Без рубрики        29 октября 2010        768         0

Гражданский контроль власти: миф или реальность?

Артём Зильберварг

Процесс «розбудовы» украинской государственности длится немало лет. Много было сделано для создания различных министерств, ведомств и контролирующих организаций. Не один год потрачен на укрепление их материальной базы, создание благоприятных условий для работы чиновников. Все эти кабинеты, мебель, автомобили, компьютеры, оргтехника и канцелярские товары, а также санатории и дома отдыха, медицинские учреждения строились, оборудовались, закупались за наш с вами счёт – за счёт налогоплательщиков, ежемесячно отдающих немалый процент от своей зарплаты на содержание госаппарата. К большому сожалению, в ответ на наши старания, на наше терпение мы получили полное разочарование – разочарование во власти в любых ее проявлениях.
Что говорить, если милиционеры всё чаще стали ассоциироваться у рядовых граждан не с теми, кто стоит на страже закона, а с теми, кто сами его нарушают, гаишник ассоциируется с деньгами, а не с дорогами и безопасностью движения, судья ассоциируется не с правосудием, а с «телефонным правом».
К огромному сожалению, коррупция докатилась и до таких сфер народного хозяйства, как образование и медицина. Что уж говорить о депутатах и госслужащих, пытающихся выжать из своих должностей максимум выгоды по принципу «после нас – хоть потоп»?
Почему так происходит? Почему государственные учреждения не работают на благо своих граждан? Можно ли победить воровство и коррупцию в органах власти? Как сделать её работу эффективной? Эти и многие другие вопросы остро стоят сегодня перед гражданами нашей страны, перед избирателями, которые перестали доверять «народным избранникам», за которых они голосуют.
Всекрымское общественно-политическое движение «Русское единство» обозначило данную проблему в социально-экономической программе «Подъём Крыма!». В частности, там ставится задача ограничения масштабов коррупции и обеспечения прозрачности власти за счет внедрения новых информационных технологий. Возможно ли это? А почему нет? Ведь эти технологии давно уже внедрены и активно работают в сфере экономики.
Благодаря автоматизации бизнес-процессов удалось построить такие системы управления, при которых достаточно нажатия одной кнопки (или их комбинации) на клавиатуре компьютера для запуска производственной линии. Один оператор может управлять целым заводом благодаря наличию отлаженной системы управления, учета и контроля с помощью технических средств. Представьте себе, как выглядела бы работа современного супермаркета без электронных систем – сканеров штрих-кодов, электронных весов, фискальных регистраторов, терминалов сбора данных, терминалов оплаты и других. Ведь только благодаря этой технике бухгалтер или товаровед данного супермаркета в режиме он-лайн видит поступление товаров на склад, кассир контролирует ход их продажи (регистрируя сканером штрихкода), компьютерная программа автоматически планирует объемы закупок и дает подсказки товароведу. 
В бизнесе давно и широко используются электронные системы контроля. Руководитель вынужден постоянно находить слабые места бизнеса, пресекать попытки обмана со стороны персонала. Почему бы не применить современные технологии в государственном управлении? Ведь гражданин не в меньшей степени заинтересован в честном и справедливом распределении бюджетных средств, эффективном распоряжении государственным и коммунальным имуществом, прозрачном выделении очередных квартир, земельных участков и т.д.
Как ни остра проблема открытости власти, современные технологии позволяют достичь невиданной ранее публичности в её функционировании. По оценке авторов программы «Подъём Крыма!», именно информационные технологии заставляют власть активно и оперативно – в режиме реального времени – отчитываться перед гражданами о своей работе.
Мониторинг действий власти действительно позволит сделать работу депутатов и госслужащих «прозрачной». Информация о бюджете, о фондах, тендерах и земельных аукционах будет доступна всем желающим.
Рассмотрим механизм работы «монитора власти» на примере городского совета. Представим, что вся информация об аренде коммунального имущества, поступлениях средств от той же аренды, доходные и расходные статьи бюджета, очередь на квартиры и другая информация, волнующая горожан, отображается на интерактивном мониторе и доступна в Интернете. Благодаря этому любой член громады сможет контролировать действия власти. Например – проверить насколько ставки аренды соответствуют рыночным ценам, какие предприятия выполнили подрядные работы и кто является их учредителями, как распределяются квартиры по очереди, или кому горсовет выделяет очередные земельные участки. Внедрение систем видеонаблюдения, контроля доступа, учета рабочего времени, электронного документооборота в кабинеты чиновников сделало бы их труд намного более эффективным. А как бы облегчилась жизнь граждан и упростился труд чиновников, если бы существовала единая электронная система выдачи справок и разрешительных документов!
По понятным причинам чиновники не горят желанием внедрять информационные технологии в работу органов власти. Однако, сделать это необходимо. Любой чиновник при вступлении в должность обязан принять как непременное условие тот факт, что его профессиональная деятельность станет теперь открытой для общества, которому он взялся служить.
Создание системы мониторинга власти в Симферопольском горсовете потребует гораздо меньше вложений, чем, например, ежегодное латание дыр на дорогах и закатывание денег в асфальт. Думаю, что затраты на создание такой системы окупятся для горожан уже в первые месяцы эксплуатации.

Артём Зильберварг, кандидат в депутаты Симферопольского городского совета от Партии «Русское единство»

 

Октябрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031