24 января в Русском культурном центре г. Феодосии прошли памятные мероприятия, посвященные 151-й годовщине со дня рождения знаменитого на весь мир художника, жителя Феодосии Константина Богаевского. Мероприятия состоялись по инициативе Феодосийской организации Русской общины Крыма.
В помещении Русского культурного центра г. Феодосии собрались феодосийцы и гости нашего города, которым дорога память легендарного «певца Киммерии» и его великое творческое наследие. Зал был полон.
«Главный художник Феодосии номер два» – Богаевский – феодосиец от рождения, подлинный патриот родного города. В Богом Данной и сосредоточено самое большое количество его произведений. Только в собрании Феодосийской галереи имени Айвазовского свыше пятисот его живописных и графических работ. Это самая крупная в мире коллекция произведений Константина Федоровича.
Памятное мероприятие прошло в формате лекции. Блестящую лекцию, посвященную жизни и творчеству К.Ф. Богаевского, прочитала старший научный сотрудник Феодосийской картинной галереи Ольга Гутман. Ольга Романовна привела подробный биографический материал о К.Ф. Богаевском, о творчестве знаменитого художника в сопровождении специально подобранного видеоряда. Поведала она и о современной работе галереи по изучению творчества Константина Богаевского. В частности, о его эпистолярном наследии. В архиве галереи Айвазовского находится обширная переписка Богаевского с широким кругом лиц. Особенно значительны материалы, касающиеся творческих связей Константина Федоровича с другими художниками: М.П. Латри, А.В. Григорьевым, С.И. Лобановым, Н.И. Пискаревым, Ю.Л. Оболенской, В.К. Кандауровым, А.П. Остроумовой – Лебедевой, с искусствоведом и философом С.Н. Дурылиным. В этой переписке отразились взгляды К.Ф. Богаевского на искусство, свое место в нем, на роль художника в обществе. Статьи, видео сюжеты об этом и прочие интересные материалы доступны на сайте галереи всем желающим.
Константин Федорович Богаевский (24.01.1872 – 17.02.1943) – живописец, акварелист, литограф, признанный мастер исторического пейзажа. Его творчество тесно связано с древней землей восточного Крыма, с родным городом Феодосией. Он глубоко чувствовал и понимал скупую неповторимую красоту этих мест, и стал, по образному выражению М.А. Волошина, «голосом этой древней земли». В детстве его любимым занятием было рисование, а первым наставником в искусстве стал феодосийский художник А.И. Фесслер известный пейзажист, ученик И.К. Айвазовского. Одновременно начинающий художник посещал мастерскую прославленного мариниста, где по его воспоминаниям «срисовывал карандашом морские виды».
В 1891 г. он поступил в Петербургскую Академию художеств. Из шести лет, проведенных в ней, наиболее плодотворными были годы учебы у А.И. Куинджи, который с 1894 г. руководил пейзажной мастерской. В мастерской Куинджи Богаевский приобрел не только учителя, в котором нуждался, но и верных друзей и единомышленников среди других учеников. Все они были незаурядные личности и оставили яркий след в истории русской пейзажной живописи. Куинджи сумел воспитать блестящую плеяду пейзажистов. Вот имена некоторых из них: А. Рылов, Н. Рерих, В. Пурвит, Ф. Рущиц, А. Борисов, В. Зарубин, Е. Столица, М. Латри.
Жизнь мастерской Куинджи была насыщенной и яркой. В дневные часы ученики писали натюрморты, копировали по своему выбору пейзажи известных мастеров. Но главное, они учились обдуманно и серьезно работать над натурой и над картиной. Этой цели служили этюды и эскизы. Этюды писались в основном во время летних каникул. Летом 1895 года Куинджи повез учеников в свое крымское имение Ненели-Чукур. Это было счастливое и деятельное лето. С утра шли на этюды, в 12 часов обедали, вечером веселились. Обязательным было чаепитие, причем чай разливал Константин Богаевский. Не жалея ни времени, ни сил, с утра до ночи, Куинджи находился среди своих учеников. Он говорил с ними о жизни, искусстве и мастерстве. Любил повторять, что главное – это «внутреннее» в картине; от учеников требовал смелого, новаторского подхода к искусству и еще честного отношения к нему: «Искусство не игра для развлечения. Играть с искусством тяжелый грех».
Они не только работали вместе, но и отдыхали, ужинали вместе, музицировали. Кстати, Богаевский хорошо играл на гитаре. Идея тесного общения и совместного творчества дала блестящие результаты: все ученики Куинджи прекрасно показали себя на выпускных экзаменах в Академии. Один из журналистов писал: «Стольких так хорошо написанных пейзажей не было до сих пор ни на одном из предшествующих курсов».
В конце апреля 1897 года Куинджи за свой счет везет всех за границу. Богаевский впервые побывал в галереях Берлина, Дрездена, Парижа. Вернувшись в Феодосию, он, как верно заметил М.А. Волошин, «стал голосом» древней крымской земли, «…стал им естественно, неизбежно и бессознательно, как только нашел свой путь в искусстве».
К.Ф. Богаевский принимал участие в выставках популярных творческих объединений «Московского товариществ художников», «Союза русских художников» и «Мира искусства». В 1911 – 1912 гг. мастер по заказу написал 3 панно для особняка З. Морозовой в Москве. 1920-е гг. для художника были насыщены многими событиями. В 1921 г. он стал членом Общества охраны памятников искусства (ОХРИС). С 1922 г. в народной художественной студии, созданной при галерее имени И.К. Айвазовского, вел мастерскую живописи, а затем участвовал в организации рисовальной школы и много времени уделял деятельности в галерее. В 1923 г. подготовил к выпуску уникальное издание – альбом автолитографий, посвященный историческому пейзажу Крыма. 30-е гг. – период творческого подъема художника. Он создал большие пейзажные акварели, воспевающие природу Крыма, изысканные по колориту и совершенные по композиции. В его искусстве появились новые темы. Он активно работал над индустриальными пейзажами, став одним из родоначальников этого жанра. Он писал Днепрогэс, Донбасс, заводы Мариуполя, создал цикл произведений «Города будущего».
В 1933 г. К.Ф. Богаевскому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В конце 30-х – начале 40-х гг. были созданы самые значительные романтические и философски переосмысленные произведения мастера.
Начало Великой Отечественной войны застало Богаевского в Феодосии. Он не стал покидать родного города и продолжил работу. Художник погиб во время бомбежки в Феодосии 17 февраля 1943 года.
Вклад К.Ф. Богаевского в развитие отечественной живописи является бесспорным. Зрелый период его творчества связан с плодотворной работой над собирательным образа исторического крымского пейзажа. Картины мастера стали более эпическими и монументальными. Они отмечены цельностью колорита и панорамностью композиции.
В то время К.Ф. Богаевский писал: «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой земли – величавой и прекрасной, торжественной и грустной. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником».
Константин Лепер