Без рубрики        10 февраля 2018        753         0

Погиб поэт, невольник чести

В память об А. С. Пушкине

История гибели «солнца русской поэзии» Александра Пушкина всегда интересовала тех, кому дорога память о нём, кто является почитателем гения мировой литературы. К слову, печальное это обстоятельство напрямую связано с семейством знаменитых медиков Арендтов.

В Симферополе на Долгоруковской улице сохранилось здание, где родился и вырос известный в Крыму врач, основоположник планеризма Николай Андреевич Арендт. Его отец, один из лучших врачей Таврической губернии, доктор медицины Андрей Фёдорович Арендт, по некоторым данным, в 1820 г. лечил от лихорадки А.С. Пушкина, находившегося в Симферополе проездом по пути на службу в Бессарабию.
Судьбе было угодно, чтобы через 17 лет, в 1837 году, Николай Федорович Арендт (родной брат Андрея Федоровича) стал главным консультантом раненого на дуэли Пушкина. 
«Дуэль  Пушкина с Дантесом» (худ. А. Наумов) 
Он оказался первым, к кому обратился по приезде домой Данзас, секундант поэта. И только не застав Николая Фёдоровича дома, был вынужден искать других медиков. Через некоторое время, обнаружив записку о ранении Пушкина, Арендт тут же отправляется на Мойку, к дому Волконской, где его с нетерпением ждали.                                                        Н. Арендт
Молча он подошёл к постели Пушкина и сразу оценил безнадёжность положения. Поэт спросил, что думает Николай Фёдорович о его ранении. Ему необходимо было знать правду, чтобы дать важные распоряжения. Арендт ответил: «Ваша рана очень опасна, и к выздоровлению вашему я почти не имею надежды». Пушкин поблагодарил Арендта за откровенность и попросил не говорить об этом жене. Уезжая, Арендт сказал провожавшему его Данзасу: «Штука скверная, он умрёт». Прежде чем уйти, Николай Фёдорович сделал раненому простейшие назначения: абсолютный покой, холод на живот, обильное питьё, что тут же принялись выполнять.
Н. Ф. Арендта оценивали как лучшего хирурга того времени. В 1821 г. ему – первому из врачей в истории русской медицины – было присуждено почётное звание доктора медицины и хирургии без каких-либо экзаменов. На протяжении почти двух веков многие знаменитые врачи носили эту фамилию, в том числе его родные брат и племянник, связавшие жизнь с Крымом. Николай Фёдорович начинал хирургическую карьеру в качестве полкового доктора. Участвуя в многочисленных сражениях, которые вела Россия в 1806-1814 гг., пройдя от Москвы до Парижа, он закончил войну в должности главного хирурга русской армии во Франции. Вернувшись в Россию, в Санкт-Петербург, быстро стал одним из самых известных столичных хирургов. И когда однажды потребовалась квалифицированная помощь Николаю I, к нему пригласили Николая Фёдоровича. Император поправился, а 44-летний хирург получил должность лейб-медика, т. е. придворного врача. Интересно, что когда в 1845 году Николай Фёдорович отошёл от большой хирургии, место ведущего консультанта занял его ученик Николай Иванович Пирогов, главный хирург в период Крымской войны 1853-1856 годов, участник обороны Севастополя.
«Смерть Пушкина» (худ. Д. Белюкин)
Иногда возникает вопрос, почему такой выдающийся хирург, как Н. Ф. Арендт, отказался от операции, которая требовалась А. С. Пушкину? Удалить засевшую в крестцовой кости пулю можно было попытаться. Почему же он отказался от мучительной и бесперспективной операции? Это решение соответствовало гиппократовскому правилу: «При лечении болезни надо всегда иметь в виду принести пользу или по крайней мере не навредить». По тем временам нельзя было оперировать, не причинив А. С. Пушкину сильнейших страданий и боли при явно негативном исходе. Н. Арендт Этого Арендт допустить не мог. Упрёки и обвинения в адрес Н. Ф. Арендта и других врачей стали раздаваться гораздо позже, когда хирурги научились лечить подобных больных. Однако никто из современников А. С. Пушкина, включая его родных и близких, не упрекнул ни Н. Ф. Арендта, ни его коллег в том, что они не спасли поэта. Выдающийся советский хирург С. С. Юдин чётко заявил, что рана А. С. Пушкина была по тому времени, несомненно, смертельна. В столетие со дня смерти поэта, в Академии наук СССР проходило заседание Пушкинской комиссии, где собрался цвет советской хирургии. Слово предоставили знаменитому хирургу, президенту Академии медицинских наук, профессору Н. Н. Бурденко, который выступил с докладом о ранении поэта и его лечении: смысл заключался в том, что спасти раненого было нельзя. В тот период ранение Пушкина было смертельным при всех обстоятельствах. Один из выдающихся хирургов академик Б. В. Петровский в 1982 году сформулировал мнение собравшихся на специальную научную конференцию АМН СССР, посвящённую ранению и смерти А. С. Пушкина, так: «С позиций современной хирургии мы можем сказать, что перед тяжёлым ранением Пушкина наши коллеги первой половины XIX века были беспомощны».   
«Пушкин на Мойке» (худ. А. Кравчук)
10 февраля (по н. с.) 1837 года, 181 год назад, консилиум врачей в составе Арендта, Спасского, Даля (знаменитого составителя Словаря русского языка) засвидетельствовал смерть великого поэта. Это произошло в 14 часов 45 минут. Последними словами А. С. Пушкина были: «Жизнь кончена, тяжело дышать, давит…». Констатируя смерть поэта, Даль вспоминает: «И пропасть необъятная, неизмеримая разделила живых от мёртвого. Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его».
10 февраля по традиции крымчане отмечают день памяти великого поэта. Проходят мероприятия в городах и других населённых пунктах полуострова. Там, где есть памятники и бюсты, мемориальные доски, возлагают цветы, звучат стихи. Возле портретов Александра Сергеевича зажигают поминальные свечи. Память о гении русской поэзии всегда будет жить в наших сердцах.
 
Анатолий Жилин,
заместитель председателя Русской общины Крыма,
депутат Госсовета РК

Источник: «Крымские известия». 09.02.2018 

 

Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728