Троллейбусы, автобусы, маршрутки – без них невозможно представить себе жизнь любого крупного города. Подавляющее большинство симферопольцев (и не только симферопольцев) каждый день пользуются услугами общественного транспорта и каждый день жалуются на плохие дороги, отсутствие расписания, давку в салоне, «левых» автоперевозчиков и прочие неудобства. Понимая это, партия «Русское Единство» выдвинула идею создания новой концепции пассажирских перевозок в Крыму и в Симферополе. С тех пор прошло несколько месяцев, однако, увы, инициатива «РЕ» натолкнулась на непонимание руководства Республиканского комитета по транспорту и связи.
РАБОТАЮТ ОДНИ, А ОТЧИТЫВАЮТСЯ ДРУГИЕ
— Недавно мы на заседании Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по бюджетной, экономической и инвестиционной политике слушали отчет председателя Республиканского комитета по транспорту и связи Николая Черевкова, — рассказывает лидер «Русского Единства» Сергей Аксенов. – К сожалению, он свелся к перечислению работ, выполненных другими организациями. Ну вот, например, Черевков отрапортовал о выполнении работ по реконструкции участка автодороги Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта или о реконструкции терминала местных воздушных линий в Симферопольском аэропорту. Первое сделано Службой автомобильных дорог АРК, второе – аэропортом. Причем здесь, спрашивается, Рескомитет? В то же время по инициативе Рескома из плана реализации Стратегии экономического и социального развития автономии исключены как раз те мероприятия, которыми это ведомство должно заниматься – оптимизация сети автобусных маршрутов и создание альтернативных комплексных коммунальных предприятий. Именно эти мероприятия должны были привести к новым поступлениям в бюджет, повышению уровня комфорта пассажиров и безопасности перевозок. Увы, похоже, руководителям Рескомитета это просто не нужно. Да и зачем, если можно просто отчитываться за то, что сделали другие?
— Какую оценку получила работа Рескома у других членов парламентской комиссии?
— Резкой критике работу Рескома транспорта подверг не только я, но и руководитель бюджетной комиссии Верховного Совета Крыма Виталий Нахлупин. По его подсчетам, в 2011 году в плане по реализации Стратегии экономического и социального развития Крыма значилось 49 мероприятий, ответственность за которые нес Реском. Из них выполнено – ноль (!!!), а находится в стадии выполнения двенадцать, из которых пять реализует служба автомобильных дорог, три – аэропорт «Симферополь», два – Приднепровская железная дорога и по одному — Керченская паромная переправа и предприятие «Универсал-Авиа». За первое полугодие 2012 года из 33 запланированных мероприятий выполнено одно, в стадии выполнения находится еще 18. По-моему, статистика более чем красноречивая.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
— Несколько месяцев назад в интервью нашей газете вы задавались риторическим вопросом: «Кто мешает нам нормализовать расписание работы общественного транспорта, убрать с маршрутов левые автобусы и маршрутки, заставить водителей общественного транспорта беспрекословно перевозить льготников и т.д., и т.п. Да и привести в порядок дороги в том же самом Симферополе нам вполне по силам, не выпрашивая деньги из Киева?» Решены ли на сегодняшний день хоть какие-то из этих проблем? И если нет, то почему?
— Надо сказать, что в последнее время в Крыму действительно понемногу опять начали строиться и ремонтироваться дороги – не в таких масштабах, в которых это надо делать, но тем не менее. Однако в этих успехах нет ни капли заслуг нашего Республиканского комитета по транспорту. Все деньги идут из Государственного бюджета и ни к их получению, ни к их освоению Реском не имеет никакого отношения – конечно, кроме того, что потом записывает это себе в отчет в качестве якобы проделанной работы. Все остальное – оптимизация расписания, борьба с «левыми» перевозчиками и т.д., и т.п. – так и не сдвинулось с мертвой точки.
— Вы как депутат Верховного Совета Крыма и кандидат в народные депутаты Украины регулярно ведете прием граждан, проводите встречи с избирателями. На что чаще всего жалуются люди, когда речь заходит о транспортных проблемах?
— На многочисленные нарушения графиков и маршрутов движения; на то, что трудно добраться в некоторые районы Крыма. Да что там Крыма, в некоторые районы Симферополя бывает невозможно добраться после семи-восьми часов вечера. Среди других претензий – несоблюдение правил безопасности; пробки на остановках; грубость водителей; отсутствие должной реакции на эти факты со стороны контролирующих органов. Упомяну также отказ от перевозки льготных категорий пассажиров, что случается довольно часто. Все эти проблемы можно решить без единой копейки бюджетных денег. Нужно просто оптимизировать расписание и заставить перевозчиков выполнять взятые на себя обязательства.
— Это настолько сложная работа, что специалисты Республиканского комитета по транспорту и связи не в состоянии ее выполнить?
— Ничего сложного здесь нет. Надо всего-навсего собрать сведения на всех 62 крымских автостанциях, систематизировать их, внести в электронную базу данных и затем скорректировать расписание так, чтобы ни в Крыму, ни в Симферополе не осталось глухих медвежьих углов. Еще в мае на совещании у премьер-министра Крыма Анатолия Моглиева Николаю Черевкову была поставлена задача в течение двух-трех месяцев подготовить расписание маршрутов по Крыму в электронном виде и дать количество пассажиров, которые едут из пункта А в пункт Б на каждом маршруте. С тех пор прошло больше четырех месяцев – не сделано ровным счетом ничего. А теперь Реском и вовсе исключил этот пункт из плана реализации Стратегии экономического и социального развития Крыма.
ХАОС ВМЕСТО СИСТЕМЫ
— Давайте предположим, что Реском сделал эту работу. К чему бы это привело? Иными словами, нужна ли эта работа вообще?
— Ну, во-первых, как я уже говорил, ни в Крыму, ни в Симферополе не осталось бы глухих медвежьих углов. Во-вторых, серьезно осложнилась бы жизнь нелегальных перевозчиков, которые не только не платят ни копейки в бюджет, но и нарушают правила перевозки пассажиров, подвергая опасности жизни крымчан и гостей полуострова. Наконец, в-третьих, официальные перевозчики лишились бы возможности уклоняться от уплаты налогов – ведь ни для кого не секрет, что сегодня многие из них не показывают всего объема совершаемых пассажироперевозок. Не случайно же власти республики уже который месяц не могут добиться от «Крымавтотранса» элементарных данных о пассажиропотоке. Сегодня владельцы автостанций и перевозчики не заинтересованы в том, чтобы дать нам реальную информацию о пассажиропотоке, потому что тогда мы сможем посчитать их заработки и, как следствие, заставим их полностью платить налоги в бюджет.
Уверен, главная проблема нашей транспортной отрасли – в отсутствии логистики, в отсутствии концептуального подхода. Нынешняя «система», если, конечно, тот хаос, который существует сегодня на дорогах полуострова, можно назвать «системой», сформировалась стихийно. И ее надо менять. Упор должен быть сделан на транспорт большой вместимости. Такой, которым располагают «Крымтроллейбус», «Крымавтобус» и некоторые другие предприятия. Сегодня в Симферополе из 32-х перевозчиков только пять имеют свои базы и автотранспорт, и я уверен, именно за ними будущее. В результате мы уменьшим количество транспорта в Симферополе и в других крупных городах автономии, а вместе с этим – и количество пробок и вредных выбросов в атмосферу.
КОМУ ЭТО НУЖНО?
— «Левые» автобусы и маршрутные такси продолжают работать?
— Безусловно. Хотя, надо признать, в последнее время их количество немного уменьшилось, особенно после того, как «Русское Единство» провело рейд, в ходе которого наши активисты с помощью средств видеонаблюдения выявили и зафиксировали выход на маршрут в одном только Симферополе около 500 нелегальных маршруток. Учитывая, что одна городская маршрутка в среднем приносит хозяину не менее 500 гривен чистой прибыли ежедневно, в год набегают вполне осязаемые суммы. По уверениям специалистов, их объем приближается к 80-90 миллионам гривен. И все эти деньги уводятся от налогообложения и оседают в карманах собственников предприятий – нарушителей. Это очень серьезный источник пополнения и республиканской казны, и местных бюджетов.
Нам надо легализовать транспортные перевозки, создав такие условия, при которых люди поймут, что им выгоднее работать по закону. Уверен, самая эффективная методика борьбы с нелегалами – это создание альтернативных возможностей для сотрудничества с государством. Человек должен понять, что, получив официальные документы и работая с автостанцией, он будет платить меньше, чем платит сейчас так называемой «крыше», а заодно еще и будет защищен законом.
— Несколько месяцев назад вы обещали оборудовать подъезды к автостанции на железнодорожном вокзале в Симферополе видеокамерами, чтобы отслеживать движение автобусов и таким образом бороться с нелегалами.
— Все, что от меня зависело, я сделал. Мы вместе с председателем бюджетной комиссии Верховного Совета Крыма Виталием Нахлупиным уже давным-давно купили эти видеокамеры – причем, на собственные деньги — однако они так и лежат нераспакованными, потому что Рескомтранс до сих пор не удосужился создать коммунальное предприятие, которое будет их обслуживать и анализировать собранную с их помощью информацию.
Понимаете, мы – политическая партия, а не орган власти. «Русское Единство» с первых дней своего существования пытается делать все для того, чтобы жизнь крымчан стала как можно более комфортной, и растущее число наших сторонников подтверждает, что мы находимся на правильном пути. Но в то же время мы не можем подменить органы государственной власти и местного самоуправления, а они, к сожалению, далеко не всегда работают эффективно.
— Это происходит потому, что люди не умеют работать, или потому что кому-то выгодно, чтобы был такой хаос, ведь, как известно, ловить рыбку легче в мутной воде?
— Я за руку никого не поймал, но вы ведь знаете: если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно.