В российской истории множество имен, упоминаемых с особым уважением и почитанием, людей, чьи идеи, поступки и жизненный путь служат вдохновляющим примером, побуждают думать и действовать. К ним в полной мере можно отнести имя Николая Яковлевича Данилевского – выдающегося русского ученого и мыслителя, 198 годовщину со дня рождения которого мы отмечаем в эти дни.
Н.Я. Данилевский родился 10 декабря (по новому стилю) 1822 года в селе Оберец Ливенского уезда Орловской губернии. Отец его Яков Иванович, был участником войны 1812 года, отличился в боях и был отмечен наградами и чинами. Мать – Дарья Ивановна, была центром притяжения всей семьи. Николай Яковлевич сохранял к ней до самого конца самые нежные чувства.
Отец считал необходимым дать сыну хорошее образование. Николай Яковлевич в юности учился в частных пансионах в Дерпте и в Москве. В 1836 году Николай успешно сдал приемные экзамены в Царскосельский лицей. В лицее Николай Данилевский был одним из самых способных учеников, считался самым талантливым и разносторонне образованным, обладавшим ясным логическим мышлением и поражавший всех отменной памятью лицеистом. Учение давалось легко. В частности, он преуспевал в изучении иностранных языков: немецкого, французского и английского.
По окончанию в 1843 году лицея, Николай Яковлевич поступает вольнослушателем по естестественным наукам на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В течение 1848-1849 гг. он подготовил и защитил магистерскую диссертацию. Научные интересы Николая Яковлевича выходили далеко за пределы его специальности. П.П. Семёнов-Тян-Шанский хорошо знавший Данилевского впоследствии вспоминал: «Данилевский обладал огромной эрудицией: перечитали мы вместе с ним, кроме книг, относившихся к нашей специальности-естествознанию, целую массу книг из области истории, социологии и политической экономии, между прочим, все лучшие тогда сочинения о французской революции и оригинальные изложения всех социалистических учений (Фурье, Сен-Симона, Оуэна и т.д.)». Еще будучи студентом Николай Яковлевич начинает публиковаться в ведущих «толстых» петербургских журналах.
В 1849 году Н.Я. Данилевский был арестован по делу Петрашевского (по этому же делу проходил и Ф.М. Достоевский). В ходе следствия Николай Яковлевич вел себя безукоризненно, никого не оговорив и не предав. Поскольку, следствию не удалось найти состава преступления, он был освобожден и выслан в Вологду на службу, но без права покидать этот город.
В 1852 году Данилевского перевели в Самарскую губернию, а в 1853 году «высочайшим указом», направлен в ученую экспедицию под началом К.М. Бэра, по исследованию рыболовства на Волге и Каспийском море. В течение 18 лет Данилевский блистательно проявил себя в области ихтиологии, участвуя во множестве экспедиций, как исследователь и руководитель. Он исследовал рыбные запасы в реках Волга и Урал, в Каспийском, Черном и Азовском морях, в дельте Кубани, в Белом море и в водах Архангельской губернии, Псковском и Чудском озерах, т.е практически в большинстве водоемов в европейской части России.
Во время плавания по Каспийскому морю, члены экспедиции, в том числе и Н.Я. Данилевский, посетили селение Ново-Петровск на полуострове Мангышлак, где в то время находился в ссылке рядовой Т.Г. Шевченко, «встретивший теплое участливое отношение со стороны экспедиции». Современным украинским политикам надо было бы знать и помнить, что русские люди лояльно относились к «солнцу» украинской поэзии.
В 1856 году, в день коронации нового императора Александра II, секретным распоряжением Данилевский был освобожден от полицейского надзора. Начиналось время реформ и преобразований.
Николай Яковлевич регулярно выступает с научными отчетами, статьями и монографиями по ихтиологии в которых он выступает не только как естествоиспытатель, но и как социолог, юрист, экономист, эколог. Все статьи обнаруживают фундаментальное знание и понимание материала, научных данных, их тщательное обдумывание, системное и логически обоснованное изложение, хорошим литературным языком.
Важнейшим трудом Н. Я. Данилевского является книга «Россия и Европа», первоначально опубликованная в журнале «Заря». Отдельным изданием этот труд выходил в 1871 г, в 1885 и в 1887 гг.
На данный момент Данилевский заслуженно признан классиком русской геополитики, оказавшим сильное влияние, к примеру, на евразийскую геополитическую школу. Наряду с Освальдом Шпенглером он признан основателем цивилизационного подхода к пониманию истории. Также ему принадлежат небольшие, но бесспорные заслуги в области естествознания и народного хозяйства
Собственно, ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всем мире, является цикличность цивилизационного процесса. В отличие от Тойнби и Шпенглера, Данилевский не сосредотачивает своего внимания на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков.
Занимающие значительную часть книги Данилевского рассуждения об упадке Европы и об отличительных особенностях России (православие, община и т. п.) вообще не представляют ничего нового сравнительно с тем, что было высказано прежними славянофилами. Более оригинальны для того времени, когда появилась книга, политические взгляды Данилевского, которые он резюмирует в следующих словах: «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны».
В советское время отношение к наследию и личности Н.Я. Данилевского было крайне отрицательным. В справочных изданиях 20-х – 50-х годов ХХ века Н.Я. Данилевский характеризуется, в основном, как реакционный мыслитель, идеолог национализма, шовинизма, панславизма и даже империализма. Так, в первом издании БСЭ (Большая Советская энциклопедия) 1936 г., Данилевский предстает идеологом «реакционного великодержавного национализма», отразившим в своей книге «классовое мировоззрение российских крепостников-дворян пореформенной эпохи, ужас их перед надвигающейся буржуазно-демократической революцией».
В 60-80-е годы сохранялось, в общем, негативное отношение к философскому наследию Николая Яковлевича, хотя облеченное в более мягкие или нейтральные формы. Изменение произошло со второй половины 80-х и, особенно, в 90-е годы, когда стали появляться работы, посвященные научному наследию Н.Я. Данилевского. Профессор А.П. Дубнов в предисловии к книге О Шпенглера «Закат Европы» писал: «Н.Я. Данилевский получил признание через сто с лишним лет, и теперь он признанный предшественник Шпенглера, Тойнби и Сорокина, а его вклад мировую философию истории и культурологию считаются неоспоримым».
Открытый и обоснованный русским ученым Н.Я. Данилевским цивилизационный подход, призван заполнить теоретический вакуум, образовавшийся в российском обществознании после краха марксизма-ленинизма, падения авторитета вульгарно-материалистического учения о социально-экономических формациях. Тем более что этот подход нашел развитие в исторических трудах западных ученых О. Шпенглера, и А. Тойнби, широко пропагандировался выдающимся русским социологом-эмигрантом П. Сорокиным, применяется многими историками на практике в исследованиях конкретных человеческих цивилизаций.
Николай Яковлевич Данилевский прожил долгую и плодотворную жизнь. Приехав в Крым, Данилевский связал с ним свою судьбу. Непродолжительное время руководил Никитским ботаническим садом, занимался научными исследованиями, творческой деятельностью, продолжал ездить в экспедиции. Николай Яковлевич приобрел земельный участок возле деревни Мшатка близ Фороса, основал здесь имение с одноименным названием, построил дом, разбил сад. Здесь, в живописном уголке южного берега Крыма, Николай Яковлевич жил вместе со своей семьёй.
Труды Н.Я. Данилевского были высоко оценены в Российской империи. В 1874 году он был произведён в Тайные советники. Тайных советников в российских гражданских ведомствах насчитывалось в то время всего около 500 человек.
Николай Яковлевич Данилевский ушел из жизни 7-го ноября 1885 года на 63 году жизни, в конце своей инспекционной поездки в Грузию. Умер внезапно, в гостиничном номере от сердечного приступа.
Смерть ученого потрясла многих людей. Л.Н. Толстой философски относившейся к смерти, писал другу Н.Я. Данилевского Н.Н. Страхову: « Очень мне грустно было узнать о смерти Данилевского. Я рад все — таки, что мы полюбили друг друга». Глубоко скорбел о смерти Николая Яковлевича его сосед по имению граф Д.А. Милютин, военный министр, реформатор. Он частенько бывал в Мшатке у Данилевского, проводя время в дружеских беседах.
Н.Я Данилевского похоронили там, где он завещал: на крутом берегу моря, на территории его имения Мшатки, где природа образовала небольшую площадку, с четырех сторон огражденную кипарисами – «Кипарисовый зал».
В послереволюционное время могила великого ученого была почти утрачена. Многие годы на территории имения работал пионерский лагерь им. космонавта В. Комарова. «Кипарисовый зал» был заасфальтирован, на могиле устроена костровая площадка.
Усилиями крымского ученого Сергея Николаевича Киселёва, могила Данилевского была найдена, приведена в порядок. Сюда ежегодно приезжают представители общественности, русские патриоты. В частности, Русская община Крыма на протяжении многих лет участвует мероприятиях, посвященных памяти Великого русского ученого, выступает организатором ряда мероприятий.
Ежегодно в декабре месяце проводятся «Данилевские чтения», в которых участвуют известные крымские ученые и общественные деятели. Традиционно их участники посещают могилу Николая Яковлевича, служится панихида, возлагаются венки и цветы, а затем проходят научные чтения, посвященные научному наследию Н.Я. Данилевского. На чтения приезжают потомки Николая Яковлевича. Так, частой гостьей была правнучка Н.Я. Данилевского Инна Михайловна Рау-Данилевская. После возвращения Крыма в состав России огромный интерес к участию в этих чтениях стали проявлять российские ученые. Государственный совет Республики Крым приурочил ко дню памяти Н.Я. Данилевского проведение зимней сессии Ливадийского клуба, созданного в рамках Международного фестиваля «Великое русское слово». Заседания зимней сессии Ливадийского клуба, как и летней сессии, проводятся в Ливадийском дворце. Представители Русской общины Крыма, по сложившейся традиции, принимают участие в памятных и в научных мероприятиях, посвященных Н. Я. Данилевскому и его научному наследию. «Данилевские чтения» могут стать площадкой, объединяющей единомышленников, заинтересованных в восстановлении величия и славы России.
Таким образом, мы не только чтим память великого ученого, но и готовим условия для русского национального возрождения на основе восстановления исторической памяти, осознания своих национальных интересов и национального самоотождествления.
Александр Шевцов,
историк, член Президиума Русской общины Крыма