Валерий Плотников
Вера и знание — две ипостаси человеческого сознания. Именно и только через знание и веру формируется наше представление об окружающем мире, о месте в нём каждого из нас. Никакого противоречия между этими понятиями нет. Вера и знание дополняют друг друга. Даже вера в Бога не становится меньшей, если человек начинает изучать доказательства бытия Божьего. Вера укрепляется знанием, а знание основывается на вере.
Таким вступлением я хочу предварить разговор о реалиях нашей крымской жизни. О парадоксах веры и вечном недостатке знаний.
Нам, крымчанам, ещё только ощущающим себя гражданами России, но не ставшим ими до конца, трудно воспринимать недостатки в работе системы ЖКХ, в медицинском обслуживании, да мало ли какие огорчения встречаются в каждодневных буднях крымчан. И всё бы ничего, мало ли мы натерпелись за годы «незалежности», отвратительной ложью отравлявшей наше самочувствие долгих 23 года.
Эйфория долгожданного, но такого неожиданного возвращения на родину в Россию, обостряет наше отношение ко всем закономерным, а иногда и по глупости творимым изъянам, прорехам и просчётам. Однако спроси сегодня практически любого крымчанина, что даёт ему силы в жизни, в работе? И ответом будет: «Вера!».
Вера в Бога, вера в Россию, как оплот Православия, вера в правильность пути, выбранного президентом Владимиром Путиным. Вера в то, что трудности сегодняшние, конечно же, временные, что президент с помощью Божией найдёт правильное решение. Что крымские власти будут точкой опоры в этом процессе.
Теперь о главном. О том, что и мы не ветром тучки гонимые и не овцы стадные. О том, что вера, как и всё на свете, имеет свои границы. У каждого должно быть понимание того, что ожидает нас в ближайшем и отдалённом будущем. Какие ориентиры и ценности нужно нам избрать, для того, чтобы быть достойными гражданами России.
Начну с самого простого. С глубоко укоренившейся в сознании многих крымчан убеждённости в том, что только первые лица в Крыму и в России могут решить наши проблемы. Исходя из этого, начинается круговорот писем и ответов на них. Вы письмо в Москву, а ответ оттуда идёт сначала в Симферополь, а из Симферополя – уже в ваш родной город. В результате чаще всего получается так, что тот, по чьей вине возникла ваша проблема, – вам и отвечает, причём чаще всего в духе советского сатирика Аркадия Райкина. Помните его знаменитую миниатюру: «а давайте запустим «дурочку»…». И вот уже в солидном конверте вы получаете ответ, из которого ясно понимаете, что писали вы про Фому, а ответ получили про Ерёму.
На кого будем пенять? А давайте с себя начнём. Жизнедеятельность любого государства, как и наше бытие в нём, регламентируется законами и моралью, принятой в обществе. Но о морали потом. Прежде зададим себе вопрос. А определили ли вы, какой закон нарушен, и какой закон, защищающий ваши права, не соблюдается?
Дальше, продолжая цепочку рассуждений, спросим себя ещё раз, и зачем мы обращаемся в далёкий стольный град, если в вашем городе находятся учреждения, которые призваны следить за соблюдением законов. Это – суды и прокуратура.
Всякое неисполнение закона может происходить только по двум причинам. Первое, – из-за умышленного или неосознанного (в силу низких профессиональных качеств) извращения сути закона работниками суда и прокуратуры. Второе, – неисполнение закона в силу его несовершенства (неопределённости, многозначного толкования и т.д.).
Опять же, опустим первую причину, того почему не работает закон. Ясно, что действовать в этом случае должны правоохранительные органы, конечно не без «целеуказания» общественности.
Таким образом, мы пришли к вполне очевидному выводу – обращаться по поводу личных и общественных проблем нужно не к самому высокому руководящему лицу, а в суд и прокуратуру, которые должны следить за соблюдением законности в области защиты наших прав: экономических, социальных, культурных и политических. При этом должен соблюдаться принятый порядок документооборота.
Если толкуют чиновники закон по-своему, в чьих-то интересах, на уровне города, то ваше новое письмо вместе с ответом, который вас не удовлетворяет, направляется на следующий уровень государственного управления. Ни один чиновник, никогда не пойдёт на нарушение закона, а на вольное толкование закона в своих интересах ему всегда укажут.
Что касается второго вопроса – несовершенства законодательства, то мы с коллегами пришли к выводу, что для того, чтобы законы работали, нужно выработать определённые принципы законотворчества. При соблюдении таких принципов, будет создаваться правовой фильтр, который не пропустит не совершенный и тем более лоббистский закон. Принципы могут быть такие:
— Принцип направленности на обеспечение условий жизни человека. В человеческом обществе нет другой ценности выше человеческой жизни и здоровья человека.
— Принцип объективности, отсутствия личной, групповой, клановой, классовой, национальной и (или) ведомственной заинтересованности создателей закона.
У нас получилось 12 принципов, но чтобы не делать статью громоздкой, ограничимся перечисленными. Исходя из сказанного, мы должны помнить, что закон по своей сути, по определению, по смыслу этого термина, не может не работать. Если закон не работает, то это уже не закон, а всё что угодно другое, но не закон.
Для того чтобы работали принципы законотворчества необходимо оформить их в виде закона или статьи конституции. Такой закон даст возможность постепенного улучшения правового поля республики.
Однако мы немного отвлеклись от центральной темы нашего разговора. Всё-таки рассчитывать на развитие Республики Крым на основе одной веры нереально. Каждый крымчанин должен иметь ясные представления как, за счёт чего и какими темпами будет развиваться Республика. Тезис о развитии за счёт федеральных денег, как говорится, не предлагать. Нельзя все время сидеть на чьем-то попечении.
Мы считаем, что должна быть разработана программа республиканского, а лучше федерального уровня, которую мы условно назвали «Программа опережающего развития Республики Крым».
В этой программе не должно быть пунктов, которые бы говорили, что нужно построить то-то, образовать это, и т.п. Суть программы должна заключаться в создании таких финансовых, банковских, производственно-технологических, таможенных и социально-экономических условий, которые бы создавали почву для эффективного развития республики. Таким образом, мы перейдём на новый уровень в планировании. От планирования производственно-экономического к планированию создания условий развития. Слово «опережающего» в названии программы говорит о том, что Крым может стать регионом, в котором будут внедряться самые передовые организационные и технологические наработки российских учёных и инженеров.
Такая и подобные ей программы помогут в замещении в сознании крымчан огромной, но не безграничной веры в счастливое будущее жителей Крыма на знание и расчет, которые не только вдохновляют, но и помогут каждому найти своё место в строительстве обновлённой республики.
Плотников В.А.,
председатель Керченской организации Русской общины Крыма