Со времён конца восьмидесятых, времени нескончаемых жарких дискуссий, подогретых «Огоньком» Виталия Коротича, не стихают споры вокруг риторического вопроса о взаимоотношениях человека и государства. Так, что же всё-таки должно быть: государство для человека или человек для государства? Виталий Коротич с того времени уютненько устроился в Штатах на полном американском пансионе за заслуги перед Госдепом, обнаружив своё антисоветское и антирусское рыльце. Но те споры по инерции продолжаются. Любит русский человек свою мысль сумбурную поерошить, да ещё и поершистее, с аргументами позабористее!
Хотя тема выбрана явно с целью идейной провокации. Выбрана из серии глубокомысленных вопросов по типу: что было вначале курица или яйцо? Может ли человек прожить без государства? Может, конечно. Вон семья староверов Лыковых жила же в сибирской тайге. Но для организации совместного труда, совместной жизни народа целой страны без государственной организации не обойтись.
Вопрос о том, может ли существовать государство без человека, звучит абсурдно. Хотя, в последнее время всё чаще слышны заявления о том, что большинство людей лишние, ибо роботы заменят людей на производстве и человек становится лишним. Ничего бредовее от идеологов посткапитализма мы не слышали.
В истории известны времена, когда были созданы первые паровые машины, затем трактора и механизмы для обработки земли и всегда появление новых технологий сопровождалось мрачными предсказаниями о лишних людях и даже народах.
Сколько населения должно быть в России, по предложению наших британских «партнёров» устами премьера Маргарет Тэтчер? «По оценкам мирового сообщества, экономически целесообразно проживание на территории России только 15 миллионов человек». Ни больше, ни меньше! Но мы отвлеклись. Мало ли что после овсянки пожилой леди не пригрезится…
Иное дело задать вопрос о соотношении полномочий государства и прав человека. Если мы говорим о соотношении, то уже можно перейти к количественному измерению качества государственной организации. Предположим, что такое соотношение должно быть 50 на 50. Строгое равновесие невозможно. Нужно учитывать существование как внешних факторов, так и экстраординарных внутренних угроз, вроде нынешней Ковид-эпидемии (которая из внешней проблемы стала внутренней проблемой практически всех государств мира).
Центростремительные силы в государстве в виде законов и аппарата принуждения должны преобладать над центробежными силами свободы граждан. Иначе, по вполне понятным причинам, такое государство нежизнеспособно и рано или поздно распадётся.
В западной цивилизации сегодня происходит подмена ценностей свобод граждан на навязываемые государством мнимые ценности меньшинств, в первую очередь сексуальных. С азартом возводятся в культ самоубийственные человеческие пороки. Государство тем самым создаёт значительные центробежные тенденции, которые ведут к ослаблению государственных скреп. Когда человек вынужден защищаться от насилия государства, тогда по стране начинает бродить призрак революции. «Низы не хотят, верхи не могут». О такой ситуации никто после Маркса и Ленина ничего нового не сказал.
Попутного им ветра в этом. Нам бы туда не вляпаться! Всё-таки и у нас капитализм, хоть и говорят, что дикий немного. Россию спасает от той столбовой дороги, на которую уже вступил Запад, два фактора. Первый объективный – это исторический опыт. Второй субъективный – повезло нам после полуидиота Горбачёва и вечно пьяного Ельцина получить на посту главы государства вменяемого человека, способного провести государственный корабль, минуя политические рифы и отмели. Этим человеком стал президент Путин.
Корабль-то он ведёт, но в региональных каютах нам прибираться надо самим. Вот сколько уже говорено – переговорено, что на возникновение угроз надо отвечать чёткой организацией и объединением всех имеющихся сил. Об этом хорошо знают военачальники, но вот гражданские никак строем идти не хотят.
Неизвестно чем руководствовались инициаторы запрета управлений здравоохранения в городах. Но сегодня, то мы уже точно видим, что без централизации управления, без координации действий всех медицинских учреждений, без объединения усилий лучших врачей и технических возможностей имеющейся аппаратуры не справимся мы с окаянной напастью.
Сколько жалоб граждан потоком идут на министра здравоохранения Республики Крым, а может ли он физически разобраться во всех вопросах и проблемах на местах? Однозначно нет. Не из-за того ли происходят частые кадровые перемены в министерстве?
Нужны срочные управленческие решения по восстановлению хорошо зарекомендовавших себя управлений здравоохранения. Керчане, например, до сих пор тепло отзываются о временах, когда начальником управления здравоохранения в городе был Александр Голенко.
Попытка Общественного совета Керчи провести объединение больниц и поликлиник под крыло одной городской больницы натолкнулась на вполне ожидаемое жёсткое сопротивление. Как же, – после безраздельной свободы удельного княжения, да в вассалы? Не бывать этому!
Вот и выходит, что решительные шаги по созданию управлений здравоохранения или их аналогов назрели и даже перезрели. Такое решение поможет спасти не одну человеческую жизнь и улучшить в целом систему здравоохранения в муниципальных образованиях без дополнительных финансовых вложений!
Аппарат государства не должен злоупотреблять принуждением, главные инструменты его действий – это согласование общих интересов и разъяснение общественной и личной пользы граждан. Это конечно сложнее чем командовать «по свистку», но для здоровья общества и государства жизненно необходимо.
Как любил утверждать экс-президент Кучма: «Украина не Россия». Преступной клике, которая узурпировала власть на Украине наплевать на интересы народа. Во главе нашего государства и Республики Крым находятся люди, которым мы доверяем, а донести нашу озабоченность мы доверили новоизбранным депутатам. Так победим, но желательно поскорее.
Валерий Плотников,
председатель Керченской организации Русской общины Крыма