Один из древнейших праздников в истории Церкви – праздник апостолов Петра и Павла. Благоговейное почитание святых апостолов – мучеников началось, несомненно, вскоре после их кончины. Все древнейшие календари на Востоке и Западе содержат праздник во славу первоверховных апостолов. Уже во II веке Кай, римский пресвитер, в письменном ответе еретику Проклу свидетельствует: «Я могу показать тебе трофеи апостолов: приди только в Ватикан или на дорогу остийскую – тотчас увидишь эти победные знаки» (Евсевий. Церковная история. Кн. 1, гл. 25).
По древнейшим Западным календарям – римскому IV века, карфагенскому V века, по мартирологу Иеронима – память апостолов Петра и Павла чтилась в один и тот же день – 29 июня, то есть по новому стилю – 12 июня. Святой Апостол Петр, сын Ионин, брат святого апостола Андрея Первозванного, жил в Палестине, в Вифсаиде, был рыбаком. Имел имя Симон. Имя же Петр (камень) получил от Господа за твердость, с которой исповедовал Христа Сыном Божиим. В уединенном месте Господь собрал своих учеников-апостолов и стал вопрошать их: «За кого почитают Меня люди?» Это был весьма важный вопрос. Спасение заключалось в познании Истины, делающей их и всех людей наследниками и участниками вечной жизни. И, как свидетельствует Евангелие, ученики отвечали: «Люди почитают Тебя – одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, иные же за одного из великих пророков».
«А вы за кого почитаете Меня?» – спросил Господь и ожидал ответ от немногих избранных Своих. Если они познали Истину (а Истина была Сам Христос, говоривший: «Я есмь Истина и жизнь»), если уразумели Его, то смогут проповедовать миру спасительную веру в Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего спасти мир. В сердцах учеников-апостолов была уже святая искра познания и они готовили ответ, но стремительный Петр, прежде всех ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16,16). Прекрасный ответ, и Господь говорит апостолу Петру: «Блажен ты, Симон Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16, 17-19). Апостол Петр принял эти ключи Царства Небесного. Первый ключ – ключ святого покаяния. Сам апостол Петр воспользовался этим ключом. По человеческому страху он трижды отрекся от Божественного Учителя во дворе первосвященника иудейского. Отречение он изгладил покаянием, горькими слезами, всей своей жизнью и мученической кончиной. Он первый из апостолов пришел ко гробу Воскресшего Господа и при Тивериадском озере троекратным воззванием Христа: «паси овцы Моя» восстановлен в звании Апостола.
Второй ключ – ключ причащения Святых Христовых Тайн. Апостол Петр на Тайной Вечере из рук Самого Христа принял эту Святую Тайну Причащения и сам совершал это Святое Таинство на земле до своей кончины. И потом, на небе, стал «причащаться в невечернем дни Царствия Христова».
Мы склоняемся над страницей святого Евангелия и оттуда сможем с вами взять те же ключи, которые откроют перед нами вход в Царство Небесное.
Продолжая апостольское служение, Петр первым проложил путь обращения язычников, крестив римского сотника Корнилия (Деян.10, 1 и след.).
Святой апостол Петр скончался во время гонения на христиан императора Нерона в Риме. По преданию был распят на кресте, головой вниз.
Апостол Петр являлся главным деятелем Иерусалимской Церкви не только в первом, но и во втором периоде истории Апостольского века. Его учение о спасении отличалось универсальной полнотой. После исцеления хромого, Апостол повторяет перед народом обетование, данное Аврааму, что в нем благословятся все племена земные, и иудеи только первые, к которым Бог послал Сына Своего Иисуса (Деян. 3, 27). За ними спасение открывается и другим народам.
Великий строитель Церкви апостол Петр своими двумя посланиями явно подтверждает учение другого первоверховного апостола – Павла.
Святой апостол Павел родился в Тарсе Киликийском и назывался сначала Савлом. «Я – иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском» (Деян. 22,3), – свидетельствует он о себе. Город Тарс в Малоазийской провинции Киликия был одним из крупнейших центров эллинистической культуры. Семья будущего «апостола языков» относилась к высшим кругам тогдашнего культурного общества. Павел был римский гражданин и, по собственному свидетельству, родился в римском гражданстве. Его второе имя Павел по римскому патрицианскому роду Павлов было созвучно с его иудейским именем Савл. Употребление двойных имен – одного местного, другого эллинистического – было распространено в то время.
Имя Павел заступает имя Савл с начала первого благовестнического путешествия апостола. С эти именем он и вошел в историю. Детские годы апостола, вероятнее всего, прошли в Иерусалиме, где он, принадлежа к секте фарисеев, был учеником знаменитого раввина Гамалиила. Будущий апостол становится затем ярым преследователем христиан. Когда он шел в Дамаск, чтобы отыскивать последователей Христа, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос: «Савле, Савле, что Мя гониши?», и затем ослеп. Через три дня в Дамаске пророк Анания возложил на него руки, Павел прозрел, крестился и стал ревностнейшим проповедником Христовым. Обращение Савла стало одним из решающих событий человеческой истории. Его ближайшим следствием явилось прекращение гонений, от которых страдала Церковь. У стен Дамаска Савл был призван к апостольскому служению. Благовестническое служение апостола Павла, покорившее Христу обширные области древнего мира – главное содержание третьего периода Апостольского века. Апостол совершает три благовестнических путешествия. Проповедует Христа на Кипре и в Малой Азии, принимает самое деятельное участие в Иерусалимском Апостольском Соборе 51 года, где отстаивает свободу вступления в Церковь христиан из язычников, проповедует и основывает Церкви в Сирии и Восточной части Малой Азии, на Балканах. Основывает Церкви в Филиппах и Фессалонике, переходит в Афины, где трудится не менее полутора лет. Апостол свидетельствует, что «благовествование Христово» было им распространено от «Иерусалима и окрестностей, до Иллирика», т.е. до теперешней Югославии.
Апостол оставил нам 14 посланий. В послании к Ефесянам, он говорит: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 17). С мечом духовным прошел апостол Павел по Греции и Италии, достиг Испании, прошел побережьем Средиземного моря. Как воин Иисуса Христа мужественно пользовался Божественным мечом. Сверкнет меч его и достигает цели, где бы он ни проповедовал: в Эфесе, Коринфе, Галатии. Слушающие слово Божие изменяют жизнь свою, а иные настолько стали послушны Господу, что за Него пошли на мучения и крестную смерть. Когда схватили апостола и заключили в римские узы, тюрьму, то и тогда его прекрасный меч, святое слово Божие, не ржавеет и не опускается в ножны. Апостол Павел и в заключении не бездействовал. Он пишет свои глубоко вдохновенные, проникнутые Божественным осмыслением жизни и наполненные любовью послания «из уз». Апостол писал христианам: «возьмите меч духовный», и, наконец сам склонился под вещественный меч в 64 году по Р.Х. и кровью своей подтвердил истинность учения, которое проповедовал.
Эта расписка кровью не выцветает в веках. Умолкли Павловы уста, но меч духовный не выронил он до сих пор, и слово его искореняет зло, убивает неправду, защищает истину. Апостол – сам духовный меч, воспламеняющий нас, живой и действенный.
Церковь сохранила его святое оружие – слово Божие. Им славен апостол, столп церковный, чудное светило на небосклоне Церкви.
Соединение памяти первоверховных апостолов Петра и Павла в общем праздновании имеет историческое и символическое значение. Оба апостола были великими строителями Церкви. Совершая их память, благоговейно склоним сердца перед великими проповедниками Истины.
Протоиерей Александр Кравченко, магистр богословия.