Русская община Крыма поздравляет жителей Херсона с 244-й годовщиной со дня основания города.
18 июня 1778 года российская императрица Екатерина II Великая подписала указ об основании крепости и верфи, а уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон в честь Херсонеса Таврического. Херсон, как и Николаев, – это город, ставший колыбелью российского судостроения на Чёрном море. Также, Херсон стал первой базой Черноморского флота России (Херсонского адмиралтейства). Основателем города, а впоследствии его генерал-губернатором был соратник императрицы Екатерины II, известный государственный и военный деятель Г.А. Потёмкин. Главным строителем Херсона был назначен генерал-цейхмейстер И. А. Ганнибал, дядя матери А. С. Пушкина.
На пути к основанию Россией военного флота на Чёрном море стояли серьёзные преграды.
Прежде всего, Российская империя не имела собственной кораблестроительной базы на Чёрном и Азовском морях. Попытки перебазировать в Чёрное море военные корабли российского Балтийского флота решительно пресекались Османской империей. Так, в 1777 году из Балтийского моря в Чёрное были направлены 6 фрегатов. Однако, турки не пропустили их через проливы, и они вернулись в Кронштадт.
Екатерина II, опираясь на помощь талантливых управленцев и военачальников, которыми она себя окружила, внесла решающий вклад в развитие военно-морской инфраструктуры Российской империи на Чёрном море. Одним из первых шагов в этом направлении стало основание города Херсона.
На херсонской верфи уже год спустя после указа Екатерины II об основании верфи и крепости был заложен первый 66-пушечный корабль, «Слава Екатерины». Он стал основой будущего Черноморского флота России и был спущен на воду 16 сентября 1783 года. Поначалу строительство кораблей шло медленно из-за больших трудностей с доставкой леса, нехватки мастеровых и плохих условий труда. Положение значительно поправилось, когда в Херсон в августе 1783 года прибыли 700 матросов и 3 тыс. мастеровых во главе с капитаном 2 ранга Ф. Ф. Ушаковым. Начиная с 1787 года Херсонская верфь стала ежегодно спускать на воду по два крупнотоннажных линейных корабля. Интенсивно строились фрегаты и более мелкие военные и коммерческие суда.
Второй судостроительной базой на юге России впоследствии стал город Святого Николая (Николаев), созданный по указанию Г.А. Потёмкина в 1789 году.
Херсон внёс значительный вклад в обеспечение безопасности южных границ Российской империи. Хотя по Кючук-Кайнарджийскому миру с Турцией степная полоса между Южным Бугом и Днепром переходила к России, южные границы империи оставались неспокойными. Крепость в Херсоне и военный гарнизон города были значимым узлом обороны России в её южном подбрюшье.
Стратегическая значимость Херсона для России велика и сегодня. В феврале-марте 2022 года российская армия освободила город от власти правящего на Украине антироссийского режима, который готовил наступление на Донбасс и Крым. Сегодня Херсон и вся Херсонская область укрепляют политические, экономические и культурные связи с Россией. Жители Херсона и Херсонской области видят в России защиту от человеконенавистнической политики режима Владимира Зеленского и Вооруженных сил Украины, превратившихся в террористическую группировку, ведущую войну против собственного народа. Херсон возвращается в Россию и снова становится российским городом.
Пресс-служба Русской общины Крыма