В Русском культурном центре г. Феодосии в свой день рождения фотомастер Валерий Солоид представил феодосийцам и гостям города выставку. Она особенная, посвящена тем личностям, которые покоятся на историко-мемориальном кладбище Феодосии, и тем жителям, которые ведут краеведческую работу, ухаживают за территорией некрополя.
Председатель Феодосийской организации Русской общины Крыма Татьяна Голуб отметила: «Люди живы до тех пор, пока мы о них помним. На открытии выставки собрались как раз те, кто хранят историю Феодосии и творят её современную историю – краеведы, заслуженные люди города. Разговор получился очень важный».
Валерий Солоид поблагодарил гостей мероприятия за то, что, несмотря на весьма жаркую погоду, они пришли в культурный центр Русской общины Крыма на открытие выставки. Валерий Николаевич выразил свою признательность Светлане Арефьевой и Татьяне Голуб, которые собственноручно монтировали выставку, без них бы она просто не состоялась.
Предыдущие фотовыставки В. Солоида состояли из снимков 20-ти, 10-летней давности, в этот раз представлены свежие фотографии 2024 года. Валерий Николаевич признаётся, что он ходил на историко-мемориальное кладбище «как на работу». На снимках не просто памятники, в каждой фотографии – элемент художественности. Мы видим действия, людей, которые заботятся об исторически очень важном для города месте, сохраняя память…
Татьяна Голуб рассказала о людях, которые занимаются восстановлением и сохранением памяти о тех, кто связан с городом. Она отметила, что среди волонтёров и краеведов есть и молодые люди, которые помогают своим участием и изучают историю Феодосии, ведут поисковую работу. Так, студентка КГМУ им. С.И. Георгиевского Христина Барункина ездила с Татьяной Голуб в Комитет по вопросам охраны и культурного наследия. Благодаря актуализации вопроса на мемориале появился ещё один объект культурного наследия: могила полковника Г.А. Гесселя (1832-1912 гг.), участника Крымской войны и обороны Севастополя (1854-1855 гг.). Христина готовила презентацию, включившись активно в работу, в результате могила Гесселя была включена в перечень выявленных объектов культурного наследия РК.
Перед посетителями выставки «Жить, сохраняя память» выступил студент истфака КФУ имени Вернадского Руслан Изетов. Будущий историк всерьёз занимается изучением документов, связанных с прошлым Феодосии и Крыма:
– Здесь на выставке на фотографиях есть памятники времён Гражданской войны. Я работал с фондами Феодосийского музея древностей, изучал захоронения на нашем историко-мемориальном кладбище. Однажды я наткнулся на целое расследование Феодосийского военно-революционного комитета по жертвам белого террора в марте-апреле 1919 года. Тогда буквально за несколько дней было расстреляно около 70 человек, – поделился Руслан Изетов. Молодой человек рассказал о том, какие события происходили в cельской местности и в самой Феодосии в годы Гражданской войны. Исследование очень интересное.
Заслуженный работник культуры РК, музеевед Алла Ненада отметила, что Валерий Солоид уже более 50 лет обогащает наш край искусством фотографии:
– Как сказал литературовед Дмитрий Лихачёв, для культуры фотография явилась самым значительным изобретением 19-го века. Фотография – это не только снимок какого-то события, лица, это ещё и живопись, и графика, и энергия, которая исходит от снимка. Выставка Валерия Николаевича – полотно памяти, оно волнует. Глядя на фотографии, мы понимаем, сколько замечательных людей осталось в Феодосии навечно, как наша память соприкасается с ними и обогащается. Ещё раз от жителей города благодарю Татьяну Евгеньевну за то, что кладбище получило статус мемориального, и за то, что Русская община Крыма и общественный совет «Храни и помни» ухаживают за этим священным местом.
Елена Скоробогатая, в прошлом заведующая отделом природы Феодосийского музея древностей, поделилась воспоминаниями о годах совместной работы с Валерием Солоидом: – Уже 52 года работники музея древностей знают Валерия Солоида. Всегда вспоминаем с удовольствием, как у нас была команда единомышленников. Мы читали Ахматову, Цветаеву, Булгакова, дискутировали на важные темы, и Валерий Николаевич тогда, придя к нам в музей на работу, попал в духовно-исторический «котёл», в котором были высоко образованные люди. Мы изучали и сохраняли историю родного города и края, а Валерий стал фотографом-краеведом. Это важно: он не курортный фотограф, а фотограф-краевед. Особенно в годы работы в музее ему удавалось правильно запечатлеть археологию. Это сложнейший элемент в фотоискусстве, потому что любой артефакт, любая амфора и рисунки, любой завиток – самобытны, они отвечают тому времени и той эпохе, всё несёт особую нагрузку. Мы использовали ваши фотоснимки для написания научных статей по археологии. Спасибо вам за ваш труд, мы вас очень любим!
– Друзья, как важно сохранить память! – обратилась к феодосийцам Почётный житель города Феодосии Аида Касаткина. – Светлую память о тех, кто оставляет на земле свои добрые дела, творческое наследие. Мы слышим имена выдающихся классиков, наших земляков. Но мы не слышим часто о тех феодосийцах, которые сделали для своего города достаточно много. Они остаются в забвении. Семён Пивоваров, Эдуард Абрамов, Георгий Меликов… Это яркие личности. Феодосия богата талантливыми людьми и их делами для города. И то, что делает Валерий Солоид, очень важно. За каждым снимком стоит большой труд, ведь надо суметь «схватить» самую суть. Спасибо вам, Валерий Николаевич!
Татьяна Голуб обратила внимание на фотографию мастера, на которой запечатлена Ольга Крупина. Ольга Феодосьевна была нашей землячкой, работала преподавателем русского языка и литературы в Калиниградском техникуме при заводе «Янтарь», и она изучала историю Кёнигсберга. В этом году ей исполнилось бы 98 лет. И хотя Иммануил Кант, как известно, никогда не был женат, немцы почтительно называли Крупину «вдовой Канта». Всё потому, что память о Канте эта женщина так бережно хранила, будто и впрямь была когда-то его женой. Какими-то путями, ведомыми только Вселенной, судьба связала немецкого философа и учительницу-«русичку» из Феодосии. «С миру по нитке» она создавала музей Канта в КГУ: его труды, монографии, антикварные книги, изданные в Кёнигсберге трактаты Канта… Экспонатов собралось достаточно много, а один капитан дальнего плавания принёс даже монеты времён жизни Канта! Картины, гравюры, кресло, статуэтки, бюстики… Она возвращала из библиотек «трофейные» экземпляры. В Европе её всегда считали «доктором, директором музея», она дружила с немецкими графами и графинями. Это было сложно в то время: изучать Канта и его философию. И если вы углубитесь в историю жизни Ольги Феодосьевны и её самоотверженного труда по сохранению наследия Канта, то получите истинное удовольствие от фантастического путешествия в прошлое! Вернувшись в Феодосию, Крупина вела краеведческую работу здесь. Её заслуги в Калининграде быстро присвоили себе другие люди, сделав всё, чтобы Крупину забыли. Но Феодосия помнит свою поистине знаменитую землячку, и не забудет.
Игорь Татаринцев, ответственный секретарь газеты «Победа», выступая перед организаторами и гостями фотовыставки, отметил, что данная выставка имеет особую значимость. Идея выставки – как раз то, что должны знать все жители. Игорь Николаевич поблагодарил Феодосийскую организацию Русской общины Крыма и общественный совет «Храни и помни» за большую работу по краеведению, которую они ведут. И на выставке в фотоснимках эта деятельность отражена, она многогранна.
Елена Задорожная,
корреспондент газеты «Победа»