Новости        03 ноября 2021        753         0

В единстве спасёмся

Россия   выполняет работу над ошибками. Восстанавливается полифония мнений, растет нравственное влияние православной церкви, возвращаются исторические названия улиц и городов, все чаще вспоминают о забытых героев прошедших войн и дней. Историческая правда старается выпрямиться, твердо встать на ноги. Всё больше людей интересуются отечественной историей, традициями и обычаями русского народа. Это создает предпосылки  для установления сплоченности и единения русского народа, столь необходимых перед лицом растущих внешних и внутренних угроз.

Большую роль в этом деле играет праздник, возрожденный указом президента В.В. Путина  в 2004 году, – День народного единства.

Предыстория учреждения этого праздника позволяет понять его суть и значение. Почти 420 лет тому назад Русское государство начало погружаться в темень смутного времени. В 1601 году в России, в результате невиданной непогоды, начался голод, охвативший центральные  уезды страны. Резко выросли цены на хлеб, злоупотребления со стороны спекулянтов и перекупщиков превзошли все границы. Современники рассказывали, что голодные люди стали есть кошек и собак, обдирали липовую кору, толкли её и варили, употребляли в пищу лебеду, и даже сено. Имели место случаи людоедства. Умершие валялись на дорогах, ибо хоронить их было некому. Началась эпидемия холеры. Только в Москве от голода  и болезней умерло около 120 тыс. человек. За три последующих года вымерла 1\ 3 часть населения государства.

Правительство царя Бориса Годунова пыталось спасти положение, установив твердые цены на хлеб, раздавая хлеб из царских запасов и беспощадно наказывая спекулянтов и перекупщиков.  Однако эти меры особого эффекта не давали. Голодающее крестьянство хлынуло в города, что привело к захватам и разгрому хлебных складов, и только усугубило бедственное положение.

Было разрешено крестьянам вновь беспрепятственно уходить от своих хозяев. Это вызвало острое недовольство у провинциального дворянства, являвшегося основой опорой Годунова. В 1603 году последовал еще один царский указ, касавшийся лишенных своих хозяйств и пропитания  холопов. Им предоставлялась свобода. Тысячи бездомных людей, образовав разбойничьи шайки, терроризировали местности вокруг Москвы. Крестьяне отказывались платить налоги и подати своим хозяевам.

Разрозненные шайки объединялись в довольно многочисленные отряды, перекрывая дороги, ведущие к Москве, грабя купеческие караваны. 

Особую силу в 1603 году набрал отряд  Хлопко Косолапа, который наголову разгромил войска под началом воеводы И.Ф. Басманова. В ходе битвы воевода погиб. Страна все больше раскалывалась на противоборствующие лагеря.

Именно в это время Борис Годунов столкнулся еще с одной чрезвычайно опасной угрозой. Летом 1603 года в Речи  Посполитой появился самозванец, объявивший себя чудом спасшимся сыном царя Ивана IV, царевичем Дмитрием. Это был галицкий дворянин, принявший монашеский постриг, Григорий Отрепьев. Человек,  имевший неплохое по тем временам образование, склонный к авантюрам, он получил поддержку польской шляхты, которая почуяла возможность установления контроля над Россией. Польский король Сигизмунд III разрешил магнату Ю. Мнишеку оказать помощь Отрепьеву.

К лету 1604 года Лжедимитрий сумел, при поддержке поляков, собрать 2-х тысячный отряд наёмников и вторгнуться на юг России  в Северские земли.  Первые столкновения с правительственными войсками перепугали наёмников, и большая их часть вернулась в Польшу. Но неожиданно самозванец получил поддержку местного  населения. В массах народа распространялся слух, что Дмитрий Иванович и есть тот самый справедливый  и добрый царь, который всегда был мечтой народа. Люди хлынули на юг, где голод ощущался не столь сильно. Многие мелкопоместные дворяне оказали ему поддержку. На стороне Лжедмитрия выступили запорожские и донские казаки. Его признали  своим государем г. Путивль, Чернигов и ряд других крепостей.

В разгар борьбы 13 апреля 1605  внезапно умер царь Борис Годунов, что привело к переходу на сторону самозванца армии, стоявшей под Кромами и перед этим нанесшей поражение войскам Лжедмитрия. 1 июня 1605 года посланцы Лжедмитрия подняли восстание в Москве и были поддержаны представителями родовитой аристократии. В ходе столкновений были убиты вдова Бориса Годунова и его сын Фёдор.

Лжедмитрий вошел в Москву на гребне массового движения, основу которого составляли служилые люди и дворянство южных уездов. Он предпринимал усилия для укрепления своего влияния в столице. Освободил на 10 лет от налогов население Северской земли, решил организовать поход на Азов, рассчитывая «занять делом» часть служилых людей и дворян. Но стать своим человеком так и не смог. Особенно недовольны были представители аристократических родов во главе с Василием Шуйским, которые противились военному походу. Многих возмущало поведение польских шляхтичей, которые пожаловали в Москву на свадьбу Лжедмитрия с Мариной Мнишек.  Они вели себя вызывающе, в т.ч. и в московских храмах, задевали обычаи москвичей. Пошли разговоры о том, что Лжедмитрий хочет  править с помощью поляков, и ставит перед собой задачу обратить людей в католическую веру. Утром 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, в ходе которого Лжедмитрий был убит, и перебита часть поляков, часть арестована.  Через несколько дней  Василий Шуйский был провозглашен царем.

Смена власти в Москве угрожала потерей прав и привилегий, полученных от Лжедмитрия,  возвращением к прежним порядкам, против которых служилые люди и дворянство недавно выступали. Это привело к восстанию летом 1606 года под предводительством Ивана Исаевича Болотникова. Это восстание было отнюдь не крестьянским, как это утверждали советские историки. В составе войска были князь А. Телятевский, несколько князей из рода Мосальских, ближайшим сподвижником И. Болотникова был   Ю. Беззубцев, сын знатного Новгород – Северского боярина. Были  и другие дети боярские. Это говорит о конфликте между Центром и окраинами, который разделял страну.

Василий Шуйский сумел собрать достаточные силы, на его сторону перешли отряды рязанских дворян под командой Прокопия Ляпунова, а затем отряды детей боярских во главе с Истомой Пашковым. В итоге повстанцы потерпели поражение.

Подавление восстания И. Болотникова не решило проблем восстановления порядка в стране. Население Северской земли не желало подчиняться царю Василию. Летом 1607 года появился новый самозванец, объявивший себя чудом спасшимся Дмитрием. В отличие от Григория Отрепьева, он был уроженцем Речи Посполитой, работал школьным учителем в небольшом белорусском городке. Новый самозванец сразу получил широкую поддержку. На помощь ему стали прибывать из-за рубежа военные отряды польско-литовской шляхты.  К лету 1608 года у Лжедмитрия II в под  Орлом собралась целая армия из служилых людей  и детей боярских Северской земли, представители польско-литовской шляхты, украинские и русские казаки.

30 апреля – 1-го мая 1608 года армия Лжедмитрия II нанесла поражение войскам  Василия  Шуйского и через два месяца вышла на подступы к Москве, став лагерем в селе Тушино. (отсюда прозвище Лжедмитрия II – «Тушинский вор»).

С приходом Лжедмитрия II  под Москву, гражданская война в России значительно расширила свои границы. Она охватила не только южную, но и северную часть страны. Власть Лжедмитрия II распространилась на большую часть городов запада и северо-запада, включая такой крупный город, как Псков. Русскому царю подчинялись только Великий Новгород, Смоленск, ряд других городов. К концу 1608 года под властью Лжедмитрия II  оказалась  большая часть Русского государства. В Тушино была сформирована «Боярская Дума», назначен новый патриарх, им стал ростовский митрополит Филарет (Федор Романов,  отец будущего царя Михаила Романова). Возникло своеобразное двоевластие. Два царя, две Боярские думы, два правительства, две столицы. Смута достигла своего пика. Дворяне в поисках чинов, привилегий,  наград, жалования или земель перебегали из Москвы в Тушино и наоборот. Нравственность этих людей падала все ниже. Для них не существовало таких понятий как честь, Родина.

К Тушину подходили всё новые и новые  польско-литовские отряды, Тушинский лагерь всё более походил на иностранный. Польско-литовские отряды стали расползаться по стране, подвергая грабежу и насилию местное население. Постепенно популярность Лжедмитрия II стала падать, тем более что он оказался человеком совершенно бесталанным и мелочным.

Осенью 1608 года поляки напали на богатый Сергеево-Троицкий монастырь, но взять его не смогли. Осада продолжалась целый год, но успеха не имела.

С каждым днем русские люди начинали все более и более осознавать, что войска «доброго царя» превращаются в грабителей и убийц. Многие сторонники Тушинского вора стали покидать его лагерь. Города стали изгонять его представителей. Борьба против Лжедмитрия II все больше стала приобретать характер национального патриотического сопротивления.

Василию Шуйскому не хватало сил для борьбы с Тушинским вором. Он предпринял попытку привлечь на помощь шведов. Был заключен договор со шведами, по условиям которого царь отдавал им город Корелу с округой и получал 5-ти тысячный корпус, содержать который царь должен был за свой счет.  Первоначально договор соблюдался, но как только средства для содержания корпуса перестали поступать, шведские наемники перешли к грабежу местного населения и повели себя как интервенты.

Союз со Швецией заставил польского короля разорвать мир с Россией и перейти к открытому вторжению на территорию страны. Польские войска осадили прикрывавший  Москву город Смоленск, но город защищался отчаянно.

Теперь польская корона не особо нуждалась в услугах Лжедмитрия II. С ним перестали считаться, его стали оскорблять и всячески унижать. В тоже время, с севера двигалось русско-шведское войско, угрожая Тушинскому лагерю. Лжедмитрий предпочел покинуть его и перейти в г. Калугу.

Популярность Василия Шуйского в связи чередой неудач падала. Окончательно он дискредитировал себя, проиграв полякам битву под селом Клушино. Шведы, не получая денег,  отказали в помощи и ушли на север.

Лжедмитрий II вышел из Калуги и стал лагерем возле села Коломенского. Москва оказалась, по сути,  в осаде.

Против Василия Шуйского был организован заговор, его низвергли, насильно постригли в монахи и отправили в монастырь.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!», – писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина, на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав Русского царства.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, – избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, в 1649 году стали отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), 4 ноября по Григорианскому календарю. Празднование Казанской иконы Божией Матери было установлено обязательное празднование как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (праздник отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божьей Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Таким образом, День народного единства, – совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В настоящее время, в условиях ковид – эпидемии, массовые мероприятия не проводятся. Но это не означает, что эта дата пройдет незамеченной. На телевидении, в газетах будут опубликованы соответствующие материалы. В Симферополе, на улице Екатерининской (К. Маркса) организована выставка, посвященная истории Народного ополчения. В библиотеках читателей познакомят с исторической и художественной литературой, посвященных этим событиям. В условиях, когда на Россию оказывается мощное давление, с целью отказаться от своего суверенитета, подчинить её западному центру силы и мировой закулисе, согласится с уготованным ей полурабским существованием, русским людям необходимо глубоко обдумать уроки «Смутного времени»  и понять, что интересы государства и  страны много важней интересов политических партий, споров и разногласий. Только единство общества, единство правящих элит, стоящих на патриотических, прогосударственных позициях, сможет спасти наше Отечество от очередной Смуты. Смуту эту так хотели бы устроить наши западные «партнёры», но здравомыслящие общественные и политические силы нашей страны, опираясь на поддержку народа, удерживают Россию от этой напасти. В единстве спасёмся! День народного единства напоминает нам об этом.

Александр Шевцов, член Президиума Русской общины Крыма

 

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930