20 апреля 2025 года весь православный мир отмечает праздник всех праздников – Пасху Христову. О том, что такое Пасха и где ее встречают верующие, рассказывает настоятель Сергиевского храма в Кучино отец Антоний (Овчинников).
– Что такое Пасха? Что она значит для всех людей? Что она значит для вас?
– Праздник Пасха, как говорил Григорий Богослов, это праздников праздник и торжество из торжеств. Очень важно понимать, в какую эпоху это торжество было явлено в мире. Мы, люди сегодняшние, вышли из многовековой христианской традиции. А 2000 лет назад христианства еще не было и у людей не было абсолютно никакого понимания, что такое загробная участь, для чего я живу, что будет потом, после, когда я закрою глаза навсегда, и что передо мной предстанет?
Вот есть еврейская Пасха – Песах. Переводится как «иду мимо» или «миновало». В этот день евреи празднуют, что их миновала рабская участь и они вышли из Египта и получили Землю обетованную.
А христианская Пасха – это праздник спасения, избавления от смерти и принятия того, что Христос сказал, что отныне после своей кончины вы не уходите в никуда, а вас ждет Отец Небесный. Праздник Пасхи – это ликование, что Христос упразднил смерть человеческую и дал обещание. А это Бог дал обещание, Бог – не лжец. Это мы, люди, лживы, лицемерны, фальшивы. Мы даже стоим перед зеркалом и кажемся себе чуть-чуть умнее, красивее, моложе и свежее. А если Христос сказал, что отныне, как он говорит в Евангелии своим ученикам, вы мне братья и друзья, если он говорит, что после смерти вы наследники Царствия Небесного, значит, это так.
А до этого веками, как говорил царь Соломон? «Что толку под Солнцем совершать добрые дела и недобрые дела? Участь одна и та же». Это целая революция – осознание того, что отныне я не ухожу в никуда или, как евреи учили, в Шеол, а что меня ждет Царствие Небесное! Ни в одной религиозной парадигме такого не было. Не было и осознания достоинства того, что человек теперь сын Божий. Это понятие было привнесено проповедью Иисуса Христа. И Он, пройдя все этапы человеческой жизни, восприняв на себя человеческую природу, умер, воскрес и тем запечатлел саму возможность каждого человека после блаженной кончины, успения – обратите внимание, мы слово «смерть» редко эксплуатируем, – войти в обители Бога Отца.
– Что должно быть в душе у человека, который вступает в этот праздник?
– Что касается телесной оболочки, то любой человек после такого длинного поста испытывает усталость и желание нормально поесть. Но десерт – это всегда в конце и чуть-чуть. Гастрономия – лишь один из инструментов, который должен повлиять на человека так, чтобы тот и душевно, и телесно испытывал благоговение и радость. Мы люди телесные, физиологичные, нам крайне необходимо испытывать определенное воздержание, которое предполагает еще и усугубленную молитву. Мы отказываемся от хорошего в пользу лучшего. А наилучшее – это светлое Христово Воскресение. Поэтому мы испытаем радость и ликование. Если бы вы видели, как ликуют православные арабы на Ближнем Востоке во время Пасхи! Конечно же, это следствие их менталитета, но так и должно выглядеть ликование.
– Где должен встречать Пасху настоящий христианин?
– Можно быть настоящим христианином и встретить Пасху в тюрьме. Можно быть истинным христианином и встретить Пасху в окопах. Можно встретить в реанимации, на подводной лодке.
Но в условиях повседневной жизни недурно было бы прийти в храм, поучаствовать в крестном ходе. И при этом иметь за плечами этапы Страстной седмицы, воскресных дней, когда Церковь интеллектуально наполняет человека таким образом, чтобы он понимал, о чем идет речь. Когда человеку рассказывают, что Пасха – это не просто в субботу с утра пойти куличи освятить и буженинку, чтобы потом вкусно поесть. Вся цикличность богослужебного круга – это попытка интегрировать человека в канву богословских мыслей, догм, истин. И участие в богослужении, когда человек приобщается к телу и крови Господа Иисуса Христа, – это истинная кульминация праздника. Причащаем мы, конечно, и в тюрьме, и в больнице, и на позициях ребят причащаем, но, скажем так, в храме торжественней.
– Что нельзя делать на Пасху?
– Я думаю, нельзя злиться, ругаться, нельзя вести себя погано, нельзя творить зло. По традиции в Светлые дни мы в храме не поминаем усопших. Для этого будет ходить каждый день в тот же храм для участия в литургии, крестном ходе и для причастия. Радуница, после которой начинают поминать почивших. Если есть возможность, можно
– А что можно делать на Пасху?
– А можно разделить радость с теми, кто не в состоянии прийти на службу, – навестить заключенных, принести подарки в детский дом, посетить паллиативное отделение или онкобольных. Вот это хорошее дело.
– Есть такое поверье, что кто помер на Пасху, вот обязательно в рай попадет.
– Это ерунда. Смерть – это состояние, которое в человеке запечатлевает все то, чего он хотел, желал, перед тем как отдать дух свой. И если Бог человеку на момент кончины был не нужен, то он не будет насиловать его волю. Бог говорит: «Раз я тебе не нужен, встань по другую сторону».
– Можно ли на Пасху выпить?
– Все мне можно, но не все полезно. И Христос выпивал, и ученики выпивали. В первые века христианства сначала совершалась праздничная трапеза с употреблением вина, а потом приобщались к телу и крови Господа Христа. Просто ко всему надо относиться с великим рассуждением.
– Вы когда-нибудь были свидетелем чуда на Пасху?
– Есть такое понятие – «чувственность», и еще Аристотель доказал, что чувства нас обманывают. Когда мы говорим о чудесах, мы апеллируем к нашей чувственной природе, а она зачастую уводит нас от Бога. Люди падки на чудеса, всем нужна чудесность, сказочность. С этим надо быть осторожнее. Думаю, что самое большое чудо – это то, что у нас есть возможность в храмы ходить. Что гонений пока нет. Что храмы открыты и без зацепления ОМОНа всех пускают. Вот это чудо!
– Что можно дарить друг другу на Пасху? И что можно подарить священнику?
– Что душе угодно. На ваше усмотрение. Близких своих вы сами знаете, а священник такой же человек, как и все. Чего себе желаете, то можно подарить другому в пределах разумного.
Майя Новик
Источник: vfokuse.mail.ru