Возвратившись на историческую родину – Россию, крымчане прониклись настроением радости и пламенного энтузиазма. Вот теперь-то мы своим трудом докажем, что не напрасно приняли нас в большую семью Российской Федерации. Но не всё сразу. Несмотря на большие успехи в развитии, Республика Крым до сих пор числится в дотационных.
Народ в Крыму работящий и предприимчивый, природа Крыма благословенно богата, так что же нам мешает вырваться в передовики капиталистического соревнования? Попробуем ответить на этот непростой вопрос.
Прежде всего, отметим, что причины у такой ситуации есть объективные: водная и энергетическая блокады, крайняя изношенность инфраструктуры городов и сёл, доставшаяся от Украины, убитые дороги, сложности в правовой адаптации к законам РФ, и пр.
Есть и субъективные причины, например, острая нехватка квалифицированных управленческих кадров.
Но мы поговорим не об этом, а об ещё одной причине субъективного характера. О роли планов и планирования. Хотелось, конечно, чтобы всё было как у Владимира Маяковского: «Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден. Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет. Я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженьи». Как там говаривали мудрые люди: «Нет ничего более практичного, чем хороший план». Но что у граждан на уме, то у журналиста должно быть на пере или на клавиатуре. За работу!
Дальше буду говорить о громадье планов с размахом… на примере родного города – Керчи. Вначале шаги были действительно масштабные. Керчь приняла активное участие в общекрымской акции создания Стратегии социально-экономического и культурного развития муниципальных образований до 2030 года. Руководителем работ был назначен Комаров В.М. – к.э.н., директор Московского Центра стратегий регионального развития, приехавший с группой в составе четырёх специалистов.
Но главное, что планированием занимались не только москвичи, но и сами керчане. В состав группы планирования вошли 17 человек, каждый из которых представлял коллективы предприятий и общественных организаций. Это к тому, что керчане, конечно же, лучше знают свой город.
В число приоритетов в Стратегии были выделены: приоритет 1 – «Древнейший город России»; приоритет 2 – «Святоапостольский город, туристическая столица восточного Крыма» и приоритет 3 – «Город-герой». Подробно были описаны в Стратегии городские перспективы промышленного развития, транспорта и другие. После всех согласований и экспертиз Стратегия была утверждена в ноябре 2017 года Совмином Республики.
Однако уже тогда стало предельно ясно, что ориентироваться в развитии города на блестящий период Керчи как мощного промышленного центра, формировавшего до 40-60 % бюджета Крыма, ошибочно.
Надеяться на то, что в Керчь со всех ног ринутся отечественные и иностранные инвесторы с мешками денег поднимать былую промышленность вредно. Другое дело, что ожидаемо устойчиво стали на путь развития гордость керчан – судостроительный завод и металлургический комбинат, получив солидные заказы и рынок сбыта продукции.
Подъём Керчи как центра транспортных коммуникаций также проблематичен в силу низкой затребованности услуг керченских мелководных портов, подходы к которым нужно постоянно углублять. Здесь и ограничения санкций работают тоже не в пользу четырёх городских портов.
Главным богатством керчан остаётся благодатная природа Керченского полуострова. Как поётся в известной детской песенке: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Но природные ресурсы Керчи сегодня весьма ограничены. Так сложилось исторически, что в девяностые годы, когда другие города Крыма активно прирастали территориями, становясь «большими» (например, Большая Феодосия, Большая Ялта), Керчь даже несколько «ужалась».
Создатели Стратегии развития Керчи, понимая, что будущее города неразрывно связано с расширением его территории, включили в документ раздел, который называется приоритет 7 «Керченская агломерация». Основная цель раздела – формирование Керченской агломерации, расширение единого рынка труда, сервисов и превращение города в «столицу восточного Крыма».
Одна из основных мер развития Керченской агломерации включает присоединение к территории муниципального образования городской округ Керчь населенных пунктов от Багерово, с его уникальными «генеральскими» пляжами, всех населённых пунктов до Заветного включительно. То есть, по береговой черте Азовского и Чёрного моря вплоть до горы Опук.
Такой решительный шаг в планировании будущего города-героя способен создать новый мощный курортно-рекреационный район в Крыму, который по качеству отдыха и лечения не будет уступать Ялте и Евпатории, а по масштабу превосходить их. Здесь редчайшие по красоте песчаные пляжи тёплого Азовского моря, бальнеологические возможности лечебных грязей Чокракского озера и целебных грязевых вулканов Булганакских сопок, а также Черноморские пляжи южного берега Крыма до горы Опук.
Однако, присоединение указанных сёл к Керчи невозможно без согласия местных жителей. Поэтому на первое место выходит новый кластер планирования – создание единого плана развития прибрежных территорий городского округа Керчь. Такой план должен сделать эти территории привлекательными для инвесторов и выгодными для присоединения жителей сёл.
Вторая задача такого плана – обеспечение плановой застройки территорий с исключением хаотичного и точечного строительства с увязкой с инфраструктурным обеспечением реализации проектов. Этот план должен быть выполнен высокопрофессионально в экономическом, архитектурном, рекреационном и экологическом смыслах.
С такой серьёзной задачей вполне могло бы справиться архбюро Мастерская «Лозинский и партнёры». Разработанная группой Игоря Лозинского градостроительная концепция развития Керчи «Первый город» единогласно принята на Градостроительном и Общественном Советах в Керчи 2019-20-х гг. В числе её единомышленников – Совет по наследию и Президент Союза Архитекторов России, Керченская организация Русской общины Крыма, Артезианская археологическая экспедиция МПГУ, Комитет по охране памятников историко-культурного наследия Республики Крым, ОНФ в Крыму.
С целью сохранения особенностей льгот и организации быта сельчан можно предложить деление города на четыре района: Центральный, Воковский, Аршинцевский и условно Сельский район, в который и войдут присоединяемые сёла.
Пора уже решительно и навсегда покончить со слабостью и даже убогостью планирования, при котором даже не был предусмотрен съезд с автомобильной трассы после Крымского моста, а построенный железнодорожный вокзал «Керчь южная» оказался без удобного подъезда к нему автомобильного транспорта.
Разумеется, нужно всё сделать для того, чтобы наша древняя Керчь стала прекрасной и удобной для своих жителей и гостей. Для этого необходимо расширение парковых зон и зон отдыха как минимум до нормативных значений; перевод в муниципальную собственность неиспользуемых земель; проработка вопроса об оптимизации транспортного движения по городу, развитие рекреационной отрасли в районе озера Чокрак, создание туристического кластера с выставочными комплексами и развитой инфраструктурой и, конечно, обустройство огромной пляжно-рекреационной зоны Большой Керчи.
Строительство в прибрежной зоне Керченского полуострова крупных курортных комплексов реально сможет создать условия, при которых Керчь, а значит и Крым, смогут конкурировать по качеству полноценного сервиса с широким набором сопутствующих услуг и приемлемым ценам с заграничными курортами.
И снова процитируем Владимира Маяковского:
И я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!
Валерий Плотников,
Председатель Керченской организации Русской общины Крыма