Интеграция Республики Крым в образовательное пространство России потребовала принятия оперативных мер для своевременного переформатирования содержательной и нормативно-правовой базы учебного процесса, перехода на российские федеральные образовательные стандарты. Одновременно встала проблема поступления выпускников крымских школ в российские вузы. По мнению члена Совета Федерации от Республики Крым Сергея Цекова, разница в учебных программах украинских школ, по которым учились крымские старшеклассники, такова, что особые условия поступления в вузы для крымчан необходимо продлитьна 2016 год – и по итоговой аттестации школьников, и по приему в вузы. Сенатором внесён в Государственную Думу проект соответствующего федерального закона. Концепция законопроекта поддержана Государственной Думой. 1 июля 2015 года законопроект был принят в первом чтении.
В комментарии журналистам Сергей Цеков напомнил, что в 2014 году для крымских абитуриентов сложилась парадоксальная ситуация. Для них, признанных гражданами Российской Федерации, были открыты двери всех вузов страны, но поступать на учебу нужно было по российским правилам. А это значит – обязательно сдавать экзамен по русскому языку, да и другие предметы сдавать по российским программам. И обязательно в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).
«Крымчане были не готовы к этому не только психологически, но и содержательно, поскольку российские и украинские образовательные программы, реализуемые в школе, различались в значительной мере, – рассказал сенатор. – Различия имелись по всем общеобразовательным предметам, при этом наибольшие различия связаны с тем, что по украинским программам русский язык в крымских школах изучался в меньшем объеме, чем в России, а в ряде случаев – в значительно меньшем объеме. Общеобразовательные дисциплины были сильно политизированы и подвержены насильственной украинизации. История переписывалась в угоду создаваемой на Украине националистической концепции истории, которая не только «сводила на нет» роль России в значимых для Украины исторических событиях, но и создавала параллельную историческую реальность, в которой Россия представала извечным противником Украины, предатели и пособники фашистов становились героями и т.д. «Русская литература» в регионе, где проживают почти 100% русскоязычных жителей, числилась в разделе «иностранная литература». В школах не преподавалась география России и такие дисциплины как «обществознание».
По мнению сенатора, проблему удалось решить благодаря принятию федерального закона, который обеспечил выделение дополнительных бюджетных мест для крымчан и установление особых условий приема на эти места с сокращенным количеством вступительных испытаний, отдельным конкурсом и возможностью не сдавать ЕГЭ. В результате, в 2014 году на бесплатное обучение в вузы Крыма поступили около 10 тысяч крымчан, в вузы за пределами Крыма, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, – более тысячи.
Осенью 2014 года незамедлительно нужно было решать вопрос о законодательном пролонгировании особых условий для приема крымчан в вузы на 2015 год. Законопроект был подготовлен Министерством образования и науки Российской Федерации, но проведение всех этапов законопроектной процедуры могло привести к его принятию в слишком поздние сроки.
Этой проблеме были посвящены обращения Сергея Цекова в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации. Вопрос о необходимости ускорения прохождения законопроекта был обсужден Сергеем Цековым в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре, следствием чего явилось письмо первого заместителя председателя Комитета В.С. Косоурова в Министерство образования и науки Российской Федерации.
31 декабря 2014 года был принят Федеральный закон № 489-ФЗ, который установил особенности регулирования отношений в области образования для Крыма на 2015 год. Для крымчан было обеспечено выделение бюджетных мест с проведением отдельного конкурса при приеме, установлены особые условия приема (сокращенный перечень вступительных испытаний и т.д.) и возможность сдавать вступительные испытания в вузах, то есть поступать без результатов ЕГЭ.
Сейчас приемная кампания в вузы в разгаре и уже можно видеть результаты действия данного Федерального закона. За пределами Крыма выделены бюджетные места для приема крымчан на бакалавриат, специалитет и магистратуру в объеме около 2%. Для каждого вуза это малозаметное количество, а крымским абитуриентам дает значительные возможности. Места выделили несколько сотен федеральных вузов, в том числе два ведущих университета – Московский и Санкт-Петербургский. В Крыму для крымчан выделено около 96% бюджетных мест.
При приеме на бакалавриат и специалитет крымчане сдают 1-2 вступительных испытания (по общему правилу, необходимо сдать 3 вступительных испытания). В творческие вузы крымчане сдают не более 3 вступительных испытаний (по общему правилу – до 6 вступительных испытаний). Крымчане поступают по отдельному конкурсу, то есть не конкурируют с другими абитуриентами. Это ключевое условие, так как иначе более подготовленные российские абитуриенты будут «вытеснять» крымчан из конкурса в связи с их более низкой подготовленностью к сдаче вступительных испытаний по российским программам.
Прием крымчан в вузы за пределами Крыма проводится в более ранние сроки – до 27 июля, так что в ближайшие дни на сайтах вузов будут размещены приказы о зачислении. Прием в Крыму, наоборот, будет проведен в более поздние сроки – в августе. Таким образом, крымчане, не поступившие в вузы за пределами Крыма, смогут подать документы и участвовать в конкурсе в вузы Крыма. Это еще одна дополнительная возможность, предусмотренная для абитуриентов из Крыма.
Принятые законодательные шаги заметно смягчили остротупроблем, возникших в период интеграции Республики Крым и г. Севастополя в российское образовательное пространство. Однако, по мнению Сергея Цекова, проблема не исчерпывается 2015 годом.
«Создание упрощенных условий поступления в вузы для крымчан – это, конечно, временная мера. Но таково объективное положение дел, что подготовленность абитуриентов Крыма отличается от подготовленности других российских абитуриентов, поэтому при поступлении в вузы крымчане имеют иные «стартовые» возможности. Ситуация начинает выравниваться, но необходимо сделать еще ряд шагов для интеграции крымских старшеклассников и абитуриентов в российскую систему образования», – отметил сенатор.
Сергей Цеков привёл анализ сопоставления российских и украинских общеобразовательных программ, который наглядно свидетельствует, что наименьший объем компенсации учебного материала за предшествующие классы необходим по математике, информатике, физике и иностранному языку, более значительный объем компенсации – по химии и биологии, наибольший объем компенсации – по истории, обществознанию, литературе, русскому языку и географии. И этот процесс потребует значительного времени.
По результатам прошедшего учебного года, который был для крымских школьников первым годом в российской школе, можно судить о том, насколько трудным для них стал переход на российские программы. В этом году крымские школьники имели возможность сдавать ЕГЭ по желанию. Исходя их данных официального информационного портала единого государственного экзамена, в Республике Крым ЕГЭ сдавали 1406 человек из 16 тысяч выпускников школ. «1406 отважных» – так названы они в комментарии. «Отважные» в основном сдали ЕГЭ хорошо. Но это – наиболее подготовленные, их менее 9%. При этом ЕГЭ по русскому языку сдавали только 6% выпускников школ.
Конечно, в Крыму немало ребят, которые отлично знают русский язык, целенаправленно в течение нескольких лет готовились поступать в российские вузы. И все-таки, это скорее исключение, чем правило.
Сергей Цеков считает, что для восполнения необходимого объема учебного материала без ущерба для качества образования по всем предметам, прежде всего, по гуманитарным предметам (история, обществознание, литература, русский язык и география), необходимо около 6 лет. При этом проблема не в ЕГЭ, как принято считать, а в уровне подготовленности. «Для поступления в вузы на общих основаниях нужны не просто результаты ЕГЭ, нужны достаточно высокие, конкурентоспособные баллы. Для этого крымчане должны быть подготовлены на том же уровне, что и школьники других регионов России», – отметил парламентарий.
В связи с этим сенатор предлагает разработать законопроект в целях пролонгирования переходных условий до 2020 года. «По-видимому, на этот период нужно установить переходные условия не по всем, а только по ряду общеобразовательных предметов, прежде всего, по истории, обществознанию, литературе, русскому языку и географии», – подчеркнул Сергей Цеков.
Вопрос требует глубокого анализа и взвешенных решений. «Нам нужен системный подход в законодательном обеспечении образовательного процесса в Крыму», – считает парламентарий.
Пресс-служба Сергея Цекова, члена Совета Федерации от Республики Крым