В настоящее время мы стали все больше и больше говорить о необходимости более системной и содержательной воспитательной работы с нашими детьми. Под детьми в данном случае, конечно, понимается вся наша учащаяся, да и работающая молодежь. Создаются разнообразные формы воспитательной работы как в школах, так и на уровне организаций дополнительного образования. Из министерств и ведомств поступают рекомендации, указания, поручения о проведении тех или иных воспитательных мероприятий. И что тут скрывать, часто в ответ на эти указания проводятся мероприятия, которые лишены не только воспитательного потенциала, но и здравого смысла.
Однако, для педагога, воспитателя, родителя понятно, что работа с детьми и молодежью, проводимая для «галочки» в отчете школы, колледжа или вуза бессмысленна. Такая работа формальна, не затрагивает внутренние сферы молодого человека и вызывает у него только раздражение и отчуждение.
К сожалению, во многих случаях, о которых мы знаем из СМИ, современная школа демонстрирует неспособность воспитать человека и гражданина, а только лишь репродуцирует учебный материал, необходимый учащимся для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Образование, понимаемое как услуга, образование, лишенное наставничества, часто вообще отвращает юношу или девушку от учения.
Ведь не только в учении состоит смысл системы образования в нашей стране. Можно стать прекрасным математиком, разбираться в химии и физике, быть отличным врачом, однако, без сформированного мировоззрения, духовно-нравственного стержня, без любви к своему Отечеству, можно в одночасье очутиться в кругу профессиональных мерзавцев и циников, которые даже не задумаются о выборе между человечностью и наживой.
Конечно, это крайность. Однако давайте спросим сами себя, все ли у нас в системе воспитания (в широком смысле этого слова) наших детей хорошо? Устраивает ли нас существующее положение вещей?
Идя в школу, часто ребенок надевает на себя костюм своей очередной вынужденной роли в социальном спектакле. Может ли он открыто говорить о своих проблемах и переживаниях, проявляет ли активно свою инициативу? Например, если подросток сделал домашнее задание, а другие нет, то он, скорее всего, тихонько сидит, чтоб не выдать перед коллективом своего знания, не стать «белой вороной». Учитель-то поставит ему «пятерку», а вот как классный коллектив отнесется к выставленной остальным колонке двоек – вопрос, имеющий однозначный ответ.
Сформирует ли школа в наших детях образ целостного, но многогранного мира? Алгебра и геометрия, физика, химия, биология, литература, история, география. Согласовывают ли учителя между собой темы и разделы уроков, домашние задания так, чтоб ребенок уловил связи, почувствовал глубину и взаимопроникновение материального и нематериального миров? Вероятно, не каждая школа может похвастать глубиной методической проработки учебного процесса.
Но такие недостатки в той или иной степени были всегда: и в Российской Империи, и в советской школе, остались они и у нас в современной России.
Тем не менее, сидеть сложа руки и фиксировать статистические показания приборов – не наш метод. Нам необходимо найти актуальные формы и средства, выстроить механизм компенсации указанных упущений.
И в этой части российским педагогическим и научным сообществом сделано немало. Активно развиваются внеурочные, внеклассные формы работы с подростками и молодежью. Создаются сотни общественных организаций, в стране начинают работу тысячи подростковых и молодежных клубов.
Эта положительная тенденция позволяет дополнить классно-урочную модель работы новыми смыслами, дает ребенку возможность вдохнуть свежий студеный воздух нового и интересного, но такого близкого и родного. Ведь изучение России в многогранности ее природы, истории, культуры, вне формального учебного процесса, вызывает у молодого человека постоянную потребность созидать, развивать, сохранять, а в целом – любить свое Отечество.
Отмечу, что в Республике Крым с 2017 года новой формой работы с ребятами в сфере историко-культурного, военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания и обучения стала «Юнармия». Изначально развиваясь в полуподвальных, неприспособленных помещениях патриотических клубов, юнармейское движение уже к 2018 -2019 году вошло почти в каждую школу. Произошло это не по мановению волшебной палочки, забытой Гарри Поттером, и процесс этот, конечно, еще не закончен. Да и в принципе закончен быть не может, поскольку работа с молодежью – это нескончаемая борьба за сохранение нашего традиционного мировоззрения, сохранения любви к своей Родине, сохранения той самой российской, а в глобальном плане русской культурной идентичности, о которой все слышали, но никто не трогал руками.
Клубная работа до 2017 года, а если посмотреть глубже, еще в период украинской оккупации нашей республики имела почти «диссидентские» формы. Отдельные активисты, педагоги, отставные военные формировали вокруг себя островки патриотической работы. Естественно, кто как видел, кто как понимал, и кто как мог, так и проводил работу.
С возвращением на Родину, в Россию, основным запросом родительского сообщества стала необходимость системной, глубокой, содержательной и интересной работы с детьми и молодежью. При этом, как взрослые люди, понимающие все угрозы и вызовы современности, мы осознаем, что без знания молодым человеком истории и культуры своего Отечества воспитать получится только среднестатистического человека потребления. Без понимания роли вооруженных сил в сохранении страны и сбережении ее народа немыслимо дальнейшее развитие и процветание. Без осознания многообразия профессий и своего места в будущей профессиональной жизни невозможно сформировать счастливого человека. Без ярких примеров выдающихся наших соотечественников сложно, а подчас и невозможно, сформировать характер, стержень молодого человека.
Обобщив все эти задачи и придя к выводу, что Республике Крым нужна единая воспитательная модель патриотического воспитания и просвещения, сформировалось, структурировалось и продолжает развиваться массовое юнармейское движение.
Основной целью движения как раз и является формирование патриотического мировоззрения у нашей молодежи, глубокое и всестороннее понимание исторических и общественных процессов, гармоничное развитие интеллектуальных и физических способностей, обеспечение духовно-нравственного самосовершенствования, основанного на традициях нашей страны.
Переходя к механизмам реализации поставленной цели, необходимо отметить, что развитие системы патриотического воспитания неразрывно должно быть связано с устоявшимися формами обучения. Поэтому включение юнармейской воспитательной модели в систему общего среднего образования, а точнее будет сказать, обеспечение работы юнармейского движения на фундаменте и организационной структуре школы, не только позволило придать импульс системной патриотической работе, но и создало предпосылки формирования в школах новых патриотических практик.
В 2018 году после серии консультаций с педагогами-новаторами, научным педагогическим сообществом республики были разработаны примерные образовательные программы дополнительного образования военно-патриотического кружка «Юнармия» для учащихся школ Республики Крым.
Данные примерные программы, стали реальной опорой для развития внеучебной патриотической работы с детьми и молодежью. Рассчитанные на несколько возрастных групп, обладающие разноплановым содержанием, и набором практик, данные методические материалы обеспечили появление разнообразных форм юнармейских отрядов и кружков, соблюдая при этом целостность предложенной модели.
Базисом развития массовых форм патриотического воспитания в системе школьного обучения стал ряд поручений главы Республики Крым, а впоследствии и институциональный нормативный акт – распоряжение Совета министров Республики Крым о содействии развитию юнармейского движения в регионе.
В 2019 году, наша республика отмечала 5-летие Воссоединения Крыма с Россией. Дети, которым в этом году исполнилось 15-17 лет, вполне осознанно видели и понимали, что происходило тогда, в 2014 году, и именно они стали стержнем развивающегося юнармейского патриотического детско-юношеского движения. Поэтому, в пятилетний юбилей Крымской весны был организован беспрецедентный по своему размаху и содержанию Смотр юнармейских отрядов и кадетских классов Республики Крым «Юнармия. Мы – дети Крымской весны!». В унисон торжественной церемонии этогособытия, отмечавшегося в столице Крыма, по всей республике в члены движения было принято более двух тысяч детей.
Именно с этого момента мы можем смело говорить о том, что наши идеи и первые начинания наконец оформились в инновационную модель патриотического воспитания для всей республики.
Отдельно стоит отметить хорошо зарекомендовавшую себя форму поддержки патриотического движения – попечительский совет.
Созданный по инициативе Шеремета М.С. (командира народного ополчения республики в период событий 2014 года, а в настоящее время депутата Государственной думы России), попечительский совет стал серьезной дискуссионной площадкой, а также своеобразным локомотивом развития движения в регионе. Благодаря участию в его работе людей, активно вовлеченных в патриотическую работу, таких как Цеков С.П., председатель Русской общины Крыма, член Совета Федерации России, Тарасов С.И., руководитель Союза ветеранов Афганистана и других локальных войн, депутат Госсовета Крыма; Шувалов А.А., председатель крымского отделения Всероссийской организации «Инвалиды войны», депутат Госсовета Крыма; Иловченко В.Я., атаман Крымского окружного казачьего общества и многих других ярких и небезразличных людей. Юнармия республики получила надежный тыл и поддержку.
На муниципальном уровне, помимо развития юнармейского компонента в школах и центрах дополнительного образования детей, руководством администраций совместно с общественностью в течение 2018-2019 года создавались местные штабы Юнармии, принимались планы патриотической работы. В некоторых муниципальных образованиях были выделены серьезные средства для поддержки патриотической работы с детьми и молодежью.
К началу 2020 года Крым имеет уже достаточно серьезный задел для совершенствования и наращивания темпов работы в рамках юнармейского движения. Более 7000 детей вовлечены в Юнармию, из 25 муниципалитетов в 23 созданы юнармейские общественные штабы, сформировано более 200 детско-юношеских юнармейских отрядов и кружков. Регулярно с 2019 года Крымским региональным институтом постдипломного педагогического образования организуются семинары и курсы повышения квалификации для педагогических работников, занимающихся с юнармейцами.
Отдельно необходимо отметить, что крымский опыт не имеет аналогов в России в части системного развития юнармейского движения, как основного базового инструмента патриотической работы с учащейся школьной молодежью на базе общеобразовательных организаций.
Костылев Евгений Анатольевич,
доклад на семинаре-совещании по развитию патриотического воспитания и содействию развитию юнармейского движения в Республике Крым. г. Симферополь, МБОУ «СОШ №18», 15 января 2020 г.