Сказать, что в России нет идеологии, будет неверно и даже вредно. Такой тезис умышленно запутывает ситуацию. Идеология бывает всегда, даже если в Конституции записано, что она запрещена. Идеология в крайнем обобщении – это идея, на основе которой строится государство, и она бывает всегда, пока существует государство.
Идеология в России сегодня видна во всём: в символах, в социально-политическом и экономическом устройстве и конечно в культуре. Эту идеологию давно уже определили – это идеология либерального капитализма. Хорошо это или плохо наглядно демонстрирует нам исторический процесс. Специальная военная операция предельно обострила это понимание. Налицо существование противоречия между общенародными и даже цивилизационными экзистенциальными целями военного конфликта и частнособственническими интересами либерально-капиталистической элиты у руля экономики и политики нашей страны.
Существующие противоречия в значительной мере снимает всенародно избранный президент России Владимир Владимирович Путин. При этом противоречия президенту приходится снимать в ручном режиме, поскольку системно государство остаётся буржуазно-либеральным.
Вначале поговорим об общих вопросах, предшествующих идеологии. При этом желательно кроме оценочного привлечь ещё и измерительный фактор.
Достоинства и недостатки любой общественно-политической системы определяются главным образом по её эффективности, то есть по величине производимого полезного продукта при использовании некоторого количества природных ресурсов и человеческого труда. При работе на долговременную перспективу необходимо также, чтобы человеческие ресурсы полностью восстанавливались и развивались, а природные расходовались без угрозы разрушения окружающей среды.
Эффективность системы определяет конкурентные возможности государства. Это – условие выживания в джунглях современного мира. Развиваемся, наращиваем экономическую и военную мощь – будут бояться, значит уважать. Нет – значит рано или поздно сожрут, колонизируют, раздербанят. До гуманных отношений Великого Кольца Содружества Цивилизаций, описанных Иваном Ефремовым в его знаменитой книге «Туманность Андромеды», на Земле ещё очень далеко.
Количественно эффективность социально-политической системы выражается в отношении величины полезного продукта, произведённого в государстве к сумме затрат общества и природных ресурсов. Отношение больше единицы показывает, что государство развивается, меньше – деградирует.
Таким образом, мы подошли к тому, чтобы определить идеологию как идею организации общества, которая: 1) создаёт условия для эффективного производства материальных и духовных благ; 2) способствует повышению качества человека как социально-биологического вида и гармонизации общества; 3) способствует сохранению здоровой окружающей среды.
После определения концептуальной сущности идеологии следующим шагом становится постановка вопроса о том, каким должно быть конкретное наполнение искомой идеологии?
Прежде чем приступить к поиску ответа на этот вопрос, следует учесть, что известные в истории переходы от одной социально-политической системы к другой, на основе идеологии определённого типа, всегда сопровождаются бурными событиями. Нам же сегодня не подходит ни революция сверху, ни тем более снизу. Государство при этом значительно ослабевает, что и нужно нашим заклятым партнёрам, которые этого только и ждут.
Поэтому нам подходит только спокойная и непрерывная эволюция государства путём сознательного, продуманного и обоснованного перепрограммирования государственной системы. В качестве программ, предписывающих определённые правила развития в экономике, социальной, политической сферах и культуре выступает закон. Для характеристики этих изменений хорошо подходит термин оптимальный, то есть наилучший, наиболее соответствующий определенным условиям и задачам.
Соответственно такая общественная система будет называться оптимализмом. Если суть капитализма во власти капитала, социализма – власть общества, то оптимализм предполагает не завоевание власти, а оптимальное обустройство единого общества и государства на основе научных знаний, точного расчёта и долговременного планирования.
Как практически достигнуть того, чтобы все изменения в обществе и государстве носили характер оптимальных? Понятно, что программирование всех сторон жизни в государстве проходит через закон и только через закон. Эволюционирование общества, исходя из его природы, идёт через закон и духовную сферу.
Создавая условия для того, чтобы каждый новый закон, а также изменения и дополнения в уже существующий, оптимально воздействовали на общество и государство, мы, тем самым, создадим концептуальную основу для бесконфликтного преобразования общества.
В своих статьях я уже писал, что для строительства такой системы необходимо:
1) Принять закон или статью в Конституции об основных принципах законотворчества;
2) Создать определённый институт при Государственной Думе, где профессионалы разных направлений разрабатывали бы законы, оптимально воздействующие на развитие социально-политической системы. При этом категорически необходимо избегать классового подхода к созданию законов.
Идея программирования общества не нова. Клаус Шваб недавно предложил к внедрению во всём мире систему инклюзивного капитализма. Его система основывается на понимании якобы изначально порочной природы человека. О его врождённом эгоизме и готовности пойти на любые преступления ради своей выгоды. Поэтому система выглядит как цифровой концлагерь, на основе жёстких программ социального рейтинга. Его система не предполагает существования духовности у человека, поэтому такое общественное устройство представляет собой ад на Земле, подаваемый под видом рая.
Социальное поведение человека не случайно по своей природе, оно не есть следствие случайных взаимодействий людей. Такое поведение ещё называют атомарным, то есть каждый сам по себе. Социальное поведение появляется только при наличии у людей общих целей и какой-либо общей организованности для выполнения этих целей.
Такая организованность может проявляться в разных формах: как приоритет права сильного, как какие-то общественные договорённости, закреплённые в законах и обозначаемые как демократия, как власть военных или как власть богатых и в других формах.
От принятых в обществе норм в значительной мере зависит поведение человека. Ведь человек становится гражданином и частью общества, организуемого в виде государства. Только в отношении общественного поведения человека можно говорить о его добрых или злых поступках. Добро и зло – понятия, применимые только на уровне общества. Именно понятия нравственности позволяют людям жить и работать вместе, сплачивая общество.
Провозглашение порочности человеческой природы как посылки для общественного устройства, в основе которого лежит насилие и устрашение, является изначально тупиковым для создания нового мирового порядка. Такой общественный порядок не может быть основой устойчивого развития общества и человека. Он ведёт к уничтожению человеческой цивилизации.
Общественная организация может сделать из людей хищных зверей, готовых в любую минуту разорвать друг друга, а может стать основой гуманной организации для совместного проживания, развития, как человека, так и общества в целом, при дружественном встраивании общественной производственной деятельности в природные регенерационные процессы.
Теперь немного о сути предлагаемых принципов законотворчества. Это определённые установки, составляющие единую систему социальных, политических, экономических и культурных «фильтров», которые будут пропускать через себя только те законы, которые наилучшим образом, оптимально влияют на развитие общества и человека. Конкретное содержание принципов законотворчества описано в моих предыдущих статьях на сайте «Крымское Эхо».
Навязшее в зубах выражение «война гибридного типа» означает войну на всех направлениях: вооружённое противостояние, войну политическую, экономическую, психологическую, духовную и прежде всего войну мировоззрений. Сегодня наши доблестные воины ведут бои на полях сражений, проводя Специальную военную операцию на Украине. Учёные, инженеры и рабочие создают оружие победы, но не меньшую важность имеют наши успехи на полях битвы за умы и души людей.
Каждый солдат, офицер, генерал должны знать, за что они воюют и, что они увидят, вернувшись домой. Каждый крестьянин, рабочий и инженер должны знать, что они работают на победу, после которой всех нас ждёт лучшая, более справедливая и обеспеченная жизнь.
Приведу цитату, взятую на просторах Интернета (автор не указан): «Когда нам говорят – живите без идеологии, нам лгут. Ведь те, кто нам это говорит, понимают, что без нее нельзя. Более того, они нам навязывают свою идеологию, и … рассказами о ее ненужности просто не дают нам возможности противопоставить их идеологии нашу».
В начале 2023 года хочется забраться на самую высокую трибуну и громко, как Павел Корчагин в атаке, крикнуть: «Даёшь оптимализм!» А потом засучить рукава и работать, работать, работать, не покладая рук, как делали это наши отцы, деды и прадеды! До полной Победы над фашизмом и звериным капитализмом под маской либеральных ценностей.
Валерий Плотников,
председатель Керченской организации Русской общины Крыма