На «правительственном часе» 501-го заседания Совета Федерации с докладом: «Развитие высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики» выступил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Во время обсуждения доклада крымский сенатор Сергей Цеков поднял тему утечки мозгов за рубеж. Этому процессу, по оценке сенатора, в значительной мере содействуют иностранные образовательные платформы. С. Цеков отметил, что сегодня на рынке образовательных цифровых платформ доминируют зарубежные страны и прежде всего США. Наши ведущие вузы размещают на них свой продукт и таким образом «кормят» их своим контентом, имея минимум инструментов управления. В конечном счёте, получается, что американские платформы – это агрегаторы талантов и канал утечки лучших мозгов на американский рынок. «Таким путём из России уезжают десятки тысяч ребят в год», – подчеркнул сенатор. Он задал министру вопрос: «Видят ли в министерстве возможность развития собственной образовательной платформы для продвижения российского продукта в мире и чего не хватает созданным в России за последние годы ресурсам, чтобы составить достойную конкуренцию иностранцам? Каковы результаты сотрудничества в этом вопросе с министерством цифрового развития?».
Отвечая на вопросы сенатора, Валерий Фальков рассказал, что наши университеты используют зарубежные курсы, поскольку это позволяет решать задачу привлечения талантов из других стран. По его оценкам, делать это надо грамотно и умно, поскольку размещая там курсы, мы должны чётко понимать свои национальные интересы, отстаивать их, в том числе и как инструмент привлечения талантов в Россию. «С другой стороны, подчеркнул Валерий Фальков, мы, конечно, внимательно смотрим за тем, чтобы наши цифровые платформы удовлетворяли потребностям студентов и работаем в этом направлении». Он сообщил, что ряд ведущих вузов объединились и создали национальную платформу открытого образования, это больше 700 курсов, есть частные платформы, курсы рассчитанные на дополнительное образование, например лекториум и т.д.». Министр науки и высшего образования рассказал, что министерство в прошлом году зарегистрировало государственную информационную систему – Современную Цифровую Образовательную Среду (СЦОС). Учитывая, что студенты находятся в сложной ситуации в период пандемии там было размещено почти 1800 онлайн курсов, подключено 47 онлайн платформ, платформ онлайн обучения и более 1 млн. человек так или иначе этим воспользовались. Министр сообщил, что эти ресурсы положены в национальную программу «Цифровая экономика», где с коллегами из министерства цифрового развития налажено эффективное взаимодействие.
Пресс-служба сенатора Российской Федерации Сергея Цекова