2 (13) мая 1783 года в Ахтиарскую бухту г. Севастополя прибыла эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф. А. Клокачева. Эта дата считается официальной датой основания Черноморского флота России.
Во второй половине 18 века Россия совершила грандиозный геополитический прорыв к южным морям – Чёрному и Азовскому. Отвоевав у Османской империи стратегически важные территории в Северном Причерноморье и включив в свой состав Крым, Российская империя твёрдо обосновалась на Чёрном море, переставшем быть внутренним морем Османской империи – зоной её безраздельного господства.
Для защиты отвоеванных у Турции земель и обеспечения судоходства на Чёрном море Россия нуждалась в сильном флоте. Ещё во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов на основе Азовской флотилии была создана Черноморская эскадра, которая базировалась в Керчи. Однако задача создания на базе этой эскадры Черноморского флота была столь сложна, что Черноморский флот появился у России только через десять лет после создания Черноморской эскадры. На пути к основанию Россией военного флота на Чёрном море стояли как минимум две преграды.
Во-первых, Россия не имела собственной кораблестроительной базы на Чёрном и Азовском морях. Попытки перебазировать в Чёрное море военные корабли российского Балтийского флота решительно пресекались Османской империей. Так, в 1777 году из Балтийского моря в Чёрное были направлены 6 фрегатов. Однако, турки не пропустили их через проливы, и они вернулись в Кронштадт.
Второй проблемой, которую предстояло решить российскому государству для создания Черноморского флота, была проблема базирования флота. Город Керчь не мог стать основной базой Черноморского флота России в силу его удалённости от западного побережья Крыма, и в целом – от северо-западного побережья Чёрного моря. Именно этот стратегически важный район был зоной особого внимания Турции, чей флот постоянно крейсировал у берегов Крыма и Северного Причерноморья.
Екатерина II, опираясь на помощь талантливых управленцев и военачальников, которыми она себя окружила, внесла решающий вклад в развитие военно-морской инфраструктуры Российской империи на Чёрном море. Один из первых шагов в этом направлении был сделан в 1778 году. По указу Екатерины II вблизи Александровской крепости, в 30 км от устья Днепра, был основан город и порт Херсон, ставший первой базой русского кораблестроения на юге. Главным строителем Херсона был назначен генерал И.А. Ганнибал, дядя матери А.С. Пушкина. Под его руководством на Херсонской верфи был заложен и спущен на воду первый корабль Черноморского флота – 66-пушечный линейный фрегат «Слава Екатерины».
Второй судостроительной базой на юге России впоследствии стал город Святого Николая (Николаев), созданный по указанию генерал-губернатора Новороссийского края князя Г.А. Потёмкина в 1789 году.
Поначалу строительство кораблей шло медленно из-за больших трудностей с доставкой леса, нехватки мастеровых и плохих условий труда. Положение значительно поправилось, когда в Херсон в августе 1783 года прибыли 700 матросов и 3 тыс. мастеровых во главе с капитаном 2 ранга Ф. Ф. Ушаковым. Начиная с 1787 года Херсонская верфь стала ежегодно спускать на воду по два крупнотоннажных линейных корабля. Интенсивно строились фрегаты и более мелкие военные и коммерческие суда.
Линейные корабли и фрегаты являлись в тот период ключевыми звеньями военных флотов передовых государств Европы и Азии. Это были трёхмачтовые парусные суда. Линейные корабли имели на вооружении от 60 до 130 пушек и до 800 человек экипажа. Фрегаты имели на вооружении до 60 орудий.
Решение о создании Черноморского флота было принято Екатериной Великой ещё до включения Крыма в состав России, в конце 1782 года, а 11 (22) января 1783 года императрицей был издан указ, согласно которому командующим флотом, «заводимым … на Чёрном и Азовском морях», был назначен вице-адмирал Ф.А. Клокачёв – один из героев Чесменского сражения.
После присоединения Крыма к России у российского руководства появилась возможность для основания в Крыму узловой базы Черноморского флота. В ходе длительных поисков удобного места для базирования главных сил флота, выбор российских властей пал на Ахтиарскую бухту, расположенную на юго-западном берегу Крымского полуострова, у развалин древнего Херсонеса. На ее северном берегу, в балке, впоследствии названной Сухарной, находилась небольшая татарская деревня Ак-Яр (Ахт-Яр). Отсюда – название бухты. Впервые она была обследована еще в 1773 году прибывшей сюда из Балаклавы «описной партией» под командованием штурмана Ивана Батурина. На большие удобства бухты для базирования флота и строительства города-крепости обратил внимание великий русский полководец А. В. Суворов, командовавший русскими войсками в Крыму. «Подобной гавани, – писал он, – не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдётся, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли». А.В. Суворов, возводивший вдоль крымского побережья линию оборонительных сооружений, инициировал строительство укреплений на берегу Ахтиарской бухты. Это заставило турецкую эскадру, находившуюся в гавани вопреки условиям мирного договора с Россией, поспешно уйти в море. «За вытеснение турецкого флота из Ахтиарской бухты» Екатерина II послала генерал-поручику Суворову золотую табакерку.
Осенью 1782 г. на зимовку в Ахтиарскую гавань пришли первые русские фрегаты «Храбрый» и «Осторожный». Здесь они оказались надежно защищенными от бурь и штормов. И наконец, 2 (13) мая 1783 года в Ахтиарскую бухту прибыла эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф. А. Клокачева. Эта дата считается официальной датой основания Черноморского флота России. Начиная с этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом. 7 мая в бухту вошли 11 судов Днепровской флотилии.
Таким образом, Черноморский флот России был создан на основе Азовской и Днепровской флотилий. Ссылаясь на факт участия Днепровской флотилии в формировании Черноморского флота, современный украинский историк В. Сергийчук делает потрясающий вывод. Оказывается, Черноморский флот был основан запорожскими казаками. «Запорожцы как основатели Черноморского флота» – так называется один из разделов книги В. Сергийчука «Украинский Крым». Свой «революционный» вывод украинский историк подкрепляет выдержкой из реляции, вышедшей из-под пера светлейшего князя Потёмкина. В этом документе говорится о том, что в состав Черноморского флота входили «200 меньших гребных судов, в каждом по 60 запорожцев». Логика железная. В развитие этого вывода нам остаётся только предположить, что блистательные победы в морских сражениях с Турцией России удалось одержать только благодаря несокрушимой мощи мелких гребных судов запорожцев. Точно как в пословице: «Польское войско Берлин брало, Русское войско помогало».
Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей Черноморского флота России. В мае 1783 года вместо вице-адмирала Ф. А. Клокачева, убывшего в Херсон, чтобы принять руководство всей «черноморской портовой администрацией», в командование эскадрой вступил контр-адмирал Ф. Ф. Мекензи. Название «Мекензиевы горы» носит теперь возвышенность под Севастополем, где стоял дом контр-адмирала. Флаг-капитаном (начальником штаба эскадры) стал молодой лейтенант Д. Н. Сенявин, впоследствии выдающийся русский флотоводец. Он фактически руководил всеми работами по строительству главной военно-морской базы и города.
3 июня 1783 года матросы и солдаты под руководством Д. Н. Сенявина заложили первые четыре каменных здания нового города: часовню, дом адмирала, пристань и кузницу. Этот день считается датой основания порта и города, хотя указ Екатерины II о строительстве здесь военного порта, крепости и города был издан несколько позже – 10 февраля 1784 года.
Город получил название Севастополь («Величественный город», или «Город, достойный славы»). Этот город и базирующийся в нём флот стали гарантом безопасности южных рубежей Российского государства, Южным форпостом России.
В конце 80-х годов XVIII века Черноморский флот России насчитывал 35 крупных кораблей, в том числе – 5 линейных и 19 фрегатов.
Игорь Евтюшкин