Керченская организация, Новости        26 августа 2019        2563         0

Архитектор Лозинский: взгляд в будущее Керчи

В Керченской организации Русской общины Крыма есть комиссия по перспективному планированию и инновациям (председатель – Анатолий Воронцов). Одно из направлений работы комиссии – архитектурный облик г. Керчи.

Знакомству и совместной работе Керченской организации Русской общины Крыма с Игорем Лозинским, архитектором Московского архитектурного института, вот уже три года. Планы работы, которые долго обсуждали Анатолий Воронцов и Игорь Лозинский приобрели облик серьёзного документа – концепции реконструкции исторического центра и развития Керчи. За работу над концепцией с энтузиазмом и бескорыстно взялись преподаватели и студенты МАРХИ. Содержание концепции реконструкции исторического центра и развития Керчи поражает своей стройностью и единым архитектурным замыслом. Авторы концепции постарались учесть пожелания керчан, сформулированные в Концепции стратегического социально-экономического и культурного развития Керчи на период до 2030 года.

Настало время говорить о разработке полноценного проекта. О том, как идёт подготовка к началу работы над проектом, увлекательно рассказал архитектор Лозинский в своём интервью теле-радио компании «Керчь».

Валерий Плотников, председатель Керченской организации Русской общины Крыма. 

Лозинский Игорь Захарович: «Нам (творческой группе «Лозинский и партнёры») предложили разработать представление о развитии Керчи. В Керчи мы уже не первый раз. Здесь проходила выставка нашей творческой мастерской с акварельными картинами, с проектами городской инфраструктуры. Выставку помогла организовать Русская община. Тогда на камеру я пообещал, что мы сделаем такое представление. В общем-то, это было достаточно легкомысленные заявление, поскольку без большой работы здесь не обойтись. Стоило только соприкоснуться с проблематикой города, как стало ясно, что здесь существует сразу много аспектов и надо очень глубоко изучать вопрос, работать со специалистами.

Если делать всё правильно, а мне кажется главные слова здесь это – делать правильно, то город должны ждать глубокие изменения по сравнению с тем, что постепенно складывалась здесь за последние, может быть 100 лет. Это касается трёх основных аспектов. Первое, надо создать набережную. Второе, нужно воссоздать музейную составляющую – основную доминанту городской характеристики. Но главное – это создать людям достойные условия для жизни. Нужно учесть тот факт, что построен Крымский мост и город поменял своё положение. Практически из последнего превратившись в первый и, таким образом, город превратился в главный фасад всего Крыма для тех, кто приезжает из материковой части.

Уникальный шанс развития Керчи заключается сразу в нескольких аспектах. Это то, что он действительно стал главным фасадом. За время пребывания на Украине, пребывая на её задворках, Керчь не так сильно пострадала от новостроя, как пострадали многие южно-российские города. Там фактически уже ничего нельзя сделать во многих местах ввиду того, что новое бездумное строительство сказалось на архитектурном облике городов хуже, чем разорение и война.

Ещё одним шансом для развития у Керчи является факт, может быть даже политический. Он состоит в том, что произошло историческое событие: Крым присоединился к России. Сюда пришёл мост, и дальше началось строительство трасы «Таврида». Мне кажется, должно быть просто делом чести реконструировать и возобновить нормальную жизнь городов Крыма и Керчи в частности. Керчи, потому что она экономически пострадала больше других городов, это не ЮБК, где так или иначе туризм и рекреация их поддерживали.

Сегодня Керчь – это город с одряхлевший инфраструктурой, с убитой промышленностью, с разрушенной архитектурной градостроительной структурой, с закрытой набережной. То есть, фактически Керчь – это город, который требует перемен.

В нашем проекте мы достали весь этот пазл и начали его складывать. Он удивительным образом стал складываться. Все новые вещи о городе, которые мы узнавали, вписывались в нашу концепцию ещё и потому, что мы что-то такое искусственно не придумывали. Мы хотели, по сути дела, представить себе, как бы развивался этот город, если бы не было всех этих катаклизмов.

Революции, разрушительные страшные войны, период развала Советского Союза. Достаточно бездумное промышленное доминирование советских времен. Конечно, много хорошего в советские времена делалось. Я сам – продукт советской эпохи, но именно здесь мы видим, как в советское время разрушалось то, что абсолютно не требовалось. Был разрушен храм Тезея (музей древностей). Непонятно зачем был разрушен дом Домгера. Непонятно зачем фактически вся набережная была разрушена. Всё это было вполне восстановимо после войны.

Работая над проектом, мы вдруг увидели, что масса людей хотят нам помочь. Они хотят помочь, они сами бьются над этими проблемами, но они бьются как бы разрозненно. Сегодня на конференции мы общались с кандидатом исторических наук Владимиром Петровичем Толстиковым по поводу того, как сделать Керчь реально музейным центром. Кроме горы Митридат у вас в городе есть много чего ещё. Это городища Мермекий, Корчев, мемориальный комплекс Аджимушкай, форт Тотлебен и крепость Ени-Кале. В общем, Керчь обладает огромным музейным потенциалом. Но музейный потенциал это не только сами музеи.

Для развития музейного потенциала требуются необходимые площади, требуются места для проведения научных конференций, музейные хранилища, лаборатории и мастерские, места проживания археологов. Это сразу подтягивает необходимость большой инфраструктуры. Туризм требует своего транспорта, дорог, организации системы размещения туристов и так далее. А раз это так, то появляются функции для той же набережной, где могут размещаться студии, кафе, гостиницы и так далее. На набережной создаётся зона парковки морского транспорта, яхт и лодок. Появляется еще и дополнительная возможность создания пассажирского морского порта.

Когда мы защищали проект на градостроительном совете в Керчи, то все члены совета проголосовали за него единогласно, за то чтобы одобрить проект. Не было ни одного человека, кто бы выступил против. Другое дело, что в протоколе потом написали какие-то не совсем понятные вещи, но видимо это уже вопрос политический. В процессе защиты проекта на совете выяснилось, что мы случайно начали действовать в соответствии с решениями правительства Республики Крым. То есть, это было не совсем случайно. Когда мы вписывали в проект новые набережные с парковками для морского транспорта для яхт и лодок, выяснилось, что существует постановление Республики Крым о создании в 7 городах Крыма, в том числе и в Керчи, таких зон. Также выяснилось, что есть поручение о создании рабочей группы для создания музейного кластера на базе исторических ценностей горы Митридат.

Однако постановления по отдельности никак не реализуются, по отдельности они не действуют. Кроме того, есть проблемы, которые так или иначе нужно решать. Городское руководство это сознает и объявляет конкурс на проект набережной. Но сегодня набережной считается маленький кусочек прибрежной зоны. По условиям проекта пытаются спланировать этот маленький кусочек набережной, все функции которой должны быть включены. Это спортивные, культурно-массовые мероприятия, какие-то важные события, рестораны, детская зона и парк, прогулочные зоны. И всё это на одном кусочке, в то время как у города есть огромный потенциал развивать набережную вдоль всего города.

Мы предлагаем убрать из центра города промышленность. Можно создать современную индустриальную логистическую зону. Благодаря тому, что построен Крымский мост, благодаря тому что в Керчи есть удобные порты, такие как Рыбный порт, создать зону обслуживания тремя видами транспорта морским, автодорожным и железнодорожным. Сделать такой мощный распределительный узел, чтобы не гнать через весь Крым тяжёлые грузовики.

Можно создавать базы хранения и обработки грузов, которые потом развозились бы по всему Крыму уже не только фурами, а и другим транспортом (железнодорожным и морским). Это положительно сказалось бы на эксплуатации трассы «Таврида», на снабжении Крыма и на развитии логистической отрасли Керчи.

Здесь же мы познакомились и подружились с Юрием Беликом, который является руководителем крепости Тотлебен. Юрий Белик своим энтузиазмом и беззаветным трудом уже много сделал для формирования музейного кластера города. Нужна федеральная программа, в которой все эти отдельные объекты были бы соединены между собой, которые должны быть связаны транспортными нитями, многоуровневым транспортным каркасом. Включая автодорожный транспорт, общественный транспорт, туристический транспорт, пешеходные зоны.

Все они накладываются слоями друг на друга. И когда мы это всё скажем в нашем проекте для их дальнейшей проработки, то это будет создавать предпосылки создания перспектив развития города. Мы назвали свой проект «Перспективы развития города Керчи до 2040 года». Для того, чтобы выполнить столь масштабные задачи, нужно создать мощный фундамент расчётов, создать дорожную карту того, что необходимо с этим городом делать и затем реализовывать поставленные задачи, крупные инфраструктурные проекты.

Где-то крупные проекты дробить на более мелкие, для того, чтобы можно было привлекать частных инвесторов. Да они сами сюда прибегут. Это работает просто – инвесторы увидят, что, что-то затевается, увидят свою выгоду и начнут вкладывать свои средства. Если мы продвинем проект на всех уровнях, он может стать аккумулятором достаточно большого количества финансовых средств. Проект можно вписать в федеральную целевую программу, он может стать даже национальным проектом, а сейчас национальным проектам уделяется огромное значение.

Таким образом, получается, что этот проект реконструкции и развития исторического центра и набережной города, над которым предстоит ещё много потрудиться, не просто наши мечтания, это вполне конкретная программа мощного поступательного развития Керчи на основе исторических ценностей, природных условий и огромного желания керчан сделать свой город лучше!

По материалам видеозаписи интервью с Игорем Лозинским

 

 

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031