Третья Всеукраинская Конференция организаций российских соотечественников
19-20 ноября 2011 г. в Киеве, в помещении Российского центра науки и культуры, состоится Всеукраинская Конференция организаций российских соотечественников (далее — Конференция). Она начнет свою работу в 10.00 утра, регистрация делегатов и приглашенных будет осуществляться с 9.00 часов. Планируемое окончание — 20 ноября в 15.00 часов. После её завершения, с 15.00 до 17.00 часов, предусмотрено проведение очередного заседания ВКСОРС.
Это будет третий по счету форум руководителей организаций, участвующих в формировании консолидированного Движения российских соотечественников (далее — Движения).
Первая Всеукраинская Конференция — 18 — 19 октября 2008 г. — подвела итоги 1-го этапа — с момента зарождения Движения до создания Системы Координационных Советов организаций российских соотечественников (КСОРС) и избрания первого ВКСОРС.
Вторая прошла 27 — 28 ноября 2010-го и стала серединной вехой 2-го этапа, во время которого Система КСОРС стабилизировалась и обретала признаки, необходимые, чтобы быть прочным фундаментом Движения.
Во-первых, она утвердила Единое Положение о КСОРС (далее — Положение) — своего рода Конституцию Движения. Во-вторых, на принципах, изложенных в Положении, она сформировала второй состав ВКСОРС с полномочиями до ноября 2012 г. Основываясь на её решениях, ВКСОРС второго созыва, собиравшийся в текущем году 3 раза, провел добровольную перерегистрацию общественных структур в «Реестре организаций российских соотечественников — участников Системы КСОРС» (Реестр), принял ряд важных решений. В частности, утвердил планы своей деятельности и большой перечень предложенных участниками Системы на 2011, 2012 и последующие годы программ и проектов. Именно они станут наполнением деятельности Системы на следующем этапе.
Сегодня мы стоим перед входом в 3-й этап истории нашего Движения, преддверием которого и будет третья Всеукраинская Конференция.
В соответствии с Положением (пункт 5.4.2.), ВКСОРС определил квоты представительства на Конференцию: от всеукраинских и приравненных к ним международных организаций — по 1 делегату (в Реестре сейчас 12 всеукраинских организаций и 2 международные — 14 представителей), от Округов — по 15 делегатов, всего 89 человек. С правом решающего голоса в Конференции могут участвовать исключительно руководители (полномочные представители) организаций, которые по состоянию на 11 сентября 2011 г. внесены в Реестр, утверждённый ВКСОРС по результатам перерегистрации, осуществлявшейся на протяжении 6 месяцев с 12.03. по 11.09. с.г.
В качестве гостей на Конференцию будет допущен ряд журналистов, представляющих те СМИ организаций соотечественников, которые освещают деятельность Системы КСОРС, не нарушая правил, установленных Положением: не публикуют некорректные материалы о деятельности организаций соотечественников, о российских государственных структурах и дипломатических учреждениях.
Основанием для создания рабочих органов Всеукраинской Конференции является решение ВКСОРС. Рекомендовано формирование Секретариата Конференции и комиссий — Мандатной, Счётной и Редакционной — исходя из предложений, поступивших от Окружных Конференций и зафиксированных в их протоколах. В рабочий Президиум войдут председатель ВКСОРС, 2 его заместителя, ответственный секретарь ВКСОРС и по 1 представителю от каждого из 5 Окружных КСОРС.
Предварительная повестка дня Конференции установлена решением ВКСОРС:
1.Об итогах работы системы КСОРС, ВКСОРС и Президиума ВКСОРС за 2011 год и Основных направлениях работы системы КСОРС на 2012-2013 гг.
2.О внесении изменений и дополнений в Единое Положение о КСОРС.
3.О внесение изменений в состав ВКСОРС и Президиума ВКСОРС.
4.Об утверждении решений Окружных КСОРС о приеме в Систему КСОРС новых организаций.
5.Принятие резолюций, заявлений, обращений и других итоговых документов.
6.Разное.
Учитывая немалое количество делегатов и вопросов, которые предстоит рассмотреть, ВКСОРС рекомендовал утвердить строго ограниченный регламент: докладчикам по вопросам повестки до 20 минут, выступающим до 5 минут.
На доклад и прения по 1-му вопросу повестки запланировано не более 2 часов. В это время Мандатная комиссия будет проверять полномочия участников и подготовит соответствующие выводы, которые должна будет утвердить Конференция для признания полномочий делегатов.
На пленарных заседаниях Конференции её участники отработают в общей сложности не менее 9 рабочих часов времени, а члены ВКСОРС дополнительно еще 2 часа, не считая трудов «в кулуарах», которые, что стало уже традицией, не менее напряженны, чем сидения на пленарках.
Ожидается, что предоставленной возможностью собрать большинство членов Рабочих органов ВКСОРС (комитетов, советов, комиссий), их руководители воспользуются, чтобы обсудить выносимые на Конференцию вопросы и озвучить коллегиально выработанные позиции или проекты решений. Особенно удобным для этого будет 18 ноября — день заезда участников в Киев, и перерывы между заседаниями.
В результате Конференции будет принята итоговая резолюция по наиболее общим вопросам и направлениям деятельности и развития Движения, решения по вопросам повестки дня, а также, на основании проектов, которые внесены участниками Системы КСОРС, заявления и обращения.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПЛАТФОРМА
Нормативно-правовую базу деятельности всей Системы КСОРС, а значит и для проведения Конференции, определяет Положение, утвержденное ноябрьской 2010 г. Всеукраинской Конференцией.
С текстом Положения можно ознакомиться на Интернет-сайте «Русские на Украине» (http://rus.in.ua/page/336.html) и на Интернет-представительстве ВКСОРС (http://vksors.org.ua/polozhenie).
Среди составляющих этой базы следует выделить два обязательных элемента — Реестр и само Положение (см. пункты 1.2. и 1.5.), пунктом 1.6. которого установлено, что все решения, принимаемые Всеукраинским, Окружными и Региональными КСОРС, не должны противоречить Положению.
Для подготовки Всеукраинской Конференции ВКСОРС назначил проведение Окружных Конференций. При их проведении Окружные КСОРС должны были руководствоваться утвержденным ВКСОРС по состоянию на 11.09.11 г. обновленным Реестром. Он был заблаговременно разослан всем участникам Системы, опубликован в «Русской ПРАВДЕ» (№17, сентябрь 2011 г., стр. 14), на Интернет-сайтах «ВКСОРС» (http://vksors.org.ua/reestr-organizacij) и «Русские на Украине» (http://rus.in.ua/page/332.html).
Кроме того, ВКСОРС постановил, что по результатам перерегистрации следует создать Региональные КСОРС в регионах, где количество организаций, внесенных в Реестр — 2 и более, и где это не сделано раньше. Для выполнения провести Учредительные Конференции Региональных КСОРС и избрать их председателей. Это очень важный элемент созидания Системы КСОРС, так как её развитие требует, чтобы именно руководители Региональных КСОРС представляли регионы в составе ВКСОРС.
Выдавая распоряжение о создании Региональных КС, ВКСОРС уточнил, что участвовать в их учреждении имеют право организации, включенные на основании решений ВКСОРС в Реестр по состоянию на 11 сентября 2011 г., а протоколы Региональных Конференций должны быть в обязательном порядке направлены в Секретариат ВКСОРС.
То есть, Региональные КСОРС ещё до проведения Окружных Конференций должны были быть созданы в АРК, городах Киеве и Севастополе и в областях, за исключением Днепропетровской, Запорожской и Ровенской, по которым в настоящее время в Реестре зарегистрированы по одной организации. Ответственность за исполнение данного решения несут председатели Окружных КСОРС и Региональные координаторы ВКСОРС, утверждённые решением Всеукраинской Конференции в ноябре 2010 г.
Окружные Конференции по Западному, Крымскому, Центральному, Южному и Восточному Округам прошли, соответственно: в Львове 8 октября, в Ялте 9-го, в Киеве 15-го, в Одессе 15-го и в Харькове 23-го. В ряде регионов состоялись Региональные Конференции, создавшие Региональные КСОРС.
Информация о прошедших Конференциях опубликована на Официальном Интернет-представительстве ВКСОРС (www.vksors.org.ua), в официальных изданиях ВКСОРС — газете «Русская ПРАВДА» и на Интернет-портале «Русские на Украине» (http://rus.in.ua).
Всеукраинская Конференция будет легитимной, если в ней примут участие не менее половины руководителей (полномочных представителей) всеукраинских организаций, зарегистрированных с правами юридического лица, решением ВКСОРС внесенных в Реестр, и не менее половины делегатов, избранных Окружными Конференциями в соответствии с Положением (пункт 5.4.2.)
Чтобы решения Окружных Конференций были признаны легитимными, в них должны были поучаствовать руководители не менее половины организаций, зарегистрированных с правами юридического лица (пункт 5.3.2.) А пункт 5.3.1. уточняет, что участвовать в Окружных Конференциях имеют право работающие на территории данного Округа организации, до созыва Конференции внесенные в Реестр решением ВКСОРС. В то же время, пунктом 5.1.4. определено, что организация — участник системы КСОРС, включенная в Реестр, направляет для участия в Конференции (любого уровня — Региональной, Окружной, Всеукраинской) только одного представителя (от одного юридического лица). Этот представитель, как правило — руководитель организации, имеет право от имени организации участвовать в работе Конференции, и, если он будет избран Конференцией, представлять организацию в деятельности КСОРС.
Таковы требования Положения и решений ВКСОРС.
Насколько они точно и качественно выполнены участниками Системы, свой вердикт вынесет Всеукраинская Конференция, которая, как высший орган управления Системой, не может допускать нарушений ей же самой установленных правил. А иначе, какой же это будет порядок и что это будет за консолидация?
ЧТО ОЖИДАЕТСЯ?
Чтобы ответить на вопрос: чего мы ожидаем от Конференции, заглянем в Положение, где пункт 3.1. определяет Цель КСОРС: «Усиление организационного и информационно-аналитического потенциала Движения соотечественников, отработка механизмов и процедур конструктивного взаимодействия входящих в него организаций, принятия ими согласованных решений, направленных на реализацию масштабных планов и программ в интересах соотечественников, сохранения русских языка и культуры».
Цель подразумевает «конструктивное взаимодействие», направленное на реализацию планов и программ. То есть, всё-таки, речь идёт не только об использовании Системы как площадки для теоретических размышлений и обмена опытом, но и как инструмента для организации совместных практических действий. А практическая работа, в основном, ведётся там, где непосредственно живут соотечественники и пребывают активисты организаций, то есть — на местах.
Поэтому, видится, что без усиления координирования и обеспечения взаимодействия между организациями и их членами на местном и региональном уровне, добиться развития Движения вряд ли получится. Трудно даже представить, как превратить Систему КСОРС в эффективно действующее единое Движение, если на самом ключевом уровне — региональном — не начнут функционировать механизмы консолидации и взаимодействия.
Но оказалось, что именно на региональном уровне запустить этот механизм архисложно: там действует и противодействует «самое то», что называют «человеческим фактором», во всех его проявлениях.
Отсюда одним из вопросов повестки дня Конференции определено внесение изменений в Положение. Причем речь изначально не шла о полном его переписывании. Такая задача скорее посильна для следующего периода нашей работы с подведением итогов на Конференции 2012 г. По решению ВКСОРС участники Системы могли до 1 ноября направить в Секретариат ВКСОРС соответствующие предложения. Ряд такой возможностью воспользовались. На их основании Секретариат вынесет на Конференцию обобщенный проект решения. Среди изменений наиболее существенными могут стать те, которые коснуться нормативного обеспечения деятельности Региональных КСОРС и повышения их значения в Системе. Второй блок, скорее всего, затронет тему перераспределения функций и полномочий между Всеукраинской Конференцией, ВКСОРС и Президиумом ВКСОРС: Конференция делегирует часть своих полномочий ВКСОРС, а тот, в свою очередь — Президиуму. Можно будет образно определить взаимоотношения между ними как между «нижней» палатой парламента (Конференция), «верхней» палатой (ВКСОРС) и «кабинетом министров» (Президиум ВКСОРС).
Словом, ожидаются перемены, которые, будем надеяться, помогут сделать Систему значительно эффективнее в практических измерениях её бытия.
Конференция примет изменения в Положение, скорректирует состав ВКСОРС (это вызвано изменением состава участников Системы), примет решение о включении в Систему новых организаций, дополнив, таким образом, Реестр, утвержденный ВКСОРС. Скорее всего, утвердит она и сам Реестр, сделав в совершенной степени легитимным этот 2-й основополагающий документ (1-й — Положение), на основании которого дальше будет развиваться Система КСОРС, как организационная база Движения.
После этого правомерно будет говорить, что стабилизация Системы окончена и, с завершением третьей Всеукраинской Конференции, закончится и 2-й этап формирования Движения.
И если наше сообщество окажется готовым к принятию на себя ещё более значительного груза ответственности за будущее качество Движения, если будет угодно делегатам Конференции, может быть принято решение об утверждении Реестра, но уже как «Реестра общественных организаций — участников Консолидированного Движения российских соотечественников».
Это не будет просто внешним изменением наименования. Оно отобразит нашу решимость наполнить его другим содержанием, которое, быть может, будет восприниматься со стороны даже как некая «правовая коллизия».
В случае принятия таких решений и их недвусмысленного оформления в Положении, в дальнейшем именно те организации, которые в Реестре, только они и будут на территории государства Украина признаваться «организациями российских соотечественников».
В том случае, когда высший орган Системы КСОРС пойдёт на такой шаг, тогда, без каких-либо уточнений и формальных витиеватостей, мы сможем говорить о Консолидированном Движении соотечественников, как о сформировавшейся системе взаимоотношений между организациями соотечественников, регулируемой Единым Положением о КСОРС, Реестром и составом ВКСОРС.
Но тогда перед Движением станет новая и непростая задача: доказать его прерогативу определять: какие общественные образования являются «организациями соотечественников», а какие — нет.
Ноша эта будет нелегкой, неподъемной без поддержки и согласия со стороны российских структур, уполномоченных государством отвечать за реализацию госполитики в отношении соотечественников за рубежами РФ. Но если Система КСОРС не добьётся этого преимущественного права, её авторитет всегда будет оставаться ущербным и скатывающимся «к нулю», а сама суть её существования размытой, не подкреплённой никакими существенными возможностями. А возможности в нынешнее время базируются либо на определённых монополиях, либо на значительных материальных ресурсах…
Но самое главное, что может в будущем дать такая «привилегия» (причислять к организациям соотечественников, или не причислять), — это возможность постепенного преобразования Системы КСОРС в «Общественный парламент соотечественников». Причем, признаваемый российским государством, с возможностью включения его представителей в состав государственных органов, определяющих политику РФ в отношении соотечественников, а может быть и в состав законодательных органов. При таком развитии событий у Движения соотечественников действительно будет будущее.
Сергей Проваторов,
заместитель председателя ВКСОРС,
руководитель Комитета ВКСОРС по вопросам информации и СМИ для соотечественников