Законопроект внесли депутат Государственной думы Константин Затулин и сенатор РФ от Республики Крым Сергей Цеков. Документ под названием «О признании недействительным с момента принятия решения 1954 года о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» опубликован в думской электронной базе.
Как говорится в пояснительной записке, законопроект направлен «на очищение правового наследия» России как правопреемника СССР и РСФСР «от ничтожных актов, не имевших правовых оснований, но порождавших беззаконие, политические преступления на почве злоупотреблений властью», чем был нанесен «огромный ущерб суверенным правам» государства и интересам российского народа.
Решение о передаче полуострова авторы называют «политическим произволом». Они ссылаются на ряд документов – в частности, на акт президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года «Об утверждении проекта Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» с грифом «Строго секретно» (был рассекречен в начале 1990-х). Этот документ, по утверждению К.Ф. Затулина и С.П. Цекова, «был рожден в недрах центрального аппарата КПСС и не согласовывался с государственными органами РСФСР». «На момент обсуждения вопроса на заседании Президиума ЦК КПСС самих документов от республик РСФСР и УССР не существовало –
можно предположить, что они еще и не знали, какой сюрприз им приготовил Н.С. Хрущев», – утверждают авторы законопроекта.
5 февраля 1954 года Совет Министров РСФСР принял постановление о передаче Крыма, после чего его одобрил президиум Верховного Совета РСФСР. Президиум Верховного Совета УССР принял соответствующий документ 13 февраля. 26 апреля Верховным Советом СССР был принят закон о передаче Крымской области Украинской ССР, это было сделано «в один день, без обсуждений и тайного голосования – посредством поднятия рук», говорится в записке.
По мнению парламентариев, описанная процедура «отторжения Крыма от РСФСР» нарушила Конституции СССР и РСФСР, поскольку, в частности, согласно п. «г» ст. 14 Основного закона СССР 1936 года, «союзные органы государственной власти не были наделены правом принятия решений о передаче территорий от одной союзной республики к другой союзной республике», а «в их ведении было лишь полномочие по утверждению изменений границ между союзными республиками».
Таким образом, были нарушены несколько статьей Конституции СССР – в частности, ст. 15 «о недопустимости ограничения суверенитета союзных республик и самостоятельного осуществления ими государственной власти в пределах их ведения», а также ст. 18 – «о получении согласия союзной республики (в данном случае – РСФСР) на изменение своей территории», полагают авторы законопроекта. Они также указали, что по ст. 16 Основного закона РСФСР 1937 года территория республики «не может быть изменена без согласия РСФСР». «Очевидно, что такое решение могло быть только результатом волеизъявления всех граждан РСФСР, то есть референдума (всенародного опроса). В соответствии с полномочиями ВС РСФСР (статья 33, пункт «а») Верховный Совет был вправе поручить своему Президиуму проведение такого референдума (опроса) о передаче Крымской области УССР. Но, как мы знаем, партийные и советские власти не удосужили себя подобным образом», – отметили парламентарии. Референдум о принадлежности Крыма в 1954 году, в отличие от 2014 года, проведен не был.
К.Ф. Затулин и С.П. Цеков также обратили внимание на то, что решение об «отторжении Крымской области от РСФСР» было принято СССР в пользу Украинской ССР, которая, как и РСФСР, входила в то время в состав ООН и на них «в полной мере распространялись требования Устава ООН, согласно которым отношения должны были основываться на принципе «суверенного равенства», что не было выполнено.
«Волей Президиума ЦК КПСС Крымская область была передана УССР в фактическое управление, а в международном праве фактическое управление территорией не означает ее юридическую принадлежность», – отмечается в записке. Де-юре Крым оставался в составе РСФСР, а де-факто управлялся УССР. После распада Советского Союза и провозглашения независимости Украины Киев «на последующие 23 года незаконно аннексировал Крым», чем причинил полуострову «неисчислимый ущерб».
О планах принять закон о незаконной передаче Крыма и Севастополя в состав Украины, который должен «восстановить историческую и юридическую справедливость», еще в 2015 году заявляла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Крым и Севастополь были присоединены к России в марте 2014 года после референдума. Киев и страны Запада не признали итогов голосования, считая вхождение полуострова в состав России аннексией.
Президент Владимир Путин назвал Крым и Севастополь «неотъемлемой частью России» и подчеркнул, что вопрос их принадлежности исторически закрыт.
Источник: «РБК»