой и новой эры во многие греческие города на полуострове вводятся римские легионы. Как я уже указывал выше, в Тавриде были христианские епархии – ко времени I Вселенского собора в 325 году существовали Боспорская и Херсонесская (Корсунская) епархии.
После вывода римских легионов, в конце IV века Феодосию разрушает кочевое племя гуннов. В последующее столетие на месте Феодосии существует аланское селение Ардабда. В конце VII – начале VIII веков на полуостров вторгаются хазары, в результате чего многие христианские поселения исчезают. Хазары захватывают и Ардабду. Затем на несколько веков Феодосия становиться византийским укреплением.
В 1223 году, после того как полуостров Тавриду захватили татары, территория Феодосии вошла в состав крымского улуса Золотой Орды. Однако, вскоре генуэзские купцы приобретают у татар участок побережья Феодосийской бухты и основывают торговое поселение под названием Кафа (Каффа) Для защиты от непрошенных гостей они возводят мощную крепость, стены и башни которой сохранились до наших дней.
Генуэзцы владели городом в течение двух столетий и сделали его административным центром своих таврических владений. В это время Кафа является крупным портом северного Причерноморья, через нее проходят торговые пути между западом и Востоком. В эти времена население города составляет порядка 80 тысяч и по уровню жизни не уступает европейским столицам.
В XIII — XV веках Кафа была крупнейшим центром работорговли. На всю Европу был известен невольничий рынок Кафы. После падения Константинополя в 1453 году и гибели Византийской империи город стал терять свое торговое значение. В 1475 году Кафойовладели турки-османы, переименовавшие её в Кефе. В городе была построена резиденция султанского наместника в Крыму. Турки перестроили город, разрушив христианские храмы и застроив его мечетями, минаретами, зданиями восточных бань.
Начиная со второй половины XVI века, донские казаки предпринимают военные походы против Крымского ханства, в том числе турецкой крепости Кефе. Спустя два столетия в 1771 году во время русско-турецкой войны, крепость была взята войском князя В.М. Долгорукого. В 1783 Крым присоединен к Российской империи, год спустя городу вернули античное название.
ХЕРСОНЕС
Первые письменные упоминания о Тавриде и ее жителях относятся к V веку до Р.Х. Именно в это время, в 528 году до Р.Х., на берегу нынешней Карантинной бухты выходцами из Гераклеи Понтийской был основан Херсонес Таврический (некоторые ученые считают, что город был основан столетием раньше). Херсонес стал одним из греческих полисов — демократической рабовладельческой республикой. Главным органом управления Херсонеса являлось народное собрание. Основным занятием херсонесцев являлось земледелие. Греки выращивали пшеницу, виноград, разводили сады. Сельскохозяйственные угодья Херсонеса занимали Гераклейский полуостров. Благодаря успешной торговле в IV-III веках до Р.Х. Херсонес достиг наивысшего расцвета. Его влияние распространялось на все западное побережье Крыма.
Однако в это же время у Херсонеса появился могущественный противник – Скифское царство. Оно было создано после того, как скифские племена были вытеснены сарматами из Поднепровья и Приазовья.
В III-II веках до Р.Х. скифы совершили ряд нападений на Херсонес и его окрестности. В результате греко-скифских войн Херсонес утратил большую часть своих земель и оказался в осаде. Херсонеситы были вынуждены обратится за помощью к могущественному южному соседу – понтийскому царю Митридату VI Евпатору, под властью которого находилось восточная часть Тавриды. Митридат отправил на помощь Херсонесу войско под командованием искусного полководца Диофанта. Скифы потерпели сокрушительное поражение, но и Херсонесу победа досталась дорогой ценой. Херсонес фактически стал тыловой базой Митридата в совершенно не нужной жителям полиса войне между Понтийским царством и Римской империей.
После поражения Митридата в Херсонесе расположился римский гарнизон и флот. Город стал одним из форпостов Римской империи в Тавриде. Во II – IVвеках Херсонес пережил очередной экономический подъём. Увеличилось население города, развивалась торговля с другими частями Римской империи. Херсонес поставлял римской армии хлеб, вино и рыбу. Римская армия защищала город от набегов кочевников.
После раздела римской империи на Западную и Восточную (Византийскую), в 395 году, Херсонес стал основным административным, торговым и культурным центром Византии в юго-западном Крыму.
В IX-X веках у стен Херсонеса появились новые завоеватели – славяне. На берегах Днепра возникла воинственная Древняя Русь со столицей в Киеве. В 987-988 годах войско князя Владимира осадило город. Причиной осады стал отказ византийского императора выдать замуж за князя свою дочь Анну, обещанную Владимиру за оказанную военную помощь. Чтобы заставить императора выполнить свое обещание, Владимир захватил главный форпост Византии в Тавриде — Херсонес. Византийскому императору пришлось смириться. Он согласился на брак Владимира с Анной при условии, что тот примет христианство. В Херсонесе русский князь крестился сам и крестил воинов своей дружины. Так Херсонес стал центром распространения христианства и византийской культуры на Киевскую Русь.
В XIII после четвертого крестового похода, в результате которого крестоносцы разгромили Константинополь, Византийская империя распалась на три государства. Тарические владения вошли в состав Трапезундской империи. С этого момента начался упадок Херсонеса. Город утратил значение административного и торгового центра, постоянно подвергался набегам и грабежам. Дважды город был захвачен татарами, поселившимися в крымских степях, где был основан один из бейликов Золотой Орды.
В последней четверти XIII века город был взят ордой эмира Ногая, а в 1399г. Херсонес захватило войско мурзы Едигея. Некогда цветущий Херсон опустел и превратился в небольшое поселение на берегу бухты.
В XIII-XIV веках, воспользовавшись ослаблением Византийской империи, генуэзские купцы по договору с золотоордынскими наместниками поставили под контроль морскую торговлю на Черном море, и утвердились в Тавриде. Херсонес также попал под их контроль, но никаких действий по восстановлению его как города и порта генуэзцы не предпринимали. Опорным постом генуэзцев в западном Крыму стала крепость Чембало на берегу бухты Симболон (современная Балаклава).
В XIV – начале XV века в горах Тавриды образовалось сильное княжество Феодоро, объединившее местных феодалов под властью мангупских князей. Чтобы обеспечить себе выход к морю, феодориты построили в устье реки Черная порт и крепость, которая получила название Каламита (современный Инкерман). Каламиту и Чембало разделяло всего несколько километров. Такое близкое соседство часто приводило к вооруженным столкновением. Мангупские князья неоднократно поддерживали восстания местных жителей против власти генуэзцев. В 1433 году в результате бунта генуэзский гарнизон был изгнан из крепости Чембало и город на целый год перешел в подчинение правителя княжества Феодоро – князя Алексея Старшего. И только в июне 1434 году генуэзцы сумели подавить восстание и вернуть город под своё руководство.
В 1475 году Османская империя захватила генуэзские колонии в Крыму и подчинила своей власти крымских ханов. На три столетия Крымское ханство стало вассалом Османской империи. Инкерман и Балаклава превратились в заштатные городишки, а Херсонес прекратил свое существование, представляя собой руины, которые местные татары называли Сары-Кермен (желтая крепость). Берега кипевшей кораблями портовой бухты опустели. В конце XVIII путешественники упоминали только небольшую татарскую деревушку Ак-Яр (белый обрыв) на северном берегу Ахтиарской (Севастопольской) бухты.
ЕВПАТОРИЯ
В 2003 году Евпатория отпраздновала своё 2500-летие. На протяжении своей 2500-летней истории город носил три названия: в античное время – Керкинитида, в средневековье – Гёзлев, в новое время – Евпатория. В трехкратной смене названий города отразились крупнейшие исторические эпохи: греческая колонизация, зарождение Крымского ханства и вхождение в состав Османской империи, присоединение Крыма к Российской империи в 1783 году. История города начинается с середины VI века до Р.Х., когда переселенцы изИонии, одной из древнегреческих областей Малой Азии, облюбовали уютную гавань Каламитского залива и основали поселение под названием «Керкинитида».
С конца IV века до Р.Х. город существовал как самостоятельное государство и вел обширную торговлю со многими городами античного мира, о чём свидетельствуют археологические находки амфор (остродонных сосудов для перевозки жидких и сыпучих продуктов) с клеймами крупных древнегреческих центров: Ольвии, Херсонеса, Гераклеи, Синопы, островов Родос и Хиос.
Жители Керкинитиды занимались рыболовством, виноделием, выращивали зерновые культуры. Земельные наделы горожан простирались от стен города до берегов озера Мойнаки. Горожане вели торговлю с кочевыми племенами скифов, которые занимались скотоводством. О степени экономического развития города в IV-III веков до Р.Х. свидетельствует выпуск собственных монет, которые ныне хранятся в крупнейших музеях мира и, конечно же, в Евпаторийском краеведческом музее.
В конце IV века до Р.Х. город попадает в зависимость к Херсонесскому государству. В то же время перестраиваются и укрепляются оборонительные стены города. Горожане строят новые дома, в основном из 2-4 комнат, но встречаются и более просторные, из 5-6 комнат. Были и двухэтажные дома, нижний этаж которых был сложен из известковых блоков, а верхний из сырцового кирпича. Крыши домов были покрыты черепицей.
В III веке до Р.Х. город процветает. Наряду с херсонесской монетой Керкинитида по прежнему чеканит и свою. Население города в тот период составляло около 2-х тысяч человек, заселявших 220-230 домов.
В середине II века до Р.Х. город захватывают скифы. Они построили к тому времени создали собственное государство в степной Тавриде со столицей – городом Неаполь Скифский (как его называли сами скифы, мы не знаем). Скифы вели торговлю с греческими колонистами, поэтому для самостоятельной беспошлинной торговли скифам были необходимы свои порты.
Удобная гавань Керкинитиды как нельзя лучше подходила для этой цели. Захватив город, скифы полностью разбирают крепостные стены, разрушают жилые постройки, камень которых используют для своих домов. Не в силах одолеть скифов самостоятельно, греки обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который прислал херсонеситам на помощь войско во главе с полководцем Диофантом. Скифы тоже нашли себе союзников – племя роксолан, приславшее в помощь скифам 50 тысяч воинов (что явно является преувеличением).
Однако это огромное войско не смогло победить 6 тысяч воинов Диофанта и потерпело разгромное поражение. Диофант после победы над кочевничьей коалицией освободил Керкинитиду и другие города и укрепления херсонеситов, захваченные ранее скифами. Далее войско Диофанта продвинулось вглубь полуострова и захватило крепость скифов Хабеи и столицу Неаполь Скифский, нанеся им серьёзные разрушения. Жители Керкинитиды, укрывшиеся во время войны за стенами Херсонеса, так и не вернулись в свой разорённый и разрушенный город.
Может быть, остатки скифского населения и существовало некоторое время на территории Керкинитиды, историки об этом дружно умалчивают, но беспрерывные войны и внутренние противоречия подточили Скифскую державу. В IV веке до Р.Х. в Тавриду прорвались орды гуннов и окончательно смели остатки ещё теплившейся цивилизации.
Археологи не фиксируют поселений на этом месте до 1476 года, когда турки-османы в Гезлеве начали строительство крепости.
Историки считают, что Гезлев, который был построен на месте бывшей Керкинитиды, до 1475 года не входил в состав Крымского Ханства. Об этом факте свидетельствовал литовский посол Михаил Литвин в 1550 году: "Несмотря, однако, на… усиление татарского государства, города Мангуп, Кафа, Керчь, Козлов и другие, лежащие на берегу моря, сохранили свою самостоятельность, пока не были взяты турецким войском, присланным из Константинополя около 70 лет назад. С того времени потомки туземцев-греков подчинились ярму турок и платят им поголовную подать".
По всему побережью были размещены турецкие гарнизоны, а крымские ханы, потомки монгол, стали покорными вассалами турецкого султана. Татары занимали весь Крым, но в ключевых точках Крыма, расположенных в прибрежной зоне, стояли турецкие гарнизоны. Можно смело утверждать о том, что турки не доверяли татарам. С 1475 года крымский хан назначался турецким султаном в Стамбуле.
Гезлёв, в котором располагалась (и в наше время располагается тоже) крупнейшая в Крыму мечеть Джума-Джами, первым встречал вновь назначенного крымского хана, который обнародовал в мечети Джума-Джами свой указ и расписывался в специальном акте. Этот порядок наследования просуществовал вплоть до последнего крымского хана.
Существуют разные версии о происхождении названия «ГЕЗЛЁВ» – в переводе означающего «сто глаз», «дом ста глаз». По одной из них название Гезлю-Эв получило селение, в котором было много домов с отверстием для света наверху дома. По другой – из-за множества огней, зажигаемых в домах и видных далеко в море и в степи. По третьей – «сто глаз» – наблюдательный пост, коим и являлся Гезлев для турецкого султана.
В центре города стояла обнесенная стеной крепость с воротами, башнями, рвом, за которым находились жилые кварталы разноязыкого населения. Крепостная стена имела внушительный вид: 6-8 метров в высоту ("на два человеческих роста от фундамента"), 3-5 метров в ширину, сложенная из бута и ракушечника, с выступами и ружейными амбразурами-бойницами. Строили её по указу турецкого султана много лет.
Э. Челеби рассказывал об этой крепости: «Со всех сторон крепости высятся двадцать четыре могучих четырехугольного бастиона, покрытых красной черепицей, а расстояния между ними достигают ста пятидесяти аршинных шагов. Эта огромная боевая крепость, в форме пятиугольника, замечательно украшенная и устроенная, сооружена из тесаного камня на равнинном морском побережье. Она имеет пять крепких, мощных новых железных ворот».
Тому, кто решит обойти крепостную стену по периметру, придется прошагать почти три километра (3400 шагов). Ворота пристани, или Портовые ворота, находились близ моря, они были украшены изображением человеческой головы с сильно удлиненным черепом. Рядом, на таможне, "со всех приходящих судов" брали пошлину в казну падишаха. С запада в крепость вели Лошадиные ворота, настолько узкие, что даже арба не могла в них протиснуться, и входили в них лишь «пешие да конные».
Позднее эти ворота назовут Упорными. На север смотрели Ворота Белого муллы с проходом-калиткой. Над нею красовалось изображение человеческого живота. «Всю воду жизни в этот город ввозят через эти ворота… на больших повозках в бочках», – пишет средневековый путешественник.
Далее па восток располагались Ворота дровяного базара с башней, их украшало изображение двух грудей над маленькой калиткой. К базару, заваленному дровами для топки и отменным строительным лесом, выходили узкие улочки двух мусульманских, двух цыганских и большого армянского посадов. Последние, Земляные ворота, усиленные большой башней, украшала тамга Гиреев, символ ханской власти в Крыму.
По преданию, все ворота были соединены системой подземных ходов с другими частями города, а в центре крепости возвышалась цитадель, выстроенная из камня. Окружность ее составляла 300 шагов. Здесь располагались склады и тюрьма. Как рассказывают легенды, в трехэтажной башне цитадели казнили преступников, за что и называли ее кровавой – «Канлы-Куле».
В крепости постоянно находился трехтысячный турецкий гарнизон. «Изумительные пушки, обращенные жерлами на порт», всегда были готовы к отражению набега. Комендант крепости после вечерней молитвы запирал все ворота, а по пятницам, в день рождения Пророка, украшал бойницы знаменами.
Выгодное географическое положение Гёзлёва способствовало быстрому превращению его в богатый, процветающий центр торговли. Из Турции сюда привозили дорогие ткани, парфюмерию, нитки, мыло, свежие и сушеные фрукты, оливки, кофе, табак, мед, пряности, посуду.А увозили кожу тончайшей выделки, соль «несравненного вкуса», бараньи шкуры, шерстяные бурки, верблюжий войлок, лук, масло, зерно, сушеную и вяленую рыбу.
Возле самой пристани был в Гёзлёве еще один рынок – невольничий. Рядом с табунами верховых лошадей и могучими волами, среди изысканных товаров европейских мастеров и пестрых азиатских поделок продавались люди – «ясырь». Девушки и юноши, старики и женщины с младенцами на руках сидели в площадной пыли среди нечистот, стояли группами или ходили гуськом, соединенные одной цепью. Работорговцы и рабовладельцы громко, по-восточному торговались, щупали мускулы, груди, звенели золотыми и серебряными монетами. Торг людьми составлял главную статью дохода Крымского Юрта. В некоторые года в Гезлёве продавали до 50-60 тысяч невольников.
М. Литвин, побывавший в Крыму в 1542-1543 годах, рассказывает в трактате «О нравах татар, литовцев и москвитян»: "Этих несчастных ведут на многолюдную рыночную площадь группами, построенными наподобие отлетающих журавлей и по десять вместе связанных за шеи, и продают их десятками сразу, с аукциона, причем торговец, чтобы повысить цену, громогласно возвещает, что это новые невольники, простые, бесхитростные, только что пойманные».
Рабов грузили в трюмы кораблей и увозили за море – в Турцию, на Ближний Восток, где их «за большую цену покупали чужеземные купцы, чтобы продать… сарацинам, персам, индусам, арабам…». Кого-то отправляли на галеры, кого-то на строительство очередного дворца (кстати, многочисленные сооружения Гёзлёва тоже были построены рабами).
В 1771 году Крым был взят русскими войсками под командованием В.М. Долгорукова, а двенадцать лет спустя указом Екатерины II присоединен к России. Гезлев по «высочайшему соизволению» переименовывается в Евпаторию.
СИМФЕРОПОЛЬ
История Неаполя Скифского начинается с III века до Р.Х., сгреческого название переводится как «новый город»(как называли его сами скифы мы не знаем). Здесь проживали скифские цари. Город располагался на площади примерно 20 гектар. Оборонительная стена была лишь с юга, где высилась на 8 метров. Для защиты крепостных стен использовались шесть башен. В городе было трое ворот: Западные; Восточные; Центральные (парадные, созданные для триумфа царей). Традиции местной культуры сказались и в «варварском» характере оборонительных стен, в пережиточных формах жилищ, унаследованных от кочевого быта и приспособленных к оседлой жизни (юрты-землянки, полуземлянки).
Скифы, оседая в Крыму, естественно, воспринимали многое и от тавров, в среду которых они вклинились. Это сказалось в некоторых подражаниях таврской керамике, в обряде погребений.
Город заселялся по сословной принадлежности. На востоке жили военные, на западе – знать. Возле края плато жили тавры. Расцвет поселения пришелся на правление Скилура во II веке до Р.Х. В это время и окружающая природа была другой, так протекающий мимо города Салгирвесной мог разливаться перед столицей на 700 метров в ширину! Город был разрушен войсками Диофанта около 110 г. до Р.Х., но отстроен.
В III веке от Р.Хполчища готов окончательно вытеснили скифов с этих земель. Неаполь Скифский в 275 году был разрушен, но жизнь еще теплилась в бывшей столице. Окончательный упадок пришел в IV столетии после прихода гуннов.
Археологическая ситуация Неаполя скифского демонстрирует выразительную картину единовременного и внезапного военного разгрома: повсеместно зафиксированы разрушения построек, под развалинами которых остались скопления разнообразной разбитой посуды и костяки внезапно погибших людей.
В середине XVII века на его месте христиане возвели поселение Керменчик, которое просуществовало около двух столетий. В 1778 году город был покинут, а местные жители перебрались в Приазовье.
Одним из центров крымских татар в период Крымского Юрта стала Ак-Мечеть в долине реки Салгир. В «Досугах крымского судьи» Сумароков отмечает: «В татарских рукописях означено, что в 1500 г. Ибрагим-бей за счастливый поход против россиян получил от хана по Салгиру место себе в награду, и от построения тут белой мечети, селение то назвалось Ак-Мечеть (ак – белый)». По имеющимся сведениям возникновение Ак-Мечети у подножия горы с руинами древнего Неаполя относится ко второй половине или концу XV века. Возникновение названия поселения вполне объяснимо – большое, двухэтажное, белое здание мечети не могло не производить большого впечатление на полукочевников.
Она становится своеобразным центром, где размещается резиденция Калги-Султана – второго лица в Крымском ханстве.
Город значительно пострадал (как и многие другие города Крыма) в 1736 году, когда русским войскам под командованием фельдмаршала Миниха удалось преодолеть перекопские укрепления и устремиться вглубь полуострова. Разнообразные и достаточно подробные сведения об Ак-Мечети появляются с того момента, как Крымом полностью овладели русские войска.
По составленному генералом Ингельстремом камеральному описанию Крыма, Ак-Мечеть выглядит небольшим городком, в котором насчитывается 308 домов и 815 жителей (в это же время в Карасу-Базаре проживало 2285 человек, а в Бахчисарае – 2640). В городе было 7 мечетей, одно медресе и три мектеба, функционировал водопровод, снабжавший жителей водой из источника, находившегося приблизительно в 5-6 километрах от Ак-Мечети по бахчисарайской дороге. Вода была подведена и к нескольким городским фонтанам.
Один из русских чиновников увидел город таким: «Ак-Мечеть занимала площадь от цыганских таборов до Джума-Джами, от Токал-Джами до татарских кладбищ и составит, наверное, квадратную версту. Замечательностей в городе не оказалось никаких. Большой дворец Калги-Султана сам по себе невелик и занят нашими солдатами, которые успели уже разрушить некоторые из фонтанов, украшавших его дворец, и вырубить деревья. За оградою дворца красовался фонтан, вытекающий из сплошной каменной стены, а подальше шли убогие клетушки татар. За дворцом Калги, невдали от Салгира, расположено кладбище…»
Чуть позже Лапласу Ак-Мечеть представилась таковой: «Кривые, разбегающиеся, немощеные и нечистые улицы обнесены высокими стенами, за которыми прячутся низенькие домики, а когда ходишь по городу, то кажется, что находишься между развалившимися стенами, построенными из грубого нетесаного камня. Все дома здесь, как и во всем краю, построены не из кирпича, но из скважистого белого мергелистого известняка, который большею частью складывают нетесаными, а тесаные камни употребляются только на углы, двери и окна.
Вместо цемента во всех татарских городах этого полуострова употребляют глину, которую смешивают с песком, прибавляя туда немного извести. Службы же и другие постройки делают обыкновенно из хвороста: крыши же кроют легкой черепицей, накладывая ее на хворост или камыши, смазанные глиной.
По левую сторону Салгира стоял видный дворец Калги-Султана, который вскоре после взятия Крыма был совершенно разобран. Большой источник, образуемый притоком Салгира, у подошвы известкового и скалистого берега один только указывает теперь на место бывшего дворца Калги-Султанов, которые держали на этом источнике свои увеселительные лодки, на самом же месте, где стоял дворец, устроена ныне пивоварня. Город снабжался водой через подземный водопровод из источника в трех верстах по бахчисарайской дороге, сначала был заброшен, в 1795 г. исправлен, но цыгане ради корысти испортили».
В 1771 году, в разгар русско-турецкой войны, русская армия под командованием генерала В.М. Долгорукого (1722-1782) стала лагерем на левом берегу Салгира, на месте современного Симферополя. Одержав победу, русское правительство вводит в 1777 году в Ак-Мечеть войска под руководством А.В. Суворова (1729-1800). В короткий срок солдаты на крутом мысу над Салгиром построили редут, ставший первым сооружением будущего города и названный в честь прославленного полководца Александровским.
После присоединения Крыма к России административным центром полуострова планировался Старый Крым. 2 февраля 1784 года Екатерина II (1729-1796) подписала указ об образовании Таврической области. Екатеринославский и Таврический генерал-губернатор Г.А. Потемкин 7 февраля 1784 года представил Екатерине II проект административного устройства Тавриды: «…имеет быть построен областной город Симферополь на место бывшего Старого Крыма. Сие наименование означает город пользы, а потому герб – улей с пчелами, имеющими вверху надпись "Полезное"».
Но по высочайшему повелению императрицы новый город, Симферополь (название было предложено ученым и общественным деятелем св. Евгением Булгарисом (1716-1806), строится в чистом поле рядом с Ак-Мечетью вдоль долины Салгира.
Датой основания Симферополя считается 8 февраля 1784 года. Первые строения были заложены в июне 1784 года. Его первыми жителями стали отставные солдаты и крестьяне-переселенцы из России и Украины, они обосновались в наскоро построенных домах-мазанках в слободе, названной в честь смотрителя поселения Петра Винникова Петровской. Но это были окраины, а центральная часть расположилась на левом берегу Салгира возле Александровского редута и застраивалась в соответствии с генеральным планом.
Внимательный читатель уже обратил внимание, что самые древние города Тавриды основаны задолго до появления татар, что они являются далеко не автохтонами, иначе мы бы знали как называлась столица скифов, как называли свой город жители Мангуп — кале, что славяне жившие за несколько веков до пришествия монголо — татар в Тавриде после гибели Пантикапея основали город Корчев…и многое многое другое.
____________________________________________________________
* Мало кто знает, что турки не переименовывали Константинополь после захвата. Есть несколько версий происхождения слова Стамбул (в оригинале — Ыстанбул): от искаженного турками «Константинополь» до турецкой адаптации обиходного названия «полис» («город» как столица), к которому прибавились «лишние» звуки (другие примеры:Смирна-Измир и Никомедия-Изник). Известно, что арабы употребляли название «Истинполин». В официальных документах Оттоманской Порты вплоть до XX века город именовался на арабский манер Константинийе.
Источники:
Евгений Попов