Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия) на своем заседании 17 декабря этого года в целом поддержала проект закона Украины «Об основах государственной языковой политики» №9073, внесенный депутатами Вадимом Колесниченко и Сергеем Киваловым.
Венецианская комиссия, рассмотрев в мотивировочной части много позиций и мнений относительно этого вопроса, в своих выводах, «поддерживает усилия авторов законопроекта направленные на построение всесторонней системы защиты языков в Украине…. Комиссия с удовольствием отмечает тот факт, что ряд поправок было сделано в результате ее рекомендаций» (п.61).
«Венецианская комиссия считает, что, в целом, текст законопроекта значительно улучшен по сравнению с проектом закона 2010 года, а также, что внесенные изменения были сделаны в правильном направлении. Подход, заложенный в проекте закона, является более сбалансированным с позиции учета взаимосвязи между защитой украинского языка как государственного и русского языка, который продолжает получать преимущества благодаря своему выдающемуся положению на языковом ландшафте страны» (п. 62).
Хотя Венецианскую комиссию прежде всего волнует судьба украинского языка и гарантий для его развития (п. 65), в своих выводах Комиссия констатирует, что «в соответствии с законопроектом украинский язык утвержден как единственный государственный и как заслуживающий на отдельное развитие и защиту. В тоже время русский язык будет иметь статус регионального. В целом необходимость адекватной защиты региональных языков или языков меньшинств, в том числе и русского, в соответствии с действующими стандартами, подтверждена проектом. Венецианская комиссия считает, что этот новый подход будет способствовать пониманию закона и правовой системы Украины в регулирования языкового вопроса» (п. 63). «Законопроект отображает более либеральный подход относительно защиты региональных языков или языков меньшинств» (п. 63).
Также Венецианская комиссия просит пересмотреть терминологию законопроекта (п.68) и вопрос обеспечения свободной языковой самоидентификации личности, определения языковых групп (п. 67), с чем безусловно можно согласится.
Комментируя цитирующиеся в СМИ якобы негативные замечания Венецианской комиссии относительно свободы выбора языка в СМИ, считаю необходимым заявить, что оппонентами законопроекта приводятся грубо вырванные из контекста предложения мотивировочной части Решения Комиссии, которая не вошла в Выводы комиссии. Более того, цитирование одного из чиновников аппарата Комиссии (даже не члена Комиссии) выглядит просто смешно. Это все равно, чтобы рядовой работник Аппарата Верховной Рады Украины давал оценку законам, принятым Парламентом и народными депутатами Украины.
Кстати, член Венецианской Комиссии от Украины госпожа Ставнийчук, попытавшаяся на заседании выступить против права человека на родной язык, и заявившая что в Украине нет проблемы языкового регулирования, была не поддержана Комиссией и ее членами, публично констатировавшими острую проблему обеспечения этих прав в Украине.
Также напомню, что в адрес авторов законопроекта уже поступило около 15 выводов серьезных организаций и ученых касательно законопроекта «Об основах государственной языковой политики» в которых, несмотря на высказанные замечания, рекомендуется его принять.
Среди этих выводов экспертные заключения Национального лингвистического университета, Таврийского Национального университета им. Вернадского, Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, Института русского языка и литературы им. Н.В. Гоголя, Одесского национального университета им. И.И. Мечникова, группы ведущих украинских ученных и представителей 36 организаций национальных меньшинств и другие.
На сегодняшний день более не осталось никаких формальных поводов для непринятия законопроекта. Уверен, что законопроект «Об основах государственной языковой политики» будет в ближайшее время позитивно рассмотрен парламентом.
Вадим Колесниченко, Народный депутат Украины