Вопрос, поставленный в заголовке, кажется странным. Однако по размышлению, скажем так, трезвому, ответ на него становится совсем не простым. Потому, что одно дело слова, а совсем другое – точно увидеть, что нужно сохранять, лелеять и использовать на благо крымчан. То, что ниспослано нам Богом, что выражается в особенностях природы и истории полуострова Крым.
Солнце, воздух и вода в Крыму – это понятно, это бесспорно. А вот о недооценённости развития сети пеших маршрутов по крымским горам стоит сказать отдельно. В 2015 году мне посчастливилось принять участие в пешем походе с керченской молодёжной патриотической организацией «Набат». Его целью была установка металлической копии пулемёта «Максим» в районе горы Лысая – там, где проходили бои партизан с фашистами.
Ощущения непередаваемые. Практически нетронутая людьми природа, чудесный воздух, чистейшая вода в родниках… А самое главное – это ощущение мышечной радости единения с природой. В советские времена по Крыму было проложено множество великолепных пеших маршрутов с местами, где можно разбить лагерь, с ухоженными родниками, очищенными и обозначенными тропами. Уверен, что при соответствующей организации и минимальных вложениях от туристов, желающих прогуляться пешком по крымским горам, отбоя не будет.
Но всё-таки я о другом. О многовековой истории Крыма. История Крыма, выраженная в исторических достопримечательностях – это то, чем нам можно гордиться, и то, на чём можно существенно пополнить бюджет. Но это всё общие рассуждения.
Мишель Монтень по такому случаю говорил:
«Я свободно высказываю свое мнение обо всем, даже о вещах, превосходящих иногда мое понимание и совершенно не относящихся к моему ведению. Мое мнение о них не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере вижу эти вещи».
Поэтому поговорим о мере видения вещей, относящихся к истории Крыма. Лучше всего это сделать на примере самого древнего в России города, города-героя Керчи. Много раз уже говорилось, что не стоит ждать массового наплыва инвесторов, которые будут возводить промышленные гиганты на территории города. Развивать Керчь нужно с тем, что у нас есть сегодня. И, прежде всего, – это туристический потенциал. Нужны ли для этого огромные средства? Нет! Просто следует развивать инфраструктуру города с учётом туристической направленности.
А вот здесь начинаются проблемы. Сразу скажу, что большая их часть связана с украинским наследием отношения к городу в стиле местечковых хапуг. Надо магазин рядом со склепом Деметры построить – пожалуйста, а то, что грунтовые воды теперь угрожают затоплением всемирно известному объекту, так это побоку.
Есть в Керчи ещё одно культурное достояние – древнейший раннехристианский храм Иоанна Предтечи, который построен в 757 году. И есть кафе «Капучино», разрешение на строительство которого получено неведомо как, известно кем данное. Находится это сооружение общепита в 70 метрах от храма.
Храм святого Иоанна Предтечи
Смотрим ст. 34.1 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Для памятника, расположенного в границах населённого пункта, установленной является охранная зона на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля.
Может быть, при Украине такое строительство разрешалось? Читаем: историко-культурным опорным планом 2010 г. в г. Керчи установлена 500 метровая охранная зона 1 категории, согласно которой «строительство может проводиться в исключительных случаях и только по проектам, разработанным на основе историко-градостроительных обоснований и по согласованию с Республиканским комитетом по охране культурного наследия РК и Управлением главного архитектора Керчи».
Часовня Стемпковского
Дальше. Символ Керчи – гора Митридат. Керчане давно уже мечтают о восстановлении часовни И. Стемпковского. Даже деньги в украинские времена собирали. Деньги, конечно, неизвестно куда пропали.
После возвращения в Россию опять закавыка. Разгорелся спор: фундамент часовни вместе со склепом Стемпковского – какой это памятник: археологии или архитектуры? Если археологии, то строить нельзя.
Такой формальный подход чуть было не поставил крест на восстановлении одного из символов города. К счастью, государственный подход возобладал, и 20 января министр культуры Вера Новосельская объявила о решении восстанавливать часовню! Глава Крыма Сергей Аксёнов подтвердил, что деньги найдут, потому что этот объект важен и для Керчи, и для всего Крыма.
Другой пример. На склоне горы Митридат в античные времена было построено прекрасное здание из мрамора – храм Тезея. Затем это был православный храм, в советское время – музей древностей. В войну здание было разрушено. Однако фундамент и подвал сохранились. И вот апофеоз сюжета – историческое место передается для строительства учреждения общепита! Все керчане возмущены, а юристы ссылаются на закон. Земля-де законно передана в аренду.
Господа юристы, не нужно понимать буквально статьи закона в отрыве от других законов! И если появляется противоречие старых украинских актов с законами Российской Федерации, и жители города категорически против такого строительства, то нужно устранять такие противоречия, благо, правовые возможности существуют!
В погоне за прибылью местные и неместные дельцы лепят свои строения, не считаясь ни с тем, что закрывают подходы к морю, ни с тем, что при этом разрушается неповторимый архитектурный и исторический облик города. Я бы пожелал таким дельцам посмотреть на перспективу и не вкладывать деньги в сомнительные проекты. Рано или поздно поднимется вопрос о законном сносе их халабудок, и тогда горевать будет поздно.
Не удержусь, добавлю ещё один штрих в общую картинку. Когда строили трассу «Таврида», какой-то умник спроектировал съезд в город за 9 км после проезда города. То есть, чтобы заехать в Керчь, надо накрутить 18 км вокруг. Городские остряки тут же окрестили Керчь городом под мостом. Но и керчане не лыком шиты. Они быстро обнаружили полноценный технологический съезд с трассы в город сразу после Крымского моста. То есть там, где надо, чтобы можно было въехать в город сразу, без кругалей.
А это значит – больше туристов, показать-то в Керчи есть что, пусть только заедут, а не «просквозят» мимо.
Керчане обратились в Общественный совет города, а совет – в Минтранс: дескать, поставьте, пожалуйста, знаки, сделайте разметку, чтобы техсъезд стал полноценным въездом в город. Благо, что финансовых расходов на это вовсе не надо. Министр транспорта России Максим Соколов заверил керчан: всё будет хорошо, в сентябре 2020 г. поедете так, как просите. Но министр ушёл – а крымский Минтранс ответил, что такой съезд не запланирован и о нём даже не мечтайте! А на строительство разъезда денег нет. Так мы вроде бы и не просили…
Вот такие бывают сложносочинённые ребусы-кроссворды из ничего.
Теперь вроде бы вывод нужно сделать. А вывод до меня сделала рабочая группа керчан из числа общественности, специалистов и сотрудников администрации города в документе, который называется Стратегический план социально-экономического развития Керчи на период до 2030 г. Документ утверждён в Совмине республики, и там – большая часть ответов на проблемы. И что Керчь должна расширить свою территорию за счёт сопредельных НП, и что туристические и бальнеологические ресурсы у города немеряные, нужно только работать.
Осталось только ответить на вопросы: кто, где и когда?
Валерий Плотников,
Председатель Керченской организации Русской общины Крыма