Интервью с лидером движения «Русское единство» Сергеем Аксёновым
События на Украине, а вместе с ней в крымской автономии, в развиваются стремительно: одно за другим следуют политические решения, определяющие судьбу страны и её народ на годы, а то и десятилетия. Разобраться в этом мелькании событий непросто. Мы попросили прокомментировать некоторые из них лидера Всекрымского движения «Русское единство» Сергея Аксёнова.
— Сергей Валерьевич! Сравнительно недавно было заключено российско-украинское соглашение о продлении аренды Черноморского флота, контакты и договоренности между лидерами двух государств сыплются как из рога изобилия. Не пора ли распускать Вашу организацию, поскольку цели, ради которых она создавалась, выполнены или будут выполнены в ближайшее время?
— Не всё так замечательно, как вы говорите, хотя прогресс в отношениях между двумя соседними странами, между двумя братскими народами, конечно, есть. И это радует. Но расслабляться не следует, поскольку достигнутые результаты – итог многолетней политической борьбы за права русских граждан Украины, за достойное положение русской культуры, русского языка. Новая власть, которую мы поддержали именно потому, что она заявляла о готовности идти навстречу нашим интересам, выполняет взятые на себя обязательства. Но эта борьба далеко не закончена, по многим моментам она ещё и не дала конкретных результатов. Хотя налаживание дружеских отношений с Российской Федерацией вселяет оптимизм. Мы поддерживаем эти действия центральной власти, но должны быть всегда готовы отстаивать свои завоевания – а на них есть кому покуситься, а также –если понадобится – оказывать давление на власть, чтобы не сбивалась с верно выбранного пути. Вот поэтому ваше предложение о роспуске «Русского единства», мягко говоря, преждевременное.
— Но всё-таки, согласитесь, что при таком курсе возрастает опасность раствориться в тени власти.
— Возможно. Но это в том случае, когда на теме дружбы с Россией, защиты русских намерены просто пиариться. Таким пиарщикам действительно становится сложнее. А мы намерены работать во благо наших сограждан. В этом деле никакой угрозы нахождения в тени не существует. Работы много. На наш век точно хватит.
— Это вы – о программе «Подъём Крыма»?
— Именно. Ведь если мы даже восстановим все гуманитарные права крымчан, до чего ещё очень далеко, но при этом они будут влачить жалкое материальное существование, а наш регион останется на обочине экономического развития, едва ли это можно будет считать достижением нашей цели. Именно поэтому я делаю акцент на нашу социально-экономическую программу. «Подъём Крыма» это, если хотите, лифт, на котором крымчане должны въехать в XXI век. А без этого мы и свои гуманитарные проблемы не решим.
— Речь идёт о всех крымчанах, ли о русских, живущих в Крыму?
— Ну как вы себе представляете подъём Крыма только для русских? Просто на нас, русских Крыма, лежит более весомая мера ответственности за будущее нашего полуострова: нас даже численно больше, а русская культура в Крыму превалирует. Ну вот, хотя бы, мы с вами разговариваем на русском языке, а читатели вашей газеты, насколько я знаю, люди разных национальностей.
— Кстати, если уж речь зашла о национальном вопросе. Недавно вы выразили сочувствие крымскотатарскому народу в связи с очередной годовщиной депортации. Насколько мне известно, это вызвало неоднозначную реакцию у ваших единомышленников.
— Действительно, подобные заявления вызывают пока непонимание, иногда даже недоумение и неприятие. Но я выразил своё отношение к факту принудительного выселения целого народа: когда были наказаны женщины, дети, причём – за преступления, которые они не совершали. Я не за всепрощенчество. Если будут выявлены лица, виновные в сотрудничестве с оккупантами, участвовавшие в карательных акциях и уклонившиеся от ответственности, пусть прошло столько времени, я первых буду добиваться суда над ними и самого сурового наказания. Но пусть наказание будет индивидуальным, как и вина. Коллективной может быть только безответственность.
Что же касается тех крымских татар, которые живут рядом с нами, которые тоже являются крымчанами, я не вижу никакого смысла выстраивать отношения с ними по конфронтационной модели. Зачем такая конфронтация нужна тому же меджлису, понятно. Там на ней политический капитал зарабатывают. И – не только политический. А мы в ней не нуждаемся. Мы стремимся объединять людей, а не работать на их разобщение. Потому как уверены, что правда – на нашей стороне. Честные и порядочные люди любой национальности – наши союзники. А вот те, кто профессионально сеет национальную рознь – с ними нам не по пути.
Что же касается тех крымских татар, которые живут рядом с нами, которые тоже являются крымчанами, я не вижу никакого смысла выстраивать отношения с ними по конфронтационной модели. Зачем такая конфронтация нужна тому же меджлису, понятно. Там на ней политический капитал зарабатывают. И – не только политический. А мы в ней не нуждаемся. Мы стремимся объединять людей, а не работать на их разобщение. Потому как уверены, что правда – на нашей стороне. Честные и порядочные люди любой национальности – наши союзники. А вот те, кто профессионально сеет национальную рознь – с ними нам не по пути.
Ну а если некоторые наши люди считают, что будущее Крыма – в межэтническом противостоянии, в балансировании на грани конфликта – будем переубеждать. Терпеливо, аргументировано, настойчиво. Нам необходим не просто межэтнический мир, а максимально полное межэтническое взаимопонимание и доверие. При этом для нас важно и соблюдение такого принципа как равенство всех перед Законом – независимо от национальности. Вот этого мы будем от власти добиваться всеми доступными средствами.
— Если уж о союзниках – народные депутаты от Партии регионов проголосовали за проведение на территории Крыма американо-украинских учений «Си бриз». Как вы к этому относитесь? Будете ли поддерживать своих политических союзников в этом вопросе?
— Вот по этому вопросу мы с «регионалами» жестко расходимся! Я – категорический противник проведения таких учений в Крыму. Это решение выглядит как-то непоследовательно и даже провокационно. Ведь отношение крымчан к таким учениям давно известно и оно не меняется. А при любом выборе: с крымчанами мы или с Партией регионов, мы всегда будем выбирать сторону крымчан. Это – наша твёрдая позиция. Будем активно противодействовать проведению этих учений.
— Не повредит ли пребыванию у власти вашей политической силы?
— Нахождение у власти для нас не цель. Это – средство для решения наших программных установок. Вот в чём наш приоритет и именно следование ему для нашего движения является первоочередным. Мы пришли в политику чтобы работать в интересах крымчан. И мы заставим власть, какого бы она ни была цвета, считаться с позицией Крыма по всем вопросам как внутренней, так и внешней политики.
Олег Иванов
Интервью предоставлено пресс-службой «Русского единства»