В Крыму взялись за восстановление памяти погибших в фашистских концлагерях
До нас на этой Земле жили люди. Любили, умирали. Как умирали? Иногда страшной смертью, в расцвете сил. А иногда не дожив и до года. Их убивали те, кто приходил на эту землю как завоеватель. С врагом сражались — армия, партизаны. А враги убивали не только солдат, но и крохотных детей, женщин, стариков. Только в Крыму — более 600 тысяч…
Должны ли мы об этом помнить? Да — конечно, если мы люди. В последние годы мы об этом забыли. Именно поэтому на территории бывшего концлагеря совхоза «Красный», что под Симферополем, появились татарские самозахваты и началось строительство мечети.
Стыдно.
Легко найти оправдание: советской власти не всегда было выгодно лишний раз напоминать, к чему привела цепь трагических ошибок, совершенных лидерами партии, в том числе и Сталиным, накануне войны, в начале войны, да и в ее ходе. В годы независимости Украины вообще было не до памяти — тут бы выжить. А сейчас кризис, скажет кто-нибудь. Но часто ведь не столько деньги нужны, сколько воля, политическая воля на то, чтобы ЗНАТЬ и ПОМНИТЬ.
Судя по всему, она начинает появляться. Только что в стенах этнографического музея в Симферополе прошел круглый стол, который инициировали депутат Верховного Совета Крыма Олег Родивилов и директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин. Пригласили ученых, средства массовой информации — для того, чтобы дать старт кропотливой и долгой работе, направленной на то, чтобы ВСПОМНИТЬ и УЗНАТЬ.
Андрей Мальгин:
— Мы не случайно обращаемся к этой теме сразу после 9 Мая, накануне дня начала Великой Отечественной войны и в преддверии юбилея Дня Победы, который мы будем отмечать в следующем году. Среди разнообразных жертв Второй мировой и Великой Отечественной войны советские военнопленные, мирные граждане, которые погибли вне фронтов — это категория, так и оставшаяся без достойного увековечения и памяти. Вы все прекрасно знаете, какая доктрина царствовала на Восточном фронте, какое отношение было к советским военнопленным во время и после войны. Мы даже не знаем точно, сколько СССР потерял военнопленными в годы войны. По самым скромным подсчетам, только в двух операциях на крымском участке советско-германского фронта, при крушении флота на Керченском полуострове и при падении Севастополя Советский Союз потерял до 300 тысяч человек, большинство из которых погибло. Мирных жителей Крыма, по разным данным, в период войны погибло свыше 600 тысяч. Общее количество военных безвозвратных потерь в СССР составило порядка 8 миллионов человек — от тех 20 миллионов погибших, остальное — это жертвы, которое понесло мирное население. Не было больше страны с таким количеством жертв. И до сих пор мы не можем сказать, что мы отдали дань памяти погибшим.
Главная задача этого круглого стола — привлечь внимание общественности к этой теме, к состоянию памятников и выработать какие-то общие подходы к охране памятников тех, кто погиб. Среди погибших — люди разных национальностей. В конце концов, по отношению к памятникам и определяется уровень цивилизованности общества.
Олег Родивилов, председатель постоянной комиссии по культуре, делам молодежи и спорту:
— Идея проведения круглого стола родилась после посещения территории бывшего совхоза «Красный», где раньше был концлагерь в период немецко-фашистской оккупации в 1941-44 годах. Зрелище более чем печальное — того, что осталось от развала бывшего совхоза. Но тем более печально, что людям, сейчас проживающим на этой территории, не объяснили, что произошло на этой земле в не таком уж и далеком прошлом. А сейчас там, как известно, имеется татарский самозахват. После того, как занялись благоустройством территории, эта тема в Крыму стала активно обсуждаться.
Мы сочли необходимым проведение серии круглых столов, посвященных этой теме, — для того, чтобы в спокойной, несколько академической атмосфере с привлечением СМИ прояснить по этому вопросу ситуацию, а также поставить перед обществом какие-то задачи. Наша задача — и моя личная, и общественная — заставить общество вспомнить жертв войны, тем более тех, кого уничтожали за день до освобождения. Не допустить глумления мест их гибели, вернуть историческую память.
Вторую часть мы наметили провести на 22 июня. Третья — будет посвящена началу партизанского движения, мы к ней подойдем в начале осени. Но и на этом работа не должна закончиться – перейдем к этапу долгосрочной работы: поисковой, научной, издательской…
На круглом столе присутствовал начальник архива крымского главка СБУ Андрей Валякин, который создал фильм «Нацистские лагеря смерти» (Из серии «Рассекреченная память»):
— В архиве главка СБУ с 2007 года ведется поиск документов. Составлена картография мест принудительного содержания военнопленных и гражданского населения на территории Крыма. По документам и на основе свидетельских показаний мы установили, что в Крыму было 81 такое место. Мы собирали показания бывших узников. Уже созданы выставки, подготовлен документальный фильм, написана книга. Мы поняли, что наши дети фактически не знают истории войны…
Мы не удержались от вопроса:
— С учетом нынешней политики «партии и правительства» не мешали ли вам создавать этот фильм, изучать документы и проводить выставки?
— Мы действовали по указу президента от 2007 года о картографировании мест содержания, работа проходила по всей Украине. Сейчас ее результаты обобщаются, потом будет издан весь материал.
— Столкнулись ли вы с таким, что вас удивило, шокировало?
— Могу сказать, что человек, который вычитывал книгу, неделю не могу уснуть…
На встречу была приглашена и Марина Кобус, директор Мирновского краеведческого музея:
— За последние дни мы сделали разметку границ размещения концлагеря. И заметили, что сейчас резко началось строительство мечети. Был установлен крест, построена часовня. Татарская сторона уже сказала, что здесь будет установлен камень в память о погибших здесь татарах.
Снова Олег Родивилов:
— Лагерь в совхозе «Красный» — это, если можно так сказать, классический концлагерь, созданный фашистами и предназначенный именно для уничтожения людей. Там погибли тысячи крымчан. Об этом нужно помнить. Сегодня на Западной Украине возрождается фашизм, сегодня перезахоранивают коллаборационистов на территории Зынджирлы-медресе и говорят, что они герои, сегодня по украинскому телевидению идет героизация ОУН-УПА… Наша задача — создать материальный объект на территории совхоза «Красный», чтобы расширить Мирновский музей. И создать подробную экспозицию в Центральном музее Тавриды.
Пока произносились все эти и другие слова, на большом экране демонстрировались кадры документального фильма. Кадры, которые невозможно смотреть без слез…
Но оказалось, что и слушать то, что рассказывает Владимир Гуркович, старший научный сотрудник научного центра историко-краеведческих исследований и свода памятников Украины в АРК, тоже тяжело. Этой темой он начал заниматься еще в 1965 году. Принимал участие в работах по эксгумации останков погибших. Сначала это были сотни, потом нескончаемые тысячи. Он пускает по рядам фотографии, которые он сделал в семидесятых годах — сюрреализм, в голове это не укладывается. Но мы-то смотрим на уже размытые временем неживые снимки, а каково было видеть штабеля из костей или горы черепов — всего, что осталось от людей, живших на этой земле и виновных лишь в том, что они родились «не той национальности»…
Мы приводим здесь видеорассказ Владимира Николаевича практически без сокращений.
ВИДЕО – на сайте «КРЫМСКОЕ ЭХО»:
http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=2501
А напоследок приведем слова Сергея Киселева, доцента ТНУ им. Вернадского:
— Уже несколько лет в нашей стране идет массированное наступление на нашу общую память. Люди могут существовать как народ, только если они обладают какой-то национальной идентичностью. Одним из важнейших стержней нашей национальной идентичности являлась победа во Второй мировой и Великой Отечественной войне — достаточно сказать, что 80 процентов всех нацистских войск было перемолото на Восточном фронте. И за это наш народ заплатил огромную цену.
Помнить об этой цене — наш долг. Хотя бы помнить…
Наталья ГАВРИЛЕВА
«Крымское эхо»
http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=2501