Без рубрики        07 июня 2017        1060         0

Русская Аляска: страницы истории

Анатолий Жилин
 
Существует прочно укоренившаяся в научных кругах версия, что первопричиной организации русскими экспедиции в Северную Америку в первой четверти XVIII века был интерес Петра I к географическим знаниям. Будучи членом французской академии, император озаботился разрешением задачи: сошлись ли Америка с Азией? В начале января 1725 года он вызвал командующего флотом генерал-адмирала Апраскина и вручил ему инструкцию о снаряжении экспедиции. В бумаге (имеется в полном собрании законов Российской империи от 5 февраля 1725 г.), в частности, говорилось, что она дана капитану флота Берингу, чтобы тот выяснил, есть ли соединение Азии с Америкой. 

Ю. Пшеничный. «Алексей Чириков и Витус Беринг»

 
В том же 1725-м первый корабль в Северную Америку через Тихий океан от мыса Дежнева был отправлен мореходом и промышленником П. Нагибиным. Однако судно своей цели не достигло, так как было зажато и раздавлено льдами. Вслед за этим походом и начинаются многочисленные экспедиции с Камчатки на Алеутские острова и Аляску. Открытие Америки (Аляски) принято связывать с экспедицией капитана А. Чирикова в 1741 году. Собственно, это была не одна, а две экспедиции  –  В. Беринга и А. Чирикова. В результате одной исследован пролив между Азией и Америкой (как тут не вспомнить задание Петра I капитану В. Берингу), впоследствии названный Беринговым. Другая экспедиция, возглавляемая Витусом (как его окрестили в Сибири, Иваном Ивановичем Витязем) Берингом, достигла острова у самого Северо-американского континента. В это время Беринг был тяжело болен и 8 декабря 1741 г. умер на острове, названном его именем. А. Чириков же, отделившись от экспедиции В. Беринга, достиг Американского континента.
В середине XIX века на страницах русской прессы велась дискуссия: чья роль значительнее в открытии Америки со стороны России  –  Витуса Беринга или Алексея Чирикова? Этот вопрос правильно разрешился еще в XVIII веке. Великий М. Ломоносов сказал, что А. Чириков был главным, и не потому, что достиг Америки раньше, чем Беринг, а потому, что он еще до первой экспедиции правильно определил ее местонахождение и указал кратчайший путь к ней. После открытия Аляски начинается заселение Северной Америки.
 
Г. Шелихов

В научной литературе общепринятым является утверждение, что первопроходцем в этом плане выступила компания купца Г. Шелихова в 1783 – 1784 гг. Однако ряд ученых обосновывает датировку XVII веком. Имеется множество сведений, что на Аляске находились более ранние русские поселения. Возможно, речь идет о потомках тех, кто в составе экспедиции 1648 года Алексеева и Дежнева, отделившись от основной группы, на четырех лодках достигли Аляски и основали там свою колонию. Не исключено, что в 1732 году на берег Американского континента высаживались члены экипажа «Святой Гавриил», исследовавшие Чукотку. Однако именно в конце XVIII века установились постоянные связи между Россией и ее колониями на Аляске. Заселение Америки русскими описано в легенде-карте Г. Шелихова в 1788 году. В ней рассказывается, как путешественник, достигнув в 1783 году Аляски, поменял свои вещи на пушнину. Одарил старейшин конягов (представителей местного населения) подарками. Принял в российское подданство около 30 тысяч людей. Там же основал училище для подростков, где обучали русской грамоте, математике и музыке.
Первым правителем Русской Америки назначается Александр Баранов. Откликнувшись на предложение Григория Шелихова, он заключает контракт, становится главой промышленников на Аляске. Правитель Северной Америки полностью разделял взгляды Г. Шелихова, что «открытые новые земли»  –  есть продолжение земли русской, и планы освоения Аляски ему по душе. Однако задачи перед ним стояли крайне сложные.

Памятник «начальнику Аляски» А. Баранову в г. Ситке


Русских людей было немного, и они не отличались дисциплиной. Плохо обстояли дела с продовольствием. Хлеб не вызревал, его заменяла рыба. Поспевали лишь картошка, капуста, морковь, лук и чеснок. Кроме того, русские питались ракушками, травами и дичью. Случались и трагедии. Так, умерло 135 человек, съевших, как оказалось, ядовитые ракушки. Для немногочисленной колонии русских цифра была значимой, поскольку население колебалось от 600 до 800 человек. Косила их и цинга. Не хватало обуви и одежды. Корабли с товарами, шедшие из Охотска, часто задерживались в пути либо гибли во время штормов. Местные индейцы  –  тлинкиты (русские называли их «колоши») нападали на наши отряды, промышлявшие зверя, сжигали остроги. Более мирными и спокойными оказались алеуты и эскимосы. Однако и их подбивали на провокации капитаны английских и американских судов, снабжая винтовками, пушками и алкоголем. Все эти проблемы должен был решать А. Баранов. Это был человек решительный и храбрый. Неслучайно на стене в его библиотеке висел портрет А. Суворова. 
Поселок Новоархангельское, основанный Г. Шелиховым на острове Кадьяк (самом крупном на Аляске), столицу Русской Америки, он значительно обустроил. Для детей креолов (от смешанных браков русских и алеутов) открыл школы, а самых способных посылал на учебу в Петербург. Именно из них в дальнейшем выросли умелые мастера  –  плотники, кузнецы, переводчики. Один из креолов дослужился до звания генерал-лейтенанта. Сам же он женился на дочери вождя индейцев, нареченной при крещении Анной.

Столица Русской Америки с 1808-го по 1906 год – г. Новоархангельск (ныне – Ситка)
Русские активно эксплуатировали труд алеутов и эскимосов, но и в самой России в те годы существовал крепостной строй, а великие географические открытия повсюду сопровождались колонизацией аборигенов. Для торговли шкурами животных, мехами, дичью были выстроены остроги-форты. Единицей расчета служили шкуры речного бобра. Прибыль от торговли была большой, окупала и гибель судов с товарами, и дальние перевозки, и накладные расходы. Еще при Павле I получившая монополию Российско-Американская компания (РАК) стала крупнейшей коммерческой структурой в мире. Конкурировала она со знаменитыми в те годы Ост-Индской компанией и компанией Гудзонова залива. Даже Александр I и его мать, вдовствующая императрица, купили акции этого успешного предприятия. Всего же наличествовало около 400 акционеров, преимущественно богатых и знатных людей Петербурга.
Со смертью Г. Шелихова А. Баранов становится главным правителем колонии. Он считал, что служит не только компании, но и Отечеству. Император Александр I видит в заокеанской идее не только коммерческое предприятие. Посылая военные корабли из Кронштадта в Америку, он тем самым демонстрирует, что русские находятся там по праву первооткрывателей.


Однако середина Аляски так и осталась для русских неизведанной землей. Хотя солидной протяженности береговая линия была обследована, и на большей ее части «введен благоустроенный к обоюдным с жителями выгодам порядок». К концу правления А. Баранова в Русской Америке построено 24 форта. Один из них  –  Форт Росс  –  выдвигался особенно далеко, в Калифорнию. Интересно, что Форт Росс основал зять и наследник «Российско-Американской компании» граф Николай Резанов, который совершенно верно решил, что выход и спасение от голода Русской Америки состоит в том, чтобы организовать торговлю с Калифорнией и основать там русское поселение. Оно должно было снабжать Русскую Америку хлебом и молочными продуктами. С этой целью на корабле «Юнона» он отбыл в феврале 1806 года в Калифорнию. Достигнув ее и основав там форт, Резанов организовал доставку продовольственных грузов в Аляску. После смерти Резанова в 1807 году директором «Российско-Американской компании» становится правитель Аляски А. Баранов.

28 лет службы отдал губернатор русской Аляске, и уже когда ему было за 80, перестал быть ее правителем. Скончался он 16 апреля 1819 года. В 1989 году в г. Ситке (США), бывшем Новоархангельске, А. Баранову установлен памятник, уже не Русская Америка почтила память первопроходца.
Так почему же в 1867 году Русскую Америку все же продали Соединенным Северо-Американским Штатам, после 126 лет со дня ее открытия Алексеем Чириковым? Ответ содержится в письме Константина Николаевича Романова (младшего брата Александра II, главы морского штаба России), адресованном министру иностранных дел России А. Горчакову и датированном мартом-апрелем 1857 года (то есть за 10 лет до продажи Аляски). В нем есть такие строки: «Мне пришла мысль, что нам следовало бы воспользоваться избытком в настоящее время денег в казне США и продать им наши североамериканские колонии. Продажа эта была бы весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать и надобно предвидеть, что США, стремясь постоянно к округлению своих владений и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас упомянутые колонии, и мы не будем в состоянии воротить их. Между тем эти колонии приносят нам весьма мало пользы, и потеря их не была бы слишком чувствительна…». Вот такое послание от «генерала, адмирала и либерала» ушло в адрес А. Горчакова. Такие мысли посещали князя уже тогда.
 
Первая страница ратификационной грамоты о продаже Аляски, подписанной Александром II 18 октября 1867 г.

Первый раз Аляску попытались продать американцам фиктивно, задним числом, из-за боязни потерять ее в начавшейся Крымской войне. Сделка не состоялась, но зерна зла были посеяны. Идеей продажи Аляски в Вашингтоне заинтересовались. В то время в США  царило опьянение от непрерывного расширения территории. После поражения Наполеона Франция продала Луизиану за 15 млн долларов. Мексика была вынуждена уступить Калифорнию за 15 млн долларов (после того, как у нее силой отобрали Техас). «Америка для американцев!»  –  таков был смысл провозглашенной доктрины Монро. Элита хотела владеть всем континентом в северной части Америки. Хорошо понимал угрозу «округления» и Александр II, но он колебался  –  расставаться с территорией, открытой русскими и почитавшейся «царевой гордостью», было непросто. Даже несмотря на то, что в годы Крымской войны США открыто заявили о дружеских отношениях с Россией и активизировали торговлю с ней, поставляли оружие и снаряжение для русской армии. Готовы даже были послать добровольцев. Видимой угрозы русской Аляске со стороны США не было, но оставалась потенциальная. К тому же последствия Крымской войны, истощившей Россию морально и материально, заставили царя и его дипломатов изменить курс внешней политики. Решено было «сосредоточиться» (слова А. Горчакова) и отказаться от «округления» Российской империи, сконцентрировав усилия на освоении Приамурья. Нужны были средства для этого «округления». Впрочем, главной причиной продажи все же были уязвимость русских колоний в Америке, враждебность со стороны местных индейцев, которые жили с нашими соотечественниками в состоянии холодной войны. Английские и американские торговцы поставляли им оружие, подстрекая к мятежным действиям. В удаленной от побережья части Аляски на Верхнем Юконе англичане в 1847 году учредили факторию. И русские с этим вторжением были вынуждены смириться. Естественно, возникал вопрос: способна ли Россия в случае войны защитить Аляску? И тогда царь поставил окончательную точку. Он сказал: «Ну и окончен спор. Продаем. Торговаться Россия не будет, пусть сами назначают хорошую цену». 28 декабря 1866 года Александр II подписал документ о продаже Аляски. Все делалось втайне, поскольку это для нашей страны было не почетным, а постыдным делом.
Посланник США в России доложил об условиях продажи госсекретарю США У. Сьюарду. В этот же день, собрав работников госдепартамента, он назначил цену  –  7 млн 200 тысяч долларов и начал готовить договор. Уже к 4 часам утра 30 марта 1867 года он был подписан и скреплен печатью. По американским законам его утвердили сенат и конгресс США. Россия, рассчитывавшая на 5 млн долларов, получила даже больше. Но это была ничтожная плата за громадное приобретение. Аляску продали за бесценок, даже несмотря на большой вес доллара по тем временам. Только одного золота (Россия уже знала о его наличии на Аляске) к ХХ веку было добыто на сумму в две с половиной тысячи раз больше, чем было уплачено при сделке. Только за один час у берегов Аляски ловится рыбы на сумму, превышающую плату при покупке Аляски.
 
Традиции русского православия сохраняются на Аляске и сегодня

Официально передача русской колонии в состав США состоялась 18 октября 1867 года. Площадь перед зданием губернатора русской колонии в Новоархангельске была заполнена русскими и американскими солдатами. С высокой мачты спустили российский и подняли американский флаг. Просьбу желающих остаться удовлетворили. На то время в колонии проживало 823 русских, 90 человек предпочли стать американцами. Однако, когда штатовский гарнизон начал бесчинствовать, многие присоединились к отплывающим.
Еще раз о русской Аляске мы вспомнили в годы Великой Отечественной войны. В 1942-м начала действовать воздушная трасса между Аляской (США) и СССР. США по ленд-лизу начали поставлять в СССР американские самолеты. Место, где советские летчики принимали эстафету по перегонке крылатых машин от американских коллег, находилось в городе Фэрбенксе (Аляска). Здесь советскими специалистами производилась приемка самолетов, и далее их перегоняли наши летчики в СССР. Фэрбенкс, находящийся в центре Аляски, был выбран в качестве места передачи самолетов из-за лучшей защищенности по сравнению с городом Номом наши опасались нападения японцев, которые летом 1942 г. оккупировали часть территории Аляски. Только в августе 1945 г. поставка авиатехники из Аляски прекратилась. И 1-й перегоночный авиаполк перебазировался из Фэрбенкса на территорию СССР. Это был последний русский след на Аляске. Согласно отчету по трассе Алсиба (Аляска – Сибирь) доставили 7908 одно- и двухмоторных самолетов. Перевозились и различные грузы: военное оборудование, золото, продовольствие и т. д. Летали послы СССР, американские генералы, а в 1944-м  –  вице-президент США Генри Уоллес. Одним словом, Аляска внесла неоценимый вклад в разгром немецко-фашистской Германии, способствовала Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
 
Анатолий Жилин,
депутат Госсовета Республики Крым

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930