«Когда-то был ведь заштатный городишко, лежащий на унылых серых холмах, но после экономического бума ранних сороковых Городская управа объявила Симферополь полем соревнования самых смелых архитекторов мира, и вот теперь столица Крыма может поразить любое туристское воображение», — фантазировал Василий Аксенов в своем знаменитом романе «Остров Крым». Увы, в реальной жизни фантазиям писателя сбыться пока не судилось. Симферополь, несмотря на свой столичный статус, во многом остается тем самым заштатным городишком, лежащим на унылых серых холмах, да и Крым в целом далек от того, который описан в романе Василия Аксенова.
О том, почему Автономная Республика Крым и ее столица никак не могут реализовать свой огромный потенциал, многократно воспетый поэтами, писателями, учеными, политиками, мы говорили с однофамильцем знаменитого русского писателя, лидером партии «Русское Единство» Сергеем Аксеновым.
ЧЕМ КРЫМ ХУЖЕ ЛАТВИИ?
— Сергей Валерьевич, нет, наверное, никого, кто бы стал спорить с тем, что наш полуостров обладает огромным потенциалом – курортным, туристическим, сельскохозяйственным, интеллектуальным и прочая, и прочая, и прочая. Однако, увы, реализовать этот потенциал нам, несмотря на огромное количество различных программ, стратегий и концепций, принятых за последние двадцать лет, никак не удается.
— Одна из главных проблем и Крыма, и Украины в целом – это неэффективное управление. Ну вот, например, несколько дней назад по инициативе партии «Русское Единство» в Ялте в рамках «Балтийского форума» прошел семинар «Проблемы и перспективы регионального и инновационного развития. Латвия и Крым: обмен опытом и возможности сотрудничества». Население Латвии составляет чуть больше двух миллионов человек – то есть, примерно столько же, сколько в Крыму. Однако их государственный бюджет – около девяти миллиардов долларов. А бюджет Автономной Республики Крым – около 500 миллионов долларов, то есть в 18 (!!!) раз меньше. Одним из участников семинара был мэр небольшого латвийского городка Резекне, в котором проживают 34 тысячи зрителей. Это примерно столько же, сколько в Бахчисарае. Бюджет городка Резекне составляет 39 миллионов евро в год, 20 из которых город зарабатывает сам, а еще 19 ему дает Европейский Союз. Бюджет Бахчисарая — около одного миллиона евро в год, то есть в 39 (!!!) раз меньше. Другой пример. Порты Латвии приносят в год около 300 миллионов долларов прибыли. А ялтинский порт имеет годовой оборот в три миллиона, при этом в прошлом году он еще и остался должен республиканскому бюджету около двух миллионов 700 тысяч гривен. Спрашивается, чем мы хуже латышей? Почему в Резекне на 34 тысячи населения приходится 770 предприятий, которые платят налоги в местный бюджет, а в Бахчисарае – от силы три десятка? Почему латвийские порты зарабатывают сотни миллионов долларов, а наши – в сотни раз меньше?
— Вы знаете ответ на этот вопрос?
— Дело в неэффективном управлении. В стране – начиная от верхних эшелонов власти и заканчивая мелкими клерками где-нибудь в районной администрации – катастрофически не хватает грамотных управленцев. У нас очень сложно открыть свое предприятие. У нас нет льгот для инвесторов. У нас очень мало по-настоящему работающих государственных, региональных и международных программ развития тех или иных отраслей экономики, образования, медицины и т.д., и т.п. Огромное количество чиновников десятилетиями привыкли работать на себя, на свой карман, а не на интересы громады, которая, в сущности, наняла их на работу. Они рассматривают свою службу как место для кормления, а не как работу на благо региона или страны. Нужно, чтобы к власти пришли наконец люди, заинтересованные не в том, чтобы набить свой карман, а в развитии их города, района, региона. И тогда все постепенно наладится, потому что, повторюсь, мы на самом деле ничем не хуже латышей или жителей любой другой европейской страны.
ГДЕ ВЗЯТЬ СВОЕГО ЛИ КВАН Ю?
— Послушайте, но по крайней мере на словах власти Украины и Крыма все эти годы тоже ратуют за эффективное управление, принимают многочисленные программы, концепции, стратегии развития.
— Видите ли, можно написать любую, самую превосходную программу развития, но она не будет работать, если не будет людей, которые способны ее реализовать. Очень многое зависит от конкретного человека. В свое время премьер-министр Сингапура, один из создателей сингапурского экономического чуда Ли Кван Ю лично обхаживал каждого потенциального инвестора. Стратегия экономического развития правительства Ли Кван Ю строилась на превращении Сингапура из жалкой отсталой страны третьего мира в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также на привлечении иностранных инвесторов. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», — признавался сингапурский политик. В результате Сингапур стал одним из самых высокоразвитых государств не только своего региона, но и мира в целом. Наверное, мне скажут, что, дескать, куда там Крыму до Сингапура, но это неправда. Потенциал Крыма ничем не меньше, а стартовые условия – лучше, чем были у Сингапура в начале шестидесятых годов прошлого века. Просто у нас нет своего Ли Кван Ю.
— Какие отрасли экономики, на ваш взгляд, должны быть приоритетными для развития Крыма?
— Я считаю, что самая перспективная отрасль для Крыма – это даже не курорты и не туризм, а сельское хозяйство. У нас 1.700.000 гектаров земли сельскохозяйственного назначения, и мы способны накормить не только жителей полуострова, а полстраны, мы способны экспортировать нашу сельскохозяйственную продукцию за рубеж – в ту же Россию, Белоруссию, в страны Европейского Союза, в Китай. Однако, к сожалению, эффективность крымского и украинского сельского хозяйства оставляет желать лучшего. Сегодня Голландия, которая по количеству земли обладает в несколько раз меньшим сельскохозяйственным потенциалом, чем Украина, получает урожай, равнозначный украинскому.
— Что нужно для того, чтобы изменить ситуацию?
— Нужно сделать то, что сделал в свое время Ли Кван Ю в Сингапуре – создать благоприятный инвестиционный климат. Без него развитие Крыма невозможно. Между тем, в последнее время ведущие мировые рейтинговые агентства медленно, но верно снижают инвестиционный индекс Украины, банки, глядя на это, назначают все более и более высокие процентные ставки для получения кредитов. У нас — рискованный рынок, на котором иностранные банкиры зарабатывают приличные деньги. Они берут деньги у себя на межбанке под 2,5-3 процента, а потом продают их здесь, зарабатывая 10-12 процентов. Для европейцев это сумасшедшие заработки. Неслучайно же сегодня большая часть крупных украинских банков принадлежит иностранцам.
КРЫМУ НУЖЕН ОСОБЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕЖИМ
— Если иностранные банкиры идут к нам работать охотно, то иностранных производителей, наоборот, на Украину не заманишь.
— Конечно. Потому что у иностранного производителя на Украине нет никаких льгот — ни льготного периода, ни отсрочки по НДС, ни отсрочки по телу кредита, ничего. Зачем ему это надо? Он вложит свои деньги в той же Латвии, в том же Сингапуре или еще в какой-нибудь стране с более благоприятным инвестиционным климатом.
— Кстати говоря, вам известно что-нибудь о судьбе законопроекта об особом инвестиционном режиме в Крыму, который крымские власти разработали уже довольно давно?
— К сожалению, «Русское Единство» сегодня не у власти, поэтому мне трудно сказать, как быстро данный законопроект пройдет согласование в Верховной Раде Украины, и будет ли он в принципе одобрен депутатами. Хотя, вне всяких сомнений, такой закон Крыму нужен – конечно, если мы хотим не на словах, а на деле превратить нашу республику в современный высокоразвитый регион.
— На семинаре «Латвия и Крым: обмен опытом и возможности сотрудничества» много говорили о местном самоуправлении. Какова его роль в развитии Крыма? Иначе говоря, что зависит от органов местного самоуправления?
— Очень многое. Ну вот кто, например, мешает сегодня местным властям в крымских городах ликвидировать незаконную торговлю? Или, скажем, левые маршрутки? Это же зависит не от президента страны и даже не от Кабинета министров. Хотя, с другой стороны, конечно, построить рай в одном отдельно взятом Крыму или в одном отдельно взятом Симферополе нельзя. Те же самые рейтинговые агентства оценивают инвестиционный климат в Украине в целом, а не в Крыму. Поэтому, конечно, все процессы, которые сегодня происходят в Киеве, прямо или косвенно влияют на ситуацию у нас на полуострове. И именно поэтому я и иду в Верховную Раду Украины.
СИМФЕРОПОЛЬ БУДУЩЕГО
— Один из докладов на семинаре назывался «Город будущего» — с ним выступал профессор Института международных исследований в Монтрье (Калифорния, США). А если бы я спросил у вас, как кандидата в народные депутаты Украины по мажоритарному избирательному округу №2 (Симферополь), каким должен быть Симферополь будущего?
— Я думаю, что прежде всего это должен быть город, в котором власти и жители доверяют друг другу, в котором они вместе делают его безопасным, комфортным, чистым, экологичным. Город, жители которого являются его патриотами, считают его своей родиной – как бы громко это, может быть, ни звучало.
— Утопия.
— Как посмотреть. У нас – пока утопия, а в Латвии или, скажем, в Белоруссии – уже нет. Уверен, как только власти начнут выполнять взятые на себя обязательства, как только люди увидят, что им перестали вешать лапшу на уши, начнутся изменения – медленные, но необратимые. Не нужно давать несбыточных обещаний. Лучше пообещать меньше, но обязательно сдержать свое обещание. Я приведу вам в пример Белоруссию. Там, чтобы не распылять средства, каждый год в каком-нибудь одном конкретном городе осуществляют комплексную программу энергосбережения — меняют за счет бюджета всем жителям окна, утепляют крыши и т.д., и т.п. Как результат, потребление электроэнергии уменьшается в несколько раз. Почему бы и нам не внедрить похожий энергосберегающий проект. Или, скажем, кто нам мешает взять и составить план до 2020 года по приведению в порядок микрорайонов Симферополя? Ну, например, в этом году полностью привести в порядок Петровскую балку, в следующем – район Седьмой городской больницы и т.д., и т.п. Понятно, что сразу решить все проблемы не удастся, но если люди увидят, что работа идет, что вчера привели в порядок Петровскую балку, сегодня – район Седьмой городской больницы, то они начнут доверять власти.
— Как участники «Балтийского форума» оценили потенциал Крыма?
— По их мнению, у нас сумасшедший потенциал, особенно – природный. Они были в Воронцовском дворце, в Массандре, им очень понравился отель «Пальмира-палас», в котором проходил семинар. По словам латышей, у них в Юрмале таких объектов не было и нет. И они считают, что Крым спокойно может быть самодостаточным регионом. Ведь, повторюсь, по территории и по количеству населения наш полуостров вполне сопоставим с той же самой Латвией, которая сегодня успешно развивается как самостоятельное европейское государство. Да, наш основной приоритет – это связи с Россией, вхождение в Единое экономическое пространство, Таможенный и Евразийский союз, однако в то же время это не означает, что мы должны отгораживаться от Европы. Наоборот, у нас гораздо больше шансов интегрироваться в Европу не порознь, а вместе с Россией.
«Откуда все-таки взялось наше богатство?» – в тысячный раз спрашивал себя Лучников в романе Василия Аксенова «Остров Крым», глядя с фриуэя вниз на благодатную зеленую землю, где мелькали прямоугольные, треугольные, овальные, почковидные пятна плавательных «пулов» и где по вьющимся местным дорогам медленно в больших «кадиллаках» ездили друг к другу в гости зажиточные крымчане.
Эх, нам бы его проблемы.