Видный политик и общественный деятель. Депутат Государственного Совета Республики Крым (в прошлом – Верховного Совета АРК). Руководитель и идеолог «Русской общины Крыма», инициатор знакового фестиваля «Великое русское слово». И это всё – один человек: Сергей Цеков. Разумеется, с ним можно долго говорить о политике, но задача нашей газетной рубрики «Депутат без галстука» – другая: рассказать о личном. Поэтому в нашей беседе ни слова о политике.
– Сергей Павлович, до какого колена вы помните своих предков? Ведь во времена СССР как-то «немодно» было интересоваться своими корнями.
– Я из очень простой семьи, можно сказать, рабоче-крестьянской. Помню многих своих родственников: семья, даже по тем временам, была большой. Только у прабабушки (мне удалось с ней пообщаться в детстве) было 13 детей, а у тех в свою очередь – по 4-5 сыновей и дочерей. Прадедушка (по маминой линии) до революции был очень влиятельным и уважаемым человеком в деревне Кирмачи. В роду были греки по фамилии Мухлади (в Сакском районе и по сию пору живёт мой дядя Мухлади), и я на одну восьмую – грек.
А фамилия Цеков весьма распространена на Северном Кавказе: в Адыгее есть множество сёл, где люди её носят. Есть и известные однофамильцы – писатели и военачальники. Если честно, я сильно не искал корни фамилии: с тех пор, как стал ощущать себя человеком и гражданином, считаю себя русским.
– Давайте вернёмся к детству. Мальчик Серёжа был каким ребёнком? Озорным, застенчивым, домоседом?
– Однозначно ответить на этот вопрос не могу. До семи лет жил с дедом и бабушкой в деревне Кирмачи, там меня считали городским, а когда приехал в город к родителям и пошёл в школу, то одноклассники считали «деревней». В общем, и там, и там я был «свой среди чужих, чужой среди своих». Да ещё, поскольку дед был чабаном, пас овец, то владел в совершенстве некоторой, не вполне приличной лексикой, и её я по малости лет, не понимая, что это плохо, перенял от него. За это очень попадало от соседей, а их дети из-за запрета родителей не играли со мной.
Дома меня баловали: папа и мама были связаны с геодезией, и семья жила по тем временам достаточно зажиточно. Хотя порой, когда родители уезжали в частые экспедиции, чувствовал себя одиноко и потерянно. Воспитанием занималась мама, которая была человеком строгим, но справедливым. Она привила мне моральные принципы, которым следую и сегодня.
А ещё она меня жалела: я был болезненным ребёнком, все детские недуги ко мне цеплялись с незавидным постоянством. Однажды был сбит машиной, долго пролежал в больнице.
Друзей в младших классах у меня не было, они появились ближе к окончанию школы. По следам одного из них – Саши Лабунихина – поступил в мединститут. К слову, на тот момент, вероятно, я был единственным в родне, кто получал высшее образование.
– Сегодня у вас много друзей?
– Друзей много не бывает! И у меня их немного. Встречаемся нечасто, но знаю: если им или мне понадобится помощь, она всегда будет оказана.
– Знаете, Сергей Павлович, когда мы с вами договаривались о фотографиях из семейного альбома, я попросила принести свадебные, и ваш ответ меня потряс. Вы сказали: «Свадьба – это главное событие моей жизни!». Уверяю, не каждый мужчина после почти 50 лет совместной жизни произнесёт такие слова. Ваша жена, наверно, очень счастливая женщина?
– Надеюсь. Во всяком случае, всё делаю для этого.
– Где состоялось знакомство?
– Первый раз я увидел Ольгу в библиотеке, она меня зацепила своей красотой, а ещё скромностью. По моим наблюдениям, красивые девушки часто бывают высокомерными, но Оля совсем другая. Она училась в мединституте на несколько курсов младше меня, и поэтому мне было несложно организовать наше знакомство на одном из институтских вечеров. Должен сказать, что организаторские способности во мне проснулись ещё в юношестве, я и учиться стал лучше (перейдя из симферопольскойшколы № 6 в школу № 31), и занимался общественной деятельностью. А в младших классах учёба – это было не моё, ну не увлекала она меня.
В 1976 году сыграли свадьбу, на которой гуляла вся наша большая семья, потом родился сын Евгений – он стал врачом.
Пережить нам с Олей пришлось немало, в том числе и тяжёлые болезни, но выстояли благодаря поддержке друг друга.
– Кто у вас в семье глава?
– Так вопрос не стоит, мы оба главные (смеётся).
– Несколько лет назад я спросила, с кем из известных людей прошлого вы бы хотели встретиться и поговорить. «С Петром Первым», – ответили вы. Сегодня приоритеты изменились?
– Прочитав много исторических исследований, пришёл к выводу: Пётр, конечно, был великим императором, много сделавшим для России, но были в период его правления и большие перегибы, поэтому сегодня, если бы это было возможно, я бы лучше поговорил с Екатериной Великой и спросил бы у неё: как даме удалось совершить такое важное государственное дело, как объединение южных земель империи?
– Не люблю слово «хобби», но спрошу: оно у вас имеется?
– С начала восьмидесятых занимаюсь пчеловодством, есть своя пасека, без ложной скромности скажу – мёд у меня один из лучших в Крыму.
– Спортом увлекаетесь?
– Да не особо, правда, очень много хожу, поддерживаю форму, более тридцати лет не курю. Жена мне часто говорит: «Серёжа, на тебе всё держится, ты за здоровьем смотри!». Считаю, что мужчина не должен быть полным (ну, если у него, конечно, нет болезней, связанных с изменением гормонального фона).
– Есть ли в жизни поступки, за которые стыдно?
– Да, есть один.
– Расскажете?
– Никогда!
– А если, как в известной передаче «Секрет на миллион», вам предложат за него кругленькую сумму?
– И тогда нет. А миллион я и сам заработаю.
– Один мудрец как-то сказал: «Наша жизнь – это коробка конфет. Первую половину мы съедаем быстро, а вторую растягиваем, смакуем, понимая, что их уже мало осталось». Вы свою жизнь «смакуете»?
– Я люблю жизнь во всех её проявлениях: у меня интересная работа, прекрасная семья, много планов. Не страдаю гордыней, которую считаю одним из главных человеческих пороков. Я скажу, может, и несколько пафосно, но в Крыму многое получается, потому что наши руководители тоже не страдают гордыней, поэтому люди им доверяют.
А что касается «коробки конфет», то хотелось бы, чтобы их осталось ещё много, чтобы осуществить всё задуманное.
Интервью взяла Светлана Кирьянова
Фото В. Гусева и из семейного альбома С. Цекова
Источник: «Крымские известия» от 10.02.2025