Анна Ефимова
Работы победителей патриотических конкурсов Русской общины Крыма
Родной язык — одно из самых важных понятий для человека. Благодаря языку человек делает свой первый шаг в социум. Каждый из нас, порой сам того не подозревая, является носителем моральных ценностей, присущих его этносу, к которому он себя причисляет. Но откуда же в наше сознание приходит представление о тех или иных предметах, особенностях взаимоотношений между людьми, о том, «что такое хорошо и что такое плохо»? Понятие о добре и зле, любви и ненависти, о большом мире и о малой Родине мы получаем еще в раннем детстве благодаря родному языку.
Существует множество разных, порой противоречивых научных трактовок понятия "родной язык": язык, усвоенный без обучения в детстве, язык этнической самоидентификации и другие формулировки. Мне ближе всего определение родного языка как такого, на котором человек мыслит без дополнительного самоконтроля, с помощью которого легко и естественно выражает свои мысли в общении с людьми или в письменной форме. Если выразиться проще, это язык, на котором человек мыслит и говорит. Для меня таким языком, конечно же, является русский. Но личное представление о значимости родного слова в моей жизни одним понятием «язык, на котором удобно и привычно общаться», не исчерпывается. Я испытываю гордость, что мыслю и говорю по-русски, чему есть много причин.
Во-первых, конечно, потому что русский язык — один из самых богатых лексическими средствами мировых языков. Ни один другой язык не имеет столько разнообразных возможностей для передачи тончайших оттенков звуков, цветов, движений, красоты и переменчивости окружающего мира. Удивительный знаток русского слова и русской природы К.Г. Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий…»
Русский язык одинаково замечателен и для выражения поэтической мысли, и для научных трактатов, и для уличных ораторов на митингах, и для тех, кто хочет шепнуть на ушко какой-нибудь милый секретик. С раннего школьного возраста помню замечательное высказывание великого М.В. Ломоносова о том, что Карл Пятый, если бы знал русский язык, нашел бы в нем «великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Даже само понятие «родина» имеет в русском языке несколько способов выражения, тогда как, например, в европейских языках для этого существует только одно слово. Она у нас и Родина (по-итальянски «patria»), и Отечество (по-немецки «Vаterland»), и Матушка-земля (по-английски «motherland»)!
Во-вторых, любой язык – это история народа. Именно поэтому современный русский язык – это воплощение более чем тысячелетней насыщенной событиями истории русского народа, частью которой можем стать и мы, сегодняшние крымские школьники. Я живу на земле, которая является домом и для русских, украинцев, армян, крымских татар, помимо других бесчисленных народностей. Крым – родина для все тех, кто полюбил этот чудесный край и среди этих людей в свое время оказались наследники богатейшей русской культуры.
Первые сведения о родной культуре, истории мы получаем еще в глубоком детстве, когда мир наполняется героями сказок и исторических сражений, формируется представление о том, каким быть, как жить, кто ты и откуда твои корни, а родной язык выступает как способ познания и контакта с миром. Удивительно, как усвоенное в детстве знание о мире, распределенном где-то на сказочных просторах, потом оказывается «взаправдашним», да еще и близким, родным.
Помню, как я любила рассказы о могучих справедливых защитниках русской земли – богатырях, чьи подвиги прославляли гусляры на пиру у киевского князя Владимира… Уже став постарше и первый раз приехав в Херсонес, я узнала, что тот князь Владимир Святославович, по былинам — Красное Солнышко, принимал крещение у нас, легендарный город Корсунь — это и есть Херсонес Таврический, а далекая Тьмутаракань – рукой подать, через Керченский пролив. А Илья Муромец, у которого мы все учились любви к родной земле, справедливости, скромности, вовсе не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо и покоится в Киево-Печерской лавре. Так полулегендарная история Древней Руси становилась реальной историей моей малой родины – Крыма, "перепутья всех дорог".
Мне повезло, что я родилась и живу в Крыму, история которого неразрывно связана с историей и культурой России. Я могу гордиться тем, что А.С.Пушкин воспел прежде мало кому известный фонтан Бахчисарайского дворца, вслед за ним повторяя: «Люблю немолчный говор твой и поэтические слезы…» Я была в Севастополе на местах героической Первой обороны, описанной Л.Н.Толстым в знаменитых «Севастопольских рассказах». В обороне Севастополя во время Великой Отечественной войны участвовал мой дедушка Леша, который был учителем русского языка, как и моя бабушка.
В мире многими давно признано, что только русский язык мог породить огромное количество воистину великих авторов, таких как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, М.А. Булгаков и многие-многие другие. Прочитанные произведения формируют и личность человека. Не знаю, какой бы я была, если бы не прочитала книги И. Ефремова, А. и Б. Стругацких, Б. Васильева, Н.В. Гоголя, помимо, естественно, классических произведений. Богата русская культура великими авторами, которые подобно драгоценным камням в ларце образуют неисчерпаемую казну русской литературы. В мои семнадцать лет меня боле других привлекают советские исследователи, которые, имея дар писателя и ум ученого, создавали замечательные книги. Их произведения учат добру, позволяют лучше понимать себя и людей, окружающий мир, и являются даже во многом пророческими для человечества.
В-третьих, родной язык – это то, благодаря чему формируется мировоззрение человека. С юного возраста мы постигаем народную мудрость, заложенную в русском языке нашими предками. Обычные пословицы учат, как жить, как правильно общаться с людьми, на что надеяться, а чего избегать, например: «Душу вложишь – все сможешь», «С добрым поведешься – добро переймешь, а с худым поведешься – худое переймешь», «Языком не спеши, а делом не ленись». А любимые народные сказки показывают, как важны дружба, трудолюбие, находчивость, преданность, терпение, смекалка, взаимовыручка. Лучшие традиции народных сказок продолжают литературные сказки. Я, как и многие другие читатели, с детства люблю пушкинские сказки, в которых герои учат быть верными, духовно красивыми, некорыстолюбивыми, терпеливыми, уметь любить. Взрослея, мы продолжаем учиться у литературных героев лучшим человеческим проявлениям, способности осознать и исправить ошибки, быть верным слову, целеустремленным, искренним.
В-четвертых, родной язык – это способ общения и взаимодействия не только с внешним миром, но и со своим сознанием. Именно из оттенков слова, из его толкований складываются образы, которые хранятся в нашей памяти. Мы лучше понимаем себя и окружающих, если досконально знаем родной язык. Русский язык настолько богат словесными средствами, что позволяет выразить самые разнообразные чувства, переживания, их взаимодействие. Мы берем уроки исключительного мастерства владения языком у великих русских писателей и поэтов. Здесь есть все: от описания процесса творчества до радостей и мук любви, от психологического состояния преступника до чистого взгляда на мир праведника. Цветопись, звукопись, психологическая деталь, особый синтаксис, подтекст, эзопов язык, гротеск – чего только не найдешь в арсенале мастеров слова! Вспомним знаменитое ахматовское «Я на правую руку надела перчатку с левой руки…» Девять простых слов, а за ними – истерзанное сердце, стихия чувства, затуманенный рассудок, трагедия любви. Просто, емко, точно, гениально…
Да, я горжусь, какой язык дан мне во владение! Русский язык – это действительно моя родина, это та атмосфера, в которой я родилась и воспитывалась, формировалась как личность и к судьбе которой чувствую сопричастность. Это история моей малой родины, это мировоззрение, которое мне близко, это мои любимые книги и их герои, это шедевры народной мудрости и авторского поэтического слова. Это мой мир и моя жизнь.
В современном мире понятия «народ», «этнос» уже имеют столь четких и непоколебимых границ, как в древности. Современный образованный человек – дитя всей планеты, всего многообразного человеческого мира. Однако основа личности по-прежнему состоит из определенных национальных черт, интересов, ценностей, и вопрос «национального самоопределения» звучит очень актуально. И мы, молодое поколение, должны сохранять и передавать потомкам родной язык, обычаи, культуру, чтобы ни в коем случае не потерять бесчисленные этносы – драгоценные камни цивилизации.
Ефимова Анна Сергеевна
г. Симферополь, гимназия № 1, 11-й класс
Руководитель:
Сагатовская Анна Викторовна,
учитель русского языка
гимназии № 1 г. Симферополя