Стенограмма выступления первого заместителя Председателя Верховного Совета АР Крым, сопредседателя Всекрымского движения «Русское единство» Цекова С.П. на заседании Центра законодательных инициатив в Верховном Совете АР Крым
В Верховном Совете Крыма состоялось заседание Центра законодательных инициатив, на котором обсуждались вопросы, связанные с принятием законов Украины, касающихся Автономной Республики Крым. На заседании выступил первый вице-спикер крымского парламента, сопредседатель Всекрымского движения «Русское единство» Сергей Цеков. Своё выступление он посвятил анализу наиболее болезненных вопросов, связанных с нарушением прав и полномочий крымской автономии. Речь идёт о т.н. «поправке Зайца» в Конституции автономии и о рассогласовании принимаемых украинским парламентом законов с правами и полномочиями Автономной Республики Крым. Это касается, в частности, готовящегося к принятию Закона Украины о Совете министров Крыма и ряда других законов, проекты которых, как правило, разрабатываются без учёта положений Конституции АРК. Приводим текст выступления Сергея Цекова на заседании Центра законодательных инициатив.
Пресс-служба Русской общины Крыма
Цеков С.П.: Собственно говоря, ситуация вокруг Крыма разворачивается довольно интересная. Думаю, все отслеживают, знают заявления, которые делаются по Крыму. Очень много в последнее время говорится о том, что Крыму — особое внимание, что нужно принять особые законы по Крыму. Новое правительство Крыма инициирует принятие закона о Совете министров Крыма. С одной стороны, это вроде-бы хорошо по заявлениям, а, с другой стороны, лично меня, товарищей моих по Верховному Совету, эта ситуация очень беспокоит. Почему беспокоит? Потому что в Конституции Автономной Республики Крым прописана следующая норма принятия Конституции автономии и внесения поправок, изменений в неё — Верховный Совет Крыма вносит поправки и эти поправки или изменения утверждаются Верховным Советом Украины. А что касается законов, которые могут быть приняты по Крыму Верховным Советом Украины, то в данном случае никакого согласия фактически от нас не требуется. То есть, кто-то вносит закон в Верховный Совет Украины, в этот закон, кроме всего прочего, вносятся поправки, и в результате этих поправок или в целом закона полномочия Автономной Республики Крым могут быть существенно ограничены. Я не хочу сказать, что кто-то там специально это делает. Ну, собственно говоря, есть благие пожелания, может быть, действительно сделать для Крыма нечто большее и так далее. Но если такой порядок будет, то это может быть сделано в силу того, что недосмотрели, недоглядели. Такой расклад политических сил сегодня в Верховном Совете Украины… Я к чему это все говорю? Я считаю, что одним из главных нормативно-правовых актов или одним из главных законов, который должен представить наш Центр законодательных инициатив, должен быть закон о порядке принятия законов Украины, касающихся Автономной Республики Крым, касающихся полномочий Автономной Республики Крым. То есть, если это закон о Крыме, как, допустим, закон о Совете министров Крыма, то формула его принятия должна быть такой, как принятие Конституции Автономной Республики Крым. То есть, мы обсуждаем в Верховном Совете Крыма, принимаем его в целом, он вносится в Верховный Совет Украины и, если Верховный Совет Украины с чем-то не согласен, он должен проект изменений обязательно с нами согласовать. То есть, здесь должна быть процедура обоюдного согласия. То же самое касается и закона, который будет разработан Кабинетом Министров Украины, например — закона о приоритетном развитии Крыма. Этот закон также обязательно должен поступить в Верховный Совет Крыма, точно так же мы должны его обсудить, и либо принять без поправок, либо внести поправки, а потом отправить в Верховный Совет Украины, и Верховный Совет Украины может принять его в целом; либо, если с чем-то не согласен, вносит предложение, мы опять-таки, соглашаемся или не соглашаемся с этими изменениями и дополнениями. Я вообще считаю, что практически все законы Украины, которые в той или иной степени касаются полномочий Автономной Республики Крым, заложенных в Конституции Автономной Республики Крым, должны согласовываться с нами. Вот последняя ситуация: принятие закона о выборах в местные органы власти. Ведь этот закон совершенно не учитывает специфику Крыма! Ведь нас не спросили даже о том — надо, не надо, а может быть, для Крыма должна быть полностью мажоритарная избирательная система, или, допустим, пропорциональная избирательная система, а может быть, в Крыму можно разрешить блоки и т.д. Я для чего это говорю? Понимаете, в Конституции Украины очень много записано хорошего. Очень много записано и в других законах, которые принимались Верховным Советом Украины — законе о национальных меньшинствах или в декларации о национальных меньшинствах — где давались гарантии, что права меньшинств будут соблюдаться… я не одни раз заявлял, что, как русский человек, я не считаю, что русские являются национальным меньшинством на Украине, мы — государствообразующая нация, говорили об этом и будем говорить, в результате оно так и будет со временем, сегодня мы просто период такой переживаем. Но, тем не менее, скажите, — а какие гарантии для русских и русскокультурных крымчан есть в этом законе о выборах? Какие гарантии есть для крымских татар? Возникает вопрос: а как они будут представлены в Верховном Совете Крыма и в местных органах власти? Вы подумайте над тем, что принимается формула о том, что избирательная комиссия формируется на основе тех партий, которые представлены в Верховном Совете Украины. Почему в Верховном Совете Украины, а не в Верховном Совете Крыма? Ведь в Верховном Совете Крыма совсем иной расклад. Я понимаю, что здесь ряд политических сил могут говорить: нет, все нормально, нас это устраивает… По большому счету, мы не должны исходить из того, что устраивает нас, потому что в данный момент мы имеем возможности. Но сегодня эти возможности есть, а завтра всё может измениться, и тогда этот закон по нам же и ударит. Поэтому, на мой взгляд (закончу свое выступление тем, с чего начал), самое главное для нас — это закон о порядке принятия законов Верховного Совета Украины по Крыму и касающихся Крыма. То есть, мы должны предложить, а вот что из этого выйдет — посмотрим… Я скажу, не могу полностью согласиться с тем, что говорят: есть мощная сила, которая может нас поддержать. Дай Бог… В принципе, в это верить хочется, но я хочу заметить, что при обсуждении поправки Зайца так называемой, которую, считаю, однозначно нужно отменять (она перечеркивает очень многое, хотя, понятно, есть соответствующие нормы, заложенные в Конституции Украины, но не такие, как поправка Зайца), так мы главными оппонентами получили кого? Мы получили своих коллег и своих товарищей… Вот Вадим Васильевич Колесниченко, которого я считаю своим товарищем, и дальше будем дружить… но я категорически не согласен с его заявлением, которое он сделал по поправке Зайца. Он заявил о том, что ее не надо отменять. Видите ли, в этом случае произойдут какие-то там конфликты, а Украина — унитарное государство. Украина — унитарное государство, но в этом унитарном государстве есть Автономная Республика Крым. И наша задача, задача Центра законодательных инициатив, — безусловно в своей работе учитывать именно это: мы — автономная республика, у нас есть права, есть Конституция, мы обязаны ее соблюдать. В частности, я хочу заметить, что в Конституции Украины нормативно-правовые акты должны соответствовать только Конституции Украины и законам Украины, и фактически не упоминается Конституция Автономной Республики Крым. Хотя Конституция Автономной Республики Крым утверждена законом, можно ссылаться на это. Спасибо.
г. Симферополь, 7.07.2010